Итоги конкурса «Кинотавр. Короткий метр» – выбор OPENSPACE.RU, решение жюри и интервью с Михаилом Местецким
С короткометражным конкурсом «Кинотавра» что-то случилось. На церемонии закрытия куратор программы Ирина Любарская с гордостью подвела итоги: впервые за десять лет существования — полный зал воЧитать!
OPENSPACE.RU представил на церемонии закрытия программы выступление группы Cheese People, а МАРИЯ КУВШИНОВА выбрала лучшие фильмы, поговорила с автором картины «Незначительные подробности случайного эпизода» Михаилом Местецким и прокомментировала список официальных победителей.
«Дотянуться до мамы». Режиссер и автор сценария Ольга Томенко (33 мин.)
Папа, мама и сын обедают, переругиваются и ждут, когда же наконец из школы вернется дочь («Да она, наверное, там с деревьями разговаривает», — саркастически замечает мальчик). Девочка возвращается поздно, с щенками, получает нагоняй и страшным проклятием проклинает родителей — особенно маму. Когда родители уезжают на ночную рыбалку, девочке начинает казаться, что ее проклятие может стоить им жизни. В своей дипломной работе выпускница ВГИКа Ольга Томенко создает герметичный, но прозрачный мир, сотканный из детских страхов, фантазий и детской жестокости. В отличие от сигаревского «Волчка» здесь нет фатального отторжения матерью своего ребенка — семейные ссоры и обиды в итоге оказываются здесь просто формами любви.
«Мир крепежа». Режиссер и автор сценария Михаил Сегал (28 мин.)
Остроумный, глубокий и изобретательный фильм Михаила Сегала («Franz+Polina») про двух юных влюбленных, которые планируют предстоящую свадьбу при помощи специально нанятого организатора (Андрей Мерзликин). Однако, когда церемония уже расписана по минутам, выясняется, что распланировать можно и то, что после: когда и с кем будет изменять муж, когда жена, каким языкам учить детей и так далее — до самого конца.
«Море желаний». Режиссер и автор сценария Шота Гамисония (27 мин.)
Выпускник училища им. Щукина и Высших курсов Шота Гамисония превращает Москву в приморский город: звуковым фоном всегда идет крик чаек, асфальт поливают водой из шланга, на улицах, радом с узнаваемыми московскими табличками, висят указатели «К пляжу» и вывески «Московское домашнее вино», герои — два молодых бездельника, как в феллиниевских «Маменькиных сынках», — двигаются в непривычном замедленном ритме. Такой Москвы — южной, расслабленной, бесконечно притягательной — не было в кино никогда («Если бы не море, было бы по-другому»), Гамисония находит для нее идеальную форму существования.
«Незначительные подробности случайного эпизода». Режиссер и автор сценария (при участии Николая Куликова) Михаил Местецкий (28 мин.)
На финальных титрах фильма, под Russian Dance Тома Уэйтса, публика устроила овацию, которой в зале Зимнего театра, пожалуй, никогда не было и на полном метре. Фильм уже рвут на части российские и иностранные продюсеры и отборщики, Местецкий, филолог и режиссер по образованию, раздает бесконечные интервью. В фильме два поезда застревают друг напротив друга на железнодорожном перегоне, с двух сторон окруженном водой. В одном окне — мужчина (Кирилл Кяро), в другом — девушка (Мириам Сехон), но поезда уже въехали в мир чистой фантасмагории, и они не встретятся, но будут наблюдать за жизнью друг друга, за десятками изобретательных линий и деталей — через окна навечно остановившихся поездов.
{-page-}
Михаил МЕСТЕЦКИЙ: «Короткий метр имеет смысл для всех, за исключением продюсеров»
— Вы сказали на премьере, что производство фильма «Незначительные подробности случайного эпизода» было таким же долгим, как и его название.
— Снимали недолго, мы долго делали.
— Откуда взялась эта идея — долгая жизнь персонажей в остановившемся поезде?
— Это такой бродячий сюжет, он был в каком-то виде у Кортасара, у Пелевина — у многих. Мы не претендуем на то, что мы его выдумали, но какую-то новую жизнь мы в него вложили. А собственно, чем мы вообще занимаемся? Вкладываем новую жизнь в старые сюжеты.
— Где вы снимали остановившиеся поезда?
— Все эти съемки — сумасшедший дом, потому что там нет двух кадров, которые снимались бы в одном и том же месте. Снимали на въезде в Крым, это федеральная трасса, никогда бы не дал там поставить два поезда. Мы снимали нелегально, врисовывали потом туда поезда — при абсолютно героической помощи моих друзей, специалистов по компьютерной графике. Но это все продолжалось долго, потому что не было денег.
— Вряд ли такую историю имело смысл рассказывать в полнометражном фильме.
— В какой-то момент у нас была эта дилемма. Мы так долго его делали, потому что у нас закончились все деньги и возможности, и в какой-то момент появилось одно из продюсерских решений — расширить этот фильм до полного метра. Но стало понятно, что это совершенно невозможно: задумывалось все на двадцать с чем-то минут, которые нельзя растянуть больше.
— Короткий метр считается чем-то таким лабораторным, но когда смотришь такие фильмы, как ваш, понимаешь, что это абсолютно оправданная форма.
— Короткий метр имеет смысл для всех, за исключением продюсеров. И в этом смысле наш продюсер Сергей Корнихин совершил невероятный подвиг дружбы и неимоверной человеческой щедрости.
— При этом фильм не выглядит малобюджетным. Это полчаса дорогого кино.
— В этом заслуга продюсера. Я счастлив во многом потому, что я могу ему объяснить по-дружески теперь, что мы не зря это делали и он шел на какие-то подвиги. И еще сто человек, вместе с которыми мы делали этот фильм.
— В фильме есть элементы социальной сатиры. Поезда не едут, потому что никак не могут починить пути, воруют рельсы. Младшие офицеры в одном из купе за время простоя превращаются в генералов…
— Юмор скорее, не сатира. Сейчас мы затеваем полный метр и еще одну короткометражку, которые будут намного более хулиганскими, злобными и сатирическими. В этом фильме я все время думал о том, что мы уже граничим с каким-то милым кино. Теперь я настроен более зубасто.
{-page-}
НАГРАДЫ КОНКУРСА «КИНОТАВР. КОРОТКИЙ МЕТР»
Специальный приз фестиваля Future Shorts
«Мир крепежа». Режиссер и автор сценария Михаил Сегал
Специальный приз портала «Кинопоиск»
«Адронный коллайдер». Режиссер и автор сценария Мария Левина (9 мин.)
В
Читать!
Специальное упоминание жюри
«Дотянуться до мамы». Режиссер и автор сценария Ольга Томенко
«Кросс». Режиссер и автор сценария Марина Врода (15 мин.)
Лауреат короткометражной «Золотой пальмовой ветви», фильм украинского режиссера Марины Вроды — несколько минут из летней жизни мальчика, который бежит или наблюдает за бегущими.
Диплом лауреата конкурса «Кинотавр. Короткий метр»
No problem. Режиссер и автор сценария Маша Агранович (30 мин.)
Фильм выпускницы ВГИКа Маши Агранович — внутренний монолог современного донжуана с Рублевки (визуальное решение и интерьеры соответствующие), богатого бездельника без лишних проблем, который однажды спотыкается об упрямую девушку Зою и открывает на кухне газ.
«Незначительные подробности случайного эпизода». Режиссер и автор сценария (при участии Николая Куликова) Михаил Местецкий
Главный приз конкурса «Кинотавр. Короткий метр»
«Мир крепежа». Режиссер и автор сценария Михаил Сегал
Приз гильдии киноведов и кинокритиков
«Незначительные подробности случайного эпизода». Режиссер и автор сценария (при участии Николая Куликова) Михаил Местецкий
Ссылки
- Мария Кувшинова, Георгий Ковалев. «Кинотавр-2011»: «Или ты идешь на бессмертие, или ты быдло быдлячее», 07.06.2011
- Мастер-класс Клер Дени на «Кинотавре», 07.06.2011
- Георгий Ковалев. «Кинотавр-2011»: «Громозека» и «Родина или смерть» Манского, 06.06.2011
- Мария Кувшинова. «Кинотавр-2011»: открытие и новый фильм Авдотьи Смирновой, 05.06.2011
- Иван Чувиляев. Топ-5: верните это немедленно, 26.05.2011
- Роман Каримов: «Ну вот, я же как Германика, только более светлый», 25.05.2011
- Мария Кувшинова. Русское кино – где? 10.05.2011
КомментарииВсего:1
Комментарии
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3436971
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2336679
- 3. Норильск. Май 1268256
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897608
- 5. Закоротило 822001
- 6. Не может прожить без ирисок 781555
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 757953
- 8. Коблы и малолетки 740632
- 9. Затворник. Но пятипалый 470741
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402746
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370238
- 12. Винтаж на Болотной 343069
Он был около месяца назад у нас на занятии на продюсерских курсах в NYFA. Мы смотрели и обсуждали его фильм. Особенно запомнились две фразы:
1. "На эти деньги я мог купить себе Порш Кайен, а мог этот снять фильм. Я снял этот фильм."
2. "В какой-то момент я перестал понимать, что происходит на съемочной площадке, и полностью доверился режиссеру."
Короткометражные фильмы нужны продюсерам. Особенно начинающим.