В этом «последнем фильме», Триер собирает феноменальный актерский ансамбль, каждая эпизодическая роль в котором – стопроцентный бенефис.

Оцените материал

Просмотров: 40236

Канны-2011: Апокалипсис Триера и чудо Каурисмяки

Мария Кувшинова · 18/05/2011
В конкурсе показали «Гавр» и «Меланхолию»

Имена:  Аки Каурисмяки · Ларс фон Триер

©  Festival de Cannes

Кадр из фильма «Меланхолия»

Кадр из фильма «Меланхолия»

Люди, которые уже в первых кадрах обречены на смерть вместе со всем человечеством, собираются в загородном поместье на семейное торжество: одна из двух сестер выходит замуж. На протяжении вечера гости и хозяева успевают произнести несколько тостов и оскорблений, а ближе к утру все почувствуют, что праздник не удался. Скоро к земле подлетит планета под названием «Меланхолия» — с ее неотвратимым прибытием ничего нельзя сделать, можно только следить в телескоп за ее приближением и строить из палок «волшебную пещеру», чтобы встретить в ней неотвратимое.

Ларс фон Триер снял фильм-катастрофу, каждый кадр которого похож на маленькую смерть. Это плотная, загустевающая в воздухе кинематографическая материя — в нее погружаешься, как в физическое осознание личной обреченности, которую Триер, как и любой из нас, приравнивает к гибели всего человечества. Голливудские фильмы-катастрофы — проекция наших страхов и нашего стыда, мольба коллективного бессознательного о заслуженном наказании («Никто не будет жалеть, если Земля исчезнет», — говорит вчерашняя невеста, героиня Кирстен Данст). В «Меланхолии» Триер превращает этот коллективный крик в авторский, персональный, выделяет из хора свой отдельно звучащий голос.

Начальные кадры, красивые до китчевости с максимально замедленным движением — рекламная кампания Апокалипсиса (героиня Кирстен Данст, как выясняется, работает в рекламном агентстве), и «Меланхолия» могла бы стать самым последним из «последних фильмов», потому что после нее кажется странным смотреть что либо еще. Зачем?

©  Festival de Cannes

Кадр из фильма «Меланхолия»

Кадр из фильма «Меланхолия»

Что касается деталей, то в этом «последнем фильме» Триер собирает феноменальный актерский ансамбль, каждая эпизодическая роль в котором — стопроцентный бенефис. Шарлотта Рэмплинг — саркастическая мать двух сестер, которая отказывается соблюдать ритуалы. Шарлотта Генсбур, играющая ее старшую дочь, напротив, верит в конвенции и жизнь по правилам — именно она организует злополучную свадьбу. Кифер Сазерленд в роли ее мужа как никогда напоминает отца, Дональда Сазерленда — он очень похож, но все равно другой. Младшая из сестер (Кирстен Данст) — феноменальное существо с остановившимся взглядом, которое с приближением планеты становится все сильнее и страшнее.

Пресс-конференция по фильму «Меланхолия» стала самым увлекательным мероприятием фестиваля: под конец Триер, отвечая на вопрос о своих немецких корнях, заявил, что понимает Гитлера, и предложил считать себя нацистом. Кроме того, он заявил, что считает «Меланхолию» главным претендентом на Золотую пальму, и он совершенно прав.

Тем не менее «Меланхолии» кое-кто кричал «Бууу», а основным фаворитом критики (по опросу Screen) по состоянию на среду является фильм Аки Каурисмяки «Гавр».

©  Festival de Cannes

Кадр из фильма «Гавр»

Кадр из фильма «Гавр»

Герой картины — нищий чистильщик обуви — живет вместе со своей заботливой женой (Кати Оутинен) в портовом Гавре. Однажды жена попадает в больницу, а муж случайно встречает маленького африканского эмигранта, прибывшего во Францию в грузовом контейнере, как Чебурашка, и сбежавшего от полиции. Мальчика надо переправить в Лондон, к матери, и в поединке полицейского комиссара (Жан-Пьер Даруссен) с чистильщиком обуви на сторону последнего встает весь квартал.

Узнаваемой визуальной манере Каурисмяки отлично подошли декорации портового города, сочетание белого и голубого; режиссер мягко иронизирует над стереотипной «французскостью» (посетители кафе нахваливают свои родные провинции и спорят, к какой из них относится Мон Сен-Мишель). Мир «Гавра» — это коммуна, сообщество людей — пожилых, бедных, неудачливых, которых связывают теплые отношения (несмотря на все невыплаченные мелкие долги). Когда выясняется, что англичанам за перевозку нелегала надо заплатить (французы помогают мальчику бесплатно), посетители местного бара организуют благотворительный концерт (который, в свою очередь, не может состояться, пока певец не помирится со своей женой, «турменеджером моей души»). Интересно, что все персонажи — бездетные люди (только у вьетнамского эмигранта есть дочь), и у них нет другого объекта для заботы, кроме чернокожего мальчика.

©  Festival de Cannes

Кадр из фильма «Гавр»

Кадр из фильма «Гавр»

«Гавр» Каурисмяки — это вдохновенное пренебрежение реальностью и полное осознание режиссером своего права на сотворение чуда: там, где логика развития сюжета предписывает драму, он демонстративно вознаграждает своих героев за добро — добром. Гавр Каурисмяки находится на земле, среди маленьких людей, которым некогда смотреть на небо — и этот мир, в отличие от «волшебной пещеры» Кирстен Данст, оказывается абсолютно непроницаем для подлетающего небесного тела.​

Ссылки

Вы пойдете на новый фильм Ларса фон Триера?

Голосование завершено
Результат голоcования по вопросу:

Вы пойдете на новый фильм Ларса фон Триера?

  • Да, он гений, и мне все равно, что он говорит
    839
    40%
  • Да, я отделяю автора от его произведения
    687
    33%
  • Скачаю в интернете – моих денег он не получит
    332
    16%
  • Нет, я тоже бойкотирую Триера
    191
    9%
  • Другие варианты
    35
    2%
Показать другие варианты
Все голосования

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • demian123· 2011-05-19 05:06:11
    Никогда (теперь могу спокойно признаться), несмотря на высокий мейнстрим, особо не нравился режиссёр, заменяющий видеоряд, зрительный ряд – то, зачем приходишь в кино – голой Многозначительностью и Идеей.
    Идеей из области финансовой экономии и моды на дискаунт.
    Где фишка, основное, не столько в режиссуре. Не в отличном игровом фильме. А в - Идее,
    Догме.
    Ну, вот - см выще: там - и Догма, и Идея.
    Которые – изнутри. "От внутренней правды".
    Л.ф.Т (Манифест "Догмы"): «Моя высшая цель — выжать правду..».
    По каплям. Из себя.
    Вчера была внутренняя Идея и Догма – раки «по 5» - эта.
    Сегодня – та. Другая: http://demian123.livejournal.com/184022.html
    А завтра – на другой день - третья: «Искренне прошу меня извинить.»
    Честному доктору (привыкшему, которму не впервой), мягко бы посоветовать: «Иван Абрамович, милый, вы, или – того - трусы... Или – крестик...»
    «Крестик»..
    «Трусы»..
    Да чего там. Ладно.
    Мало ли – не выдержавших. От слабости внутреннего стержня.
    От хронического, повсеместного давления - грянувшихся оземь. Дабы обернуться Добрым Молодцом.
    И Ясным Соколом.
    Соколом-стервятником с кривой шеей.
    Схема превращения одна: если страшно, если не можешь противостоять – возглавь.
    Или, хотя бы – примкни.
    Мало ли – евреев-антисемитов. Да, их есть немного.
    Жорж Сорос, Изя Шамир, Фаина Г., Сын Юриста.. Издалека - позорище.
    Ну, пущай будет – и немец. Нам это ничаво.
    Не привыкать.
    Смотрим - какая красота - из Манифеста «Догмы» – об упадочническом искусстве и пр. (вспоминаем риторику:)) :
    Ларс фон Триер:
    «Концепция авторства с самого начала была отрыжкой буржуазного романтизма. /.../

    «Высшая» цель режиссёров-декадентов — обман публики. Неужто это и есть предмет нашей гордости? Неужто к этому-то итогу и подвели нас пресловутые «сто лет»? Внушать иллюзии с помощью эмоций? С помощью личностного свободного выбора художника — в пользу трюкачества? /.../

    Но чем более доступным становится средство массовой коммуникации, тем более важную роль играет его авангард. Не случайно термин «авангард» имеет военную коннотацию. Дисциплина — вот наш ответ; надо одеть наши фильмы в униформу, потому что индивидуальный фильм — фильм упадочный по определению!».

    Ах, ах, высокий класс! Восемьдесят восемь ножей - в спину декадентского искусства! Триумф воли. Высокий сладостный стиль.
    Ларс фон Триер:
    «.. долгое время считал себя евреем и был очень счастлив». «А потом я узнал что я немец, и мне это понравилось.» «Я нацист, понимаю Гитлера, и ненавижу евреев».
    Или трусы, или крестик, или пошёл вон.. :))

  • lisa· 2011-05-26 18:42:29
    От Догмы к китчевому гламуру - путь талантлтвого Спекулянта с большой буквы. И латентного антисемита. Не выдержал, наконец. Предлагаю представителям триеровской клаки нарисовать вслед за кумиром FUCK на кулачке и так с этим клеймом и ходить. В знак солидарности.
Все новости ›