Критика будет заниматься открытием новых имен и исследованием всего того невероятного, ошеломляющего множества доступных фильмов.

Оцените материал

Просмотров: 5804

Эфе Чакарэль: «Критики больше не будут привратниками кинематографа — скорее фонариками в темноте»

Ксения Прилепская · 31/05/2011
Основатель и директор киноманского сайта Mubi о глобализации в кинокритике, сортировке кинематографа и равнодушных читателях

Имена:  Эфе Чакарэль

©  mubi.com

Эфе Чакарэль

Эфе Чакарэль

Кино смотрят в интернете, читают о нем тоже в интернете — и не обязательно на своем родном языке. Автор, пишущий по-русски или по-итальянски, конкурирует за читателя с автором, пишущим по-английски. Приведет ли процесс глобализации к исчезновению национальных кинокритических традиций или взаимное влияние окажется благотворным для кинокритической мысли? OPENSPACE.RU публикует два мнения на тему — интервью КСЕНИИ ПРИЛЕПСКОЙ с основателем и директором сайта Mubi и письмо критика ДМИТРИЯ МАРТОВА, пишущего о кино по-русски и по-английски.


Mubi — глобальный кинотеатр, в котором показывают арт-кино, социальная сеть и площадка для обмена мнениями по поводу фильмов. К сожалению, зрителям из России пока доступна лишь небольшая часть видеоконтента, но свободному обмену мнениями о кино никто не препятствует. Эфе Чакарэль рассказал OPENSPACE.RU о том, как критика влияет на умы киноманов, о неизбежном засилье топов и рейтингов и о создании интернетом новых форм коллективного опыта.

Разговор будет продолжен на открывающемся в четверг фестивале «Кинотавр», где Чакарэль вместе с президентом компании «Кино без границ» Сэмом Клебановым проведет круглый стол «Мир изменился вчера. Сегодня — очередь за вами».


— Российские киноманы все чаще читают и принимают в расчет кинорецензии на английском. Возникло что-то вроде конкуренции национальных и международных кинокритиков. Как, на ваш взгляд, это меняет картину?

— К сожалению, я не знаю ситуацию в России достаточно хорошо, но, по-моему, нигде никакой такой конкуренции нет. То есть она есть, но за рабочие места, а не за влияние на умы. Для критика, англоязычного или любого другого, успех не означает победу в соревновании. Успех — это хорошо знать тему и четко выражать свои мысли. И тогда появится аудитория, которая оценит форму подачи, подход, стиль критика. Влияние на умы не заставит себя ждать.

— Сейчас, не в последнюю очередь благодаря интернету, каждый сам себе кинокритик. Меняется ли роль профессионального кинокритика? Он вымирает?

— Сейчас, безусловно, больше людей, публикующих свои мнения о фильмах благодаря легкости самовыражения и самопубликации, которую обеспечивает интернет. Являются ли эти люди критиками? Кто-то да, кто-то нет. Традиционная роль кинокритика — не критиковать, а рецензировать, и, по крайней мере в Великобритании и Штатах, эта профессия имеет очень мало отношения к первоначальному значению слова. Да, критика меняется. Она будет в меньшей степени заниматься рецензированием последних релизов и в большей — открытием новых имен и исследованием всего того невероятного, ошеломляющего множества доступных фильмов. Критики больше не будут привратниками кинематографа — скорее фонариками в темноте, освещающими путь остальным. Это уже происходит сейчас и в дальнейшем только усилится.

— Что вы думаете по поводу растущего влияния в мире американской критики?

— Честно говоря, я вообще не вижу этого тренда. Я бы даже сказал, большей частью кинокритика как профессия в Америке отживает свое. Разумеется, критика есть и в интернете, но что-то мне пока не доводилось видеть этого влияния за пределами Штатов.

— Почему киноиздания, журналы и кинокритики так любят создавать разные топы, списки и рейтинги? Это помогает развитию кино?

— Большинство читателей все-таки не любят длинные многословные статьи, уводящие в глубины кинематографа, и поэтому редакторы находят хитрые способы мгновенно заинтересовать равнодушного стороннего читателя. Топ-10, рейтинг или список рассказывает тебе о фильмах очень мало — больше о самом авторе списка или топа. Люди должны активно обсуждать кино, а не сортировать и ранжировать его.

— Большое количество мобильных интернет-устройств и сервисов, как ваш, безусловно влияют на ситуацию с кинопоказом и кинопрокатом в мире. Что происходит с кино как с коллективным опытом?

— Кинематограф начался как социальный опыт, и сейчас, в эру домашних кинопросмотров и пустеющих мультиплексов, он дряхлеет и вырождается. Я не уверен, что мы в состоянии когда-либо снова обрести всю эту социальность. В случае Mubi мы стараемся построить глобальный портал, который будет служить местом встреч и социализации вокруг кино. Место, где можно посмотреть фильм, почитать о нем, обсудить с другими. То же ли это самое, что сидеть в кинозале с тысячей незнакомцев? Нет, но с другой стороны, сейчас посредством интернета можно установить настоящий, человеческий и кинематографический, контакт с кем-то по другую сторону земного шара — просто потому, что вы посмотрели один и тот же фильм на одном и том же сайте.

— А способ кинопроката, по-вашему, будет меняться дальше?

— Я думаю, будущее просто — видео-по-запросу. Домашние кинотеатры будут иметь каналы, по ним можно будет смотреть фильмы. Найти, выбрать, нажать на кнопку play... Поход в кино и просмотр фильма в кинозале станут редкостью. Все будет оцифровано и в итоге либо доступно из дома, либо будет вещаться в кинотеатры, и в конце концов грань между кинотеатром и домашним просмотром исчезнет совсем.

— Правда, что MUBI собирается сотрудничать с русским сайтом Look At Me в области кинопоказа. Это правда?

— Обожаю слухи! Иногда они показательны. Сейчас мы ведем переговоры с несколькими потенциальными партнерами в России, чтобы разработать стратегию сильного кинопредложения на миллионах интернет-устройств, но больше пока я ничего не могу добавить.

С мая по декабрь на сайте Mubi проходит бесплатная ретроспектива фильмов каннской «Неделе критики»

Ссылки

А вы каких кинокритиков читаете?

Голосование завершено
Результат голоcования по вопросу:

А вы каких кинокритиков читаете?

  • Никаких
    280
    34%
  • Русских — я не владею иностранными языками
    160
    20%
  • Русских — у нас собственная интересная школа
    158
    19%
  • Я сам кинокритик и никаких других не читаю
    110
    14%
  • Читаю англоязычную критику — там все по делу
    56
    7%
  • Европейских — в переводе или в оригинале
    49
    6%
Все голосования
Все новости ›