Выходят гламурные мальчики на сцену и начинают гопников изображать – мне это не очень близко.

Оцените материал

Просмотров: 53250

Роман Каримов: «Ну вот, я же как Германика, только более светлый»

Мария Кувшинова · 25/05/2011
Участник конкурса «Кинотавра» о торрентах, независимости в русском кино, новой драме и продажных критиках

Имена:  Роман Каримов

©  Евгений Гурко / OpenSpace.ru

Роман Каримов

Роман Каримов

Режиссерский дебют Романа Каримова «Неадекватные люди»комедия про встречу клерка и молодой девушкив прошлом году победила на фестивале в Выборге, зимой вышла в российский прокат и приятно удивила зрителей. Второй фильм Каримова − «Вдребезги», с Равшаной Курковой и Артемом Ткаченко, − принимает участие в конкурсе фестиваля «Кинотавр», который открывается в Сочи 4 июня.

Роман Каримов рассказал OPENSPACE.RU о том, как ему удалось стать независимым режиссером в России.


− Один коллега сказал после просмотра «Неадекватных людей», что это посткризисная перезагрузка российского кино: режиссер-дебютант, из ниоткуда, нулевой бюджет, непривычная манера съемки. Чувствуешь себя первопроходцем?

− С таким маленьким бюджетом никто еще в прокат не выходил.

− А какой был бюджет?

− Сто тысяч. Первооткрыватель? Тарантино тоже первооткрыватель, видишь, как я скромно? (Смеется.) Идеи циркулируют, важно то, как ты их переделываешь. И до меня были малобюджетные фильмы − «Пыль», другие хорошие картины. А в плане актерской игры тут тоже есть какие-то референсы: фильмы, которые мне нравятся, − западные комедии, истории из жизни… Я просто объединил свои музыкальные интересы, идеи и представления о том, какой должна быть актерская игра, в одно целое. Получилось что-то новое. А по частям, весь фильм − это всего лишь рудиментарные остатки разных вещей. Например, что всегда было в старом голливудском кино − комедии с Кэри Грантом, комедии Билли Уайлдера.

− Мне показалось, что «Неадекватные люди» похожи на современное американское малобюджетное кино. Скажем так: фильм больше похож на формат «Санденса», чем на теперешние русские мелодрамы, комедии, которые у нас часто выглядят как дешевый сериал.

− Это манера съемки. Мы снимали с небольшой глубиной резкости. Просто у нас была хорошая техника. Свет мы выставляли рассеянный, приглушенный − контуры не вырисовывали.

…Я сериалы особо не смотрю, поэтому мне проще быть непохожим. Хотя изначально мы планировали снимать телемувик, продать фильм на ТВ. В широкий прокат вообще не хотели выходить. Но в процессе подготовки к съемкам поняли, что надо делать что-то особенное. Хотелось выстрелить. Повезло, что «Парадиз» взял фильм в прокат, до этого все остальные дистрибьюторы отказывались от сотрудничества. Самое смешное, что после выхода «Неадекватных людей» практически каждая крупная российская компания позвонила мне и предложила работу.

©  Евгений Гурко / OpenSpace.ru

Роман Каримов

Роман Каримов

Вообще, у фильма на удивление хороший «сарафан» − отзывы в блогах. Русскому кино, тем более в таком жанре, зрители редко доверяют.

− Первые рецензии были − две звезды из пяти, три звезды из пяти. «Искусство кино» вообще где-то раскопало черновую версию монтажа и на ее основе написало разгромную рецензию. Такое ощущение, что сидят неудачники, которые увязли в стереотипах и пишут потому, что у самих не вышло стать режиссерами. Одновременно с нами выходит «Медведь Йоги» − получает пять звезд в каком-то журнале, а нашему фильму ставят три. Сейчас, будучи уже инсайдером, я понимаю, что рецензии пишутся исключительно на заказ, а как иначе журналистам зарабатывать деньги? Для меня значение имеет только некое общее мнение о фильме. Если большинству народа нравится, ну и ладно. А то, что часто встречаются люди, которые считают, что фильм − дерьмо по всем параметрам: игра актеров отвратительная, музыка отвратительная, − ну и ладно, пусть смотрят Джармуша или, наоборот, Майкла Бэя, а мои фильмы впредь обходят стороной…

Всем не угодишь. Интересно другое. На примере «Неадекватных людей» стало понятно, что на сто тысяч-то, оказывается, можно очень прилично снять − я даже не про идею, именно про качество картинки. Почему у людей с гораздо большими бюджетами картинка гораздо хуже?

− Пилят, осваивают, конечно. Сейчас уже и со мной такой бюджет вряд ли пройдет. Ведь он достигается за счет того, что ты делаешь фильм для портфолио и себя ущемляешь в гонорарах. Собралось несколько людей, которые хотят сделать что-то клевое, чтобы доказать, что умеют снимать кино. Когда у них получилось, больше нет смысла ущемлять себя в деньгах. Хотя «Вдребезги» тоже проект очень малобюджетный…

− Капитализация бренда.

− Если бы мы заработали на «Неадекватных людях», то продолжили бы снимать именно такие фильмы. Но на третьей неделе проката вышел торрент. Наш дистрибьютор в этой ситуации оказался беспомощным. Если в случае с какими-нибудь «Елками» может позвонить Медведев или фээсбэшник какой-нибудь и сказать: «Чуваки, убираем», − и тут же моментально все исчезнет, то наш продюсер Михаил Кукушкин сидел, долбился целыми днями. Закроет одну раздачу − тут же другую откроют. И он опять должен собирать пакет документов, чтобы доказать, что имеет право на удаление. Поскольку некоторые люди говорили: «Мы качаем торренты, но мы хотим дать вам денег», − я даже открыл «Яндекс-кошелек». На него пришло 1800 рублей.

©  Парадиз

Кадр из фильма «Вдребезги»

Кадр из фильма «Вдребезги»

− От скольких людей?


− Думал, может, люди чисто символически будут закидывать по десять рублей. Если каждый по десять рублей закинет, будет здорово. А здесь три человека закинули по пятьсот, что-то типа того.

К сожалению, нам приходится вписываться в условия текущей индустрии. Вот люди жалуются, что нет таких фильмов, как «Неадекватные люди», − тогда помогите рублем, что ли. Сходите в кино, отдайте деньги, вместо того чтобы качать. Такого не происходит.

− Среди тех, кто делал фильм, были люди, уже работавшие в кино?

− Нет. Оператор что-то снимал до «Неадекватных», но его тоже можно фактически назвать дебютантом. В тех ролях, в которых они предстали, они были дебютантами. Художник-постановщик впервые был художником-постановщиком. Продюсер был впервые продюсером.

− Продюсера ты откуда взял?

− Нас познакомил парень, который играл чувака на костылях, Артем Душкин, − они вместе с Мишей учились в школе Германа Седакова. Артем увидел, что я энтузиаст, Миша энтузиаст, что у нас сходные интересы, и просто познакомил.

− А кино ты где учился?

− Не, я нигде не учился.

− А в Лондоне что ты делал?

− В Лондоне я много чего делал: я работал на стройке, я работал в ресторанах, я работал на машинной мойке. В конце концов доработался до промопродюсера на канале Viasat.

− Но ты предполагал, что ты кино будешь заниматься, работая на стройке и автомойке?

− Да нет, не особо. Хотелось музыкантом стать, мне музыка нравилась. Но у меня образования нет ни музыкального, ни киношного, поэтому я всегда считал, что это что-то типа хобби. Получилось, что хобби переросло в профессию; по сути дела, повезло просто.

©  Парадиз

Кадр из фильма «Вдребезги»

Кадр из фильма «Вдребезги»

− Я пытаюсь понять, какая может быть стратегия для человека с улицы, который хочет снимать кино.


− Снимать его. Я снимал короткометражки − безбюджетные, на MiniDV, друзей своих снимал. А иначе чего бы мне Миша ни с того ни с сего сказал: «У-уу, ты молодец, давай фильм сделаем?» Он увидел мои работы, понял, что есть потенциал. Оценив уровень короткометражек, снятых без бюджета, он понял, что с бюджетом мы можем снять в десять раз лучше, что мы и сделали.

− Насколько я понимаю, ты не собирался снимать артхаусное кино, авторское. Тем не менее зрители его именно так и воспринимают. Пишут в интернете: «Не ожидал, что русский артхаус может быть таким приличным»…

− Артхаусное − может быть, за счет тех условий, в которых картина была сделана, стилистики, ограничений, которые были... Но я знаю, что поклонники именно мейнстримного кино фильм тоже любят. Он оказался очень универсальным: нравится старикам, чиновникам, бомжам, молодым музыкантам, детям − от 12 до 80 лет. Пока не вышел торрент, мне говорили владельцы кинотеатров: «У нас на “Самый лучший фильм” никто не идет, а на ваш − зал полный». Я за себя в этом смысле порадовался.

− Ты себе как-то это объясняешь: почему? Почему люди вдруг так обрадовались этой картине?

− Ну вот, я же как Германика, только более светлый. Ее творчество тоже находит отклик у молодежи, и тут тоже есть какая-то искренность. Диалоги остроумные. Только если Германика показывает каких-то отморозков утрированных, спивающуюся молодежь, то мы показываем обычных людей.

− У тебя там герои еще очень натуралистично разговаривают: приглушенно, неартикулированно…

− Ну как мы с тобой сейчас разговариваем.

− Бубнят.

− Да, перебивают. Это и называется естественно разговаривать. Как в жизни.

− Тебе дальше в каком жанре больше хочется работать?

− Да в любом, за исключением романтической комедии. Не хочу ничего похожего на что уже было. Сейчас сделал черную комедию. Сейчас хочется драму, или фильм ужасов, или триллер.

©  Парадиз

Кадр из фильма «Вдребезги»

Кадр из фильма «Вдребезги»

− У нас недавно на сайте были напечатаны
воспоминания выпускницы Высших курсов сценаристов и режиссеров. Там основная проблема в том, что людям нечего сказать. Сценарии много кто пишет, но часто не от желания что-то выразить, а от желания написать сценарий.

− Проблема есть, в индустрии. Надо писать о том, в чем ты разбираешься, иначе будет фальшиво. Есть разные способы. Либо брать из собственной жизни − но так можно пару сценариев написать, и на этом все закончится. Либо проводить какое-то исследование. Вот прекрасный пример: Аарон Соркин, который написал «Социальную сеть».

− По чужой книжке.

− Вот, прекрасно. Бери книжку, там за тебя уже все придумано. Сделай диалоги… Не думаю, что он книжку прочитал и успокоился, наверняка исследования проводил, изучал что-то.

Надо источники искать. Знаю сейчас сценарий один − думаю, браться за него, не браться… Он очень плохой. Но это практически единственная драма, которую мне предложили. Там придется переделывать все. Человек пишет о той сфере, к которой он вообще отношения не имеет. Использует какие-то вторичные источники. Это фальшиво и за уши притянуто, а главное, вторично. Я понимаю, что не смогу его переделать, если сам не узнаю побольше. Надо внедряться.

− Ты уже чувствуешь себя частью индустрии?

− Сейчас потихонечку начинаю чувствовать. Перезнакомился с разными компаниями, знаю отдельных людей. Познакомился, например, с Пашей Руминовым, он сейчас снимает очень интересную вещь, я почитал сценарий.

− Руминов пару лет назад снимал Илью Любимова, который в «Неадекватных» сыграл главную роль.

©  Парадиз

Кадр из фильма «Неадекватные люди»

Кадр из фильма «Неадекватные люди»

− Да, я за ним актеров подбираю. Любимова снял, Равшану Куркову, Дашу Чарушу.

− А с теми, кого называют «новой русской волной», ты знаком?

− Это кто?

Хлебников, Попогребский

− Хлебников отобрал мой фильм на «Кинотеатр.doc».

Я знаю этих ребят, но не тех, кто уже выбился в люди. Хлебников вот был там, выбился в люди и стал крутой независимый режиссер. Я с ним незнаком. Это узкая группа людей, которые сидят на госденьгах, снимают неплохое кино и хлопают друг друга по спинке на «Кинотавре». Из «Коктебеля» мне, кстати, не звонили.

− У «Коктебеля» давно уже ничего не выходило…

− Ждут денег, наверное, от олигархов. Кто там сейчас дает деньги? Абрамович с Ходорковским? Нет, Ходорковский уже ничего не дает. Прохоров дает. Им дает и государство, и еще они просят у олигархов, так что там все нормально. Вообще в России киноиндустрия − это такое хобби для олигархов, когда деньги просто так выкидываются на ветер, а не бизнес, как в Америке.

− А ты претендуешь на государственные деньги?

− Я знаю, что это гнилая система. Но если бы мне дали государственные деньги на социально значимый фильм, я бы не отказался. На коммерчески успешный же проект можно заходить и без госденег.

©  Евгений Гурко / OpenSpace.ru

Роман Каримов

Роман Каримов

− То есть с доковской тусовкой у тебя не сложилось?


− Довольно закрытая среда. После того как я получил приз за фильм, меня Михаил Угаров, художественный руководитель, пригласил в Ясную Поляну. Я почитал там пьесу − ее очень сильно раскритиковали. Я понял, что эта тусовка не совсем моя. Причем текст у пьесы был хороший, яркий. Сначала думал, это со мной что-то не в порядке, что я никудышный сценарист. Но потом понял, что обычным людям, зрителям нравятся мои диалоги.

Пытался я писать и для ТНТ, «Универ» там и прочее. На ТНТ мне сказали: «Фу, ты не смешной, у тебя стрёмные диалоги». То же самое мне сказали и в «Театре.doc»: «Это не пьеса, это дерьмо». Поэтому я и решил: буду сам пытаться, в одиночку. Просто то, что я делаю, и то, что они делают, − это разные вещи. В «Доке» очень много претензии, запил под социальность… Выходят гламурные мальчики на сцену и начинают гопников изображать. Мне это не очень близко.

− А тебя социальное не интересует?

− Зачем, интересует. У меня все мои любимые фильмы − про бедных, нищих людей. Сам я принадлежу к нищему роду и очень скромно живу: у меня ни денег, ни роскоши нет, нет машины − ничего такого. Просто я не буду материться ради мата, показывать бомжей ради того, что я показываю бомжей. Должно быть что-то интересное в самой истории. Чтобы она была универсальной вне зависимости от героев − будь это бомжи, богатые, средний класс. Главное, чтобы была идея.​

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:10

  • ttartt· 2011-05-25 17:12:51
    "Я сериалы особо не смотрю, поэтому мне проще быть непохожим". Трудновато в это поверить: в "Неадекватных людях" все актеры кроме И.Олеринской именно сериальные, прямо-таки заезженные сериалами.

    "Если в случае с какими-нибудь "Елками" может позвонить Медведев или фээсбэшник какой-нибудь и сказать: "Чуваки, убираем", - и тут же моментально все исчезнет". Чушь, не исчезнет. "Может позвонить Медведев", кель иде.
  • durts· 2011-05-25 18:20:06
    Отличное интервью! Каримов теперь мой герой. Буду ждать новых фильмов. Диалоги в "Неадекватных людях" и в самом деле прекрасные, живые и человечные, как и персонажи. В кинотеатре сзади меня сидели девочки-подростки, невнимательно прочитавшие афишу. Их удивлению не было предела: "А че, это русский фильм? Ты прикинь, как круто!!!" А вот Яндекс-кошелек стоило активнее пиарить. С торрентом договориться, чтобы разместили эту информацию. Многие бы скинулись!
  • yusev-alexei· 2011-05-25 20:38:31
    Роман не маргинальный деятель, чтобы чувствовать себя в одном подвале с доковцами. Его стиль - массы.
  • net_ni4ego_bolshe· 2011-05-25 21:59:08
    интересно посмотреть, что он делает... интервью спорное.
  • Артем Липатов· 2011-05-26 07:50:43
    "Сейчас, будучи уже инсайдером, я понимаю, что рецензии пишутся исключительно на заказ, а как иначе журналистам зарабатывать деньги?"
    Какая трогательная наивность! Ну-ка, расскажите мне, где окошко, в котором оплату за рецензии выдают!
  • Sascha Petrosyan· 2011-05-26 08:46:27
    "Некий режиссер Роман Каримов", вы не светлый, вы просто-напросто тупой. Тупой, еще тупее.

    И вообще, чем дальше, тем больше такие квазикультурологические проекты, как OpenSpace, любят возводить в ранг, придуманный им самими, "нового" искусства полную бездарность. Не смешно, не интересно.

    "Вообще, у фильма на удивление хороший «сарафан» − отзывы в блогах." Сарафан может быть и ничего, только трусы видны.

    И вообще стыдно должно быть размещать подобные интервью.
  • birka84· 2011-05-26 12:42:39
    Отличное интервью,довольно искреннее, понравилось что человек не агрессивен совершенно, просто нашел себя и не пытается продаться если ему не интересны покупатели, принципы есть. не смотрела фильмы, обязательно теперь посмотрю.

    Sascha Petrosyan у вас видимо большие проблемы, то что вы написали это как раз полный бред, никаких фактов почему такой негатив на человека выливаете, вы видимо бездарность и мучаетесь когда люди за счет таланта пробиваются, сочувствую таким как вы, жаль вас плюющих слюной.

    Любой положительный талант имеет право на существование и свое мнение когда невооруженным глазом видно как люди его встречают, с пониманием и благодарностью.
  • Aleksandr Shick· 2011-05-26 16:58:48
    Sascha Petrosyan вы оправдываете свою фамилию. Оторвали бы свой зад от кресла, а свой взгляд от монитора. Напишите сценарий, чтоб его было не тошно читать, напишите режиссерский сценарий, напишите экспликацию. Сделайте раскадровки, найдите людей готовых работать ни за что. Снимите, смонтируйте, напишите музыку. Ну и попробуйте отдать ваше кино прокатчикам. А потом мы посмотрим, что будут писать про вас критики. Про то какой вы "просто-напросто тупой". Правда смею думать о том, что уже на уровне сценария, с вами разговаривать будет просто не интересно.
    А вот касаемо Ромы, считаю, что он молодец, приехав в москву по сути ни с чем, постоянно интересуясь всеми процессами от съемок до поста, По крупицам набрался и знаний и смелости и добился того, чего многие из нас либо пытаются добиться до сих пор, имея даже больше чем он, либо вообще не смогут сделать подобного.
    За людей нужно уметь радоваться, а не давиться в собственной слюнявой зависти.
  • kapetik· 2011-05-31 17:12:27
    Отличный фильм. Молодец
  • jetsnail· 2011-07-14 23:15:45
    так вот что это! "комедия про встречу клерка и молодой бабушки"! ну, спасибо, оупенспейс, я теперь хоть буду знать в каком жанре этот кошмар выполнен.
Все новости ›