В клубах дыма и в пене рождается новая жизнь, торжественно сливаются капли масла, дигитальные вибрионы катятся колбаской к свету, разыгрываются маленькие трагедии из жизни динозавров...
Победитель Канн в широком российском прокате
Немолодой архитектор Джек (Шон Пенн) просыпается в комфортабельной стеклянной клетке с галечным садом, в котором одиноко растет тощее деревце, потом оказывается на работе — в другой стеклянной клетке, пороскошней и попросторнее (тут тоже есть дерево в кадушке,Читать!
Несмотря на обилие иудео-христианских аллюзий и прямых цитат из Ветхого Завета (в первую очередь — Книги Иова), новая и, судя по пафосу, итоговая работа Теренса Малика хорошо ложится в популярную психологическую концепцию старческого пантеизма, согласно которой угасание жизненных функций и либидо сопровождается повышенным интересом к пению птиц в листве и умением находить мягкое удовольствие в медленных прогулках на свежем воздухе. Интерес к листве режиссер, впрочем, начал проявлять с самого начала карьеры: уже «Пустоши» были полны псевдодокументальных, как казалось по тем временам, кинозарисовок — коровы, лесостепь, городские насаждения. Дальше была саранча, джунгли Океании, устрицы и желуди Вирджинии... Все усиливающаяся роль медитативных (эффект съемки со стедикама) проходов камеры по полям и лесам в поэтике Малика сопровождалась все возрастающей любовью к человеку. Каждый последующий фильм со все большей очевидностью подчеркивал мысль о том, что мы, как и коровки с кузнечиками, — твари Божьи или, если хотите, такая же часть Природы, как рыбы и реки, насекомые и джунгли. Этот мудрый гуманизм (говорю без иронии) позволял Малику опасно приближаться к банальности, но при этом не превращаться в Мистера Очевидность. Даже «Новый свет», великая энциклопедия общих мест, при просмотре вовсе не кажется таковой. Да, тут, конечно, многое зависит от психоделической, отстраненно-расслабленной манеры съемки, но главное в режиссерском методе Малика — его искренняя уверенность в том, что, делая ремейк диснеевского мультфильма, он говорит о самом важном на свете.
Этой святой простоты всегда набиралось ровно на горчичное зерно, но в «Древе жизни» налицо явное перепроизводство духовности. Оно особенно заметно в закадровых монологах — элегические отступления всегда были сильной частью фильмов Малика, во многом потому, что их использование строилось на эффекте контраста (происходящее в кадре «Пустошей» или «Тонкой красной линии» насилие диссонирует с интроспекцией героев, уносящихся в своих мыслях подальше от места преступления или поля боя). Но в «Древе» они уже сродни комментарию к самой бесхитростной теледокументалистике, буквально повторяющему видеоряд. «Кто я?», «когда это кончится?», «за что мне все это?», «чтоб вы сдохли» (цитаты не буквальны) — мысли героев не отличаются ни оригинальностью, ни реализмом — экзистенциальные вопросы редко оформляются в рациональную речь. Вообще, те драматические эпизоды фильма, которые обходятся вовсе без слов — например, встреча героя с Другими: преступниками, бродягами, больным ДЦП, неграми — заметно выигрывают; в них чувствуется именно жизнь, а не стертый «универсальный» (то есть якобы принадлежащий в равной степени всем, а на самом деле — никому) континуум, состоящий из эдипова комплекса, кризиса среднего возраста, заповеди «посади дерево» и дуализма «природного» (его символизирует Мать) и «морального» (Отец, соответственно) — или, если угодно, принципа удовольствия и принципа реальности. Этот самый дуализм, собственно, и есть единственная новость, которую сообщает «Древо жизни» поклонникам Малика. Да, судьба человека тут по-прежнему вписана в круговорот веществ в природе, но на сцену выходит и третий участник — Бог (на этом слове камера начинает показывать плывущие по небу облака). Этот выход совершенно рушит сложившуюся языческую вселенную Малика. Раньше его герои, пусть и самые девиантные, были естественны и безгрешны, даже битвы Второй мировой казались частью природы — как являются ее частью эпидемии чумы или выбросившиеся на берег киты. Теперь в этот мир пришло зло, и оно буквально носит имя... природы. Эта природа — человеческая натура, она ревнива, жестока, эгоистична, слепа и непоследовательна. Дальше — уже неразборчиво: режиссер забрасывает зрителя цитатами — из поучений монашек, из Книги Иова (буквальными), из Апокалипсиса (визуальными), как-то совершенно упуская из виду, что Бог Иова — это вовсе не все понимающая и нежная мать, а как раз жестокий и вздорный отец-самодур, а откровение Иоанна Богослова написано скорее в терминах остросюжетного голливудского блокбастера, а не канала Nature. Стремление объять универсум и нарисовать картину всего сразу приводит к обратному эффекту — по мере того как Малик возводит стены,
Читать!
Ссылки
КомментарииВсего:16
Комментарии
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451745
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343376
- 3. Норильск. Май 1268621
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897680
- 5. Закоротило 822132
- 6. Не может прожить без ирисок 782273
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758902
- 8. Коблы и малолетки 740902
- 9. Затворник. Но пятипалый 471319
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403112
- 11. ЖП и крепостное право 381650
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370499
Вот бл..., г-н Рецензент снисходительно поучает, про "суррогаты типа религиозных максим". Это ж, возиться с крысами, посильнее Фауста и покруче, чем "религия - опиум для народа" - в опиуме-то хоть не про суррогаты, а про чистый продукт.
Я не собирался смотреть этот фильм. А теперь, после такого ослепительного поучения, в коем Рецензент - Столп Вселенной, а у стоп Столпа крутятся всякие-разные, ну там Малик или типа бог какой-нибудь, - непременно посмотрю. Куда ж деваться))
Возьми моего 19 летнего сына, дорогой бог, будь счастлив, и не подавись.
Режиссера мало интересует личная драма героев, он все время переключается на общие религиозно-гуманистические места. красивая картинка, мощная музыка, много пафоса. но все это какой-то мертвый материал, до предела рационализированный: смирись - и будет счастье. Древо жизни - это нудная песня о пути примирения с миром зла, бессмысленных войн (сын погиб на войне?).
Триер в "Антихристе" на тему равнодушно-несправедливой природы радикально сильнее и честнее, по-моему, выразился.
Почто в Каннах Ларса обидели?