Оцените материал

Просмотров: 48494

Канны-2011: и еще семь хороших фильмов

Антон Долин, Мария Кувшинова · 23/05/2011
Лучшие каннские картины, не попавшие в предыдущие обзоры OPENSPACE.RU

Имена:  Андреас Дрезен · Були Ланнерс · Густ Ван ден Берге · Кристоф Оноре · Нанни Моретти · Рубен Остлунд · Такаси Миике

©  Festival de Cannes

Кадр из фильма «Возлюбленные»

Кадр из фильма «Возлюбленные»

Каннский фестиваль этого года не принес больших открытий, прорывов, ярких дебютов, но оказалось, что это совсем не обязательно. Достаточно собрать конкурс из фильмов, во время которых смотришь на экран, а не на часы, — и поток кино подхватит толпу на Круазетт и унесет ее за собой. «У нас есть папа» Нанни Моретти, «Полисс» Майвенн, «Примечание» Йосефа Седара, «Мальчик с велосипедом» братьев Дарденн, «Гавр» Аки Каурисмяки, «Меланхолия» Ларса фон Триера, «Кожа, в которой я живу» Педро Альмодовара, «Харакири: Смерть самурая» Такаши Миике, «Должно быть, это здесь» Паоло Соррентино, «Драйв» Николаса Виндинга Рефна, «Однажды в Анатолии» Нури Бильге Джейлана — вот фильмы из каннского конкурса, которые надо посмотреть и невозможно забыть. В завершение Каннского фестиваля OPENSPACE.RU подробнее останавливается на фильмах, не попавших в предыдущие материалы.


«Игра» (Play). Режиссер Рубен Остлунд (Швеция-Франция-Дания). Двухнедельник режиссеров

©  Quinzaine des Réalisateurs

Кадр из фильма «Игра»

Кадр из фильма «Игра»

Как и в двух своих предыдущих фильмах, в «Гитаре-монголоиде» (2004) и в «Добровольно-принудительно» (2008), в «Игре» Остлунд исследует поведение людей в группах. Картина основана на реальных событиях, несколько нет назад происходивших в Гетеборге. Банда подростков терроризирует школьников помладше: останавливают на улице и отбирают мобильные телефоны. Но это не банальный грабеж, а изощренная психологическая пытка: они просят посмотреть телефон, уверяют, что такой же украли у младшего брата одного из них и вынуждают своих жертв оправдываться за поступки, которых они не совершали. В банде есть «плохой» следователь и «хороший», который поначалу защищает «подозреваемых», еще глубже втягивая их в безнадежные переговоры. Ложное чувство вины порабощает детей стремительно: они бесконечно долго бродят со своими конвоирами по улицам, почти не пытаются вырваться (а когда пытаются, им это не удается) и оказываются на городской окраине, где невиновные будут наказаны. — М.К.

«У нас есть папа» (Habemus Papam). Режиссер Нанни Моретти (Италия-Франция). Конкурс

©  Festival de Cannes

Кадр из фильма «У нас есть папа»

Кадр из фильма «У нас есть папа»

Новый римский папа избран (Мишель Пикколи), но отказывается выйти на балкон и обратиться с речью к пастве: у него нервный срыв и недостаток веры. Приглашенный психоаналитик (Нанни Моретти) пытается задавать положенные в таких случаях вопросы, но почти любая из обычных тем в стенах Ватикана превращается в табу — психоанализ здесь невозможен. Мир на несколько дней замирает в недоумении. «У нас есть папа» — абсолютно виртуозная, смешная и трогательная работа, в которой ничего не проговаривается прямым текстом. Религия и психоанализ тут становятся двумя конкурирующими системами — традиционной и современной. Церковные иерархи у Моретти показаны как неразумные дети (во время голосования они не могут ничего решить и списывают друг у друга, как на контрольной), испытывающие постоянную потребность в фигуре отца (и временно находящие его в психоаналитике). Новый папа, наместник бога на земле, исчезает из своих апартаментов, за наглухо задернутыми шторами поселяется гвардеец из охраны, чтобы создавать иллюзию его присутствия. Персонаж Пикколи, оказавшись на свободе, представляется актером. Церковь как театр, религиозность как инфантилизм, психоанализ как мания величия, поражающая человека в отсутствие бога — все это Моретти не проговаривает открытым текстом, но прячет в деталях, заставляя воспринимать свою социальную рефлексию скорее эмоциями, чем головой. — М.К.

«Возлюбленные» (Les Bien-aimes). Режиссер Кристоф Оноре (Франция). Фильм закрытия

©  Festival de Cannes

Кадр из фильма «Возлюбленные»

Кадр из фильма «Возлюбленные»

«Возлюбленные» — еще один мюзикл Кристофа Оноре, в котором он рассказывает историю одной семьи с 1960-х до наших дней. Парижская проститутка выходит замуж на чешского врача и вместе с дочерью бежит из Праги в 1968-м; позднее дочь безнадежно влюбится в ВИЧ-инфицированного гея из Америки. Мюзикл у Оноре стремительно мутирует в мелодраму, потом в драму. Мать и дочь играют Катрин Денев и Кьяра Мастрояни, в роли постаревшего чешского врача появляется Милош Форман, и фильм о любви, желании и постоянных поисках взаимности превращается в оммаж европейскому кинематографу. — М.К.

«Гиганты» (Les Geants). Режиссер Були Ланнерс (Бельгия-Франция-Люксембург). Двухнедельник режиссеров

©  Quinzaine des Réalisateurs

Кадр из фильма «Гиганты»

Кадр из фильма «Гиганты»

«Гиганты» Ланнерса («Эльдорадо») — сказка про двух братьев, покинутых матерью в загородном доме. Вместе с приятелем они бродят по лесам и полям, встречают Серого Волка (местный наркодилер) и фею (женщина, подбирающая их на дороге), теряют дом (всю обстановку увозит грузовик с русской надписью «Перевозки в любых направлениях»), промокают насквозь и обесцвечивают волосы перекисью водорода. Чем хуже у героев идут дела, тем свободнее они становятся, передавая залу чувство анархического восторга и уплывая в финале по реке без всякой цели и конкретного направления. — М.К.

«Остановка на перегоне» (Halt auf freier Strecke). Режиссер Андреас Дрезен (Германия). «Особый взгляд»

©  Festival de Cannes

Кадр из фильма «Остановка на перегоне»

Кадр из фильма «Остановка на перегоне»

Довольно сложно убедить кого-либо в том, что история смерти от опухоли мозга может быть очень хорошим и отчасти даже оптимистическим фильмом — но тем не менее, это так. В первых кадрах картины главный герой узнает, что обречен и дальше ему его родным остается только ждать, вспоминать и с невероятной интенсивностью накапливать воспоминания для будущего, в котором его уже не будет. — М.К.

«Харакири: Смерть самурая». Режиссер Такаси Миике (Япония). Конкурс

©  Festival de Cannes

Кадр из фильма «Харакири. Смерть самурая»

Кадр из фильма «Харакири. Смерть самурая»

«Харакири» рассказывает историю двух воинов, приходящих ко двору богатого феодала с униженной просьбой позволить им покончить с собой при его дворе. Попытка сеньора разобраться в причинах ритуальных самоубийств приводит к парадоксальным выводам — таков сюжет этого нетривиального средневекового детектива. Отбор нового фильма патентованного графомана Такаси Миике в конкурс Канн поначалу вызвал оторопь: неужели руководство фестиваля столь причудливым образом выразило свою солидарность со страдающим народом Японии? Предположение не такое уж дикое, поскольку самурайский клан, благородные представители которого героически погибают в фильме, носит название Фукусима. Однако и вне этого факта картина Миике оказалась выдающейся — и, возможно, самой значительной во всей его гигантской фильмографии. В ней начисто отсутствуют постмодернистские подмигивания просвещенной публике и демонстрации технической оснащенности, их сменяет вдумчивая работа с типажами и диалогами: недаром центральный актер Эбидзо Ичикава — звезда театра Кабуки. Но и традиционным, неоклассическим фильмом «Харакири» (римейк классического фильма 1960-х)  назвать невозможно. Ведь здесь оспариваются основы японской философии — самураи вместо достойной смерти сражаются за выживание; по сути, перед нами — масштабная метафора сегодняшней социальной сегрегации, едкое размышление на тему безработицы и ее последствий. 3D тоже использовано неожиданным образом — фильм по большей части разговорный, персонажи неподвижно сидят, и камера, как в телеспектакле, передает глубину сцены — а заодно намекает на второй план происходящего. Впрочем, Миике не мог отказать себе в удовольствии завершить эту сложную драму виртуозным побоищем, по ходу которого одиночка с бамбуковым мечом одерживает победу над полчищем противников, вооруженных до зубов. — А.Д.

«Синяя птица» (Blue Bird). Режиссер Густ Ван ден Берге (Бельгия). Двухнедельник режиссеров

©  Quinzaine des Réalisateurs

Кадр из фильма «Синяя птица»

Кадр из фильма «Синяя птица»

Бельгиец Ван ден Берге — пока что главное открытие Двухнедельника режиссеров после ухода Оливье Пера: в прошлом году он дебютировал здесь с черно-белой мистерией «Малыш Иисус из Фландрии». Новый фильм (на этот раз не черно-белый, а синеватый) — снятая в Африке вольная фантазия на тему Метерлинка: отец детей тут делает из срубленных деревьев гробы, а король времени приезжает за нерожденными детьми на мопеде, вызывая их к жизни при помощи мегафона. — М.К.

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • lisa· 2011-05-23 21:44:54
    "Каннский фестиваль этого года не принес больших открытий, прорывов, ярких дебютов, но..." А дальше идет список практически всех фильмов конкурсной программы (с демонстративным игнором Малика), "которые надо посмотреть и невозможно забыть.." То что Кувшинова когнитивно диссонирует, уже давно не удивляет. Удивляет терпение редакции, оплачивающее бесконечные пересказы содержания фильмов с нулевым анализом. А если мысль "критическая" пробивается, то тут же хочется ее выполоть как сорняк)))
Все новости ›