Конечно, их интересует наш приз – сто тысяч евро, кому помешают такие деньги?

Оцените материал

Просмотров: 48835

«Охотник на троллей», «Обезьянки», «Коридор» и секрет удачного фестиваля

Мария Кувшинова · 09/02/2011
Три хита из программы Гетеборга и разговор с арт-директором Марит Капла о том, почему кинофестивали никогда не умрут

Имена:  Андре Овредал · Йохан Лундборг · Йохан Сторм · Лиза Ашан · Марит Капла

©  Courtesy Göteborg International Film Festival

«Охотник на троллей», «Обезьянки», «Коридор» и секрет удачного фестиваля
​Только что завершившийся Гетеборгский международный кинофестиваль, крупнейший киносмотр Северной Европы, показывает в Скандинавском конкурсе фильмы из Швеции, Дании, Финляндии, Норвегии и Исландии. Во второй конкурсной программе на Приз Ингмара Бергмана претендуют дебютные (первые и вторые) картины уже без всяких географических ограничений (так, в числе претендентов на этот раз оказался «Аттенберг» Афины Рейчел Цангари, явно недобравший внимания в Венеции). В этом году Приза Бергмана удостоился фильм Дерека Кьянфранса «Печальный Валентин» — история семейной пары (Мишель Уильямс и Райан Гослинг), в которой начало и конец отношений существуют на экране одновременно, в параллельном монтаже, не разделяясь на до и после.

МАРИЯ КУВШИНОВА рассказывает о победителе главного конкурса — фильме Лизы Ашан «Обезьянки», двух других скандинавских хитах Гетеборга и беседует с арт-директором киносмотра Марит Капла о том, как региональному киносмотру удалось стать крупным международным событием.


«Обезьянки». Режиссер Лиза Ашан (Швеция)

©  Courtesy Göteborg International Film Festival

Кадр из фильма «Обезьянки»

Кадр из фильма «Обезьянки»

«Обезьянки» стали первой серьезной фестивальной победой стокгольмской студии Atmo, созданной автором «Видеократии» Эриком Гандини, режиссером «Метропии» Тариком Салехом и их единомышленниками (в числе других проектов студии — участие в производстве «Искушения cвятого Антония» Вейко Ыунпуу).

Героиня «Обезьянок» — застенчивая старшеклассница Эмма, которая пытается попасть в юниорскую команду по конной акробатике. Зажатая и старательная, она вряд ли сможет составить конкуренцию звезде команды Кассандре, которая неожиданно начинает оказывать неудачливой сопернице знаки внимания. Однако Ашан резко отсекает все возможные ассоциации с «Гребаным Омолем». «Обезьянки» не становятся историей первой гомосексуальной привязанности (хотя эротическое напряжение между героинями возникает) — это скорее история власти, определения взрослеющим человеком пределов собственного «я» и границ, за которые можно перешагнуть. Интересно, что именно сексуальное самоопределение Лиза Ашан радикально сдвигает по возрастной шкале: эта сюжетная линия принадлежит младшей сестре Эммы, маленькой Саре, которая влюблена в своего кузена-подростка и шокирует его провокационными репликами и движениями. И кузен, и воспитывающий девочек отец — очевидно, иностранцы, пришельцы из другого мира, но Ашан не уточняет биографических деталей: на экране они так же безусловны, как безусловны старшие в жизни младших. Мало кто из шведских зрителей понял, что отец — русский; когда семья смотрит телевизор, мы слышим реплики из «Сталкера», специально перезаписанные для «Обезьянок» (продюсерам не удалось купить права на использование звуковой дорожки из фильма Тарковского). Ашан играет с ожиданиями зрителя, постоянно подменяя очевидный поворот сюжета неочевидным, опровергает привычные представления о развитии характеров и избегает всех без исключения штампов подросткового кинематографа, как, впрочем, и любых других клише: висящее на стене ружье совершенно не обязано выстреливать.

«Охотник на троллей». Режиссер Андре Овредал (Норвегия)

©  Courtesy Göteborg International Film Festival

Кадр из фильма «Охотник на троллей»

Кадр из фильма «Охотник на троллей»

Авторы показанного вне конкурса «Охотника на троллей», совершенно не стесняясь сравнения с «Ведьмой из Блэр» и «Монстро», начинают свой фильм с сообщения о том, что предложенный материал был подброшен продюсерам под дверь и о его авторах ничего не известно. Три студента, снимающие учебный видеопроект о браконьерах, случайно узнают о существовании профессионального охотника на троллей, увязываются за ним с камерой и попадают в самое пекло войны, которое засекреченное государственное агентство уже долгие годы ведет с норвежскими троллями (при их создании авторы фильма во многом вдохновлялись картинками норвежского художника Теодора Киттелсена). По ходу съемок выясняется множество поразительных деталей об особенностях этого биологического вида: так, к старости у тролля часто отрастает еще две декоративных головы; молодые особи от солнечного света взрываются, а старые превращаются в камень (виной тому проблемы с метаболизмом витамина D). Разумеется, подавляющее большинство населения не знает, что происходит, поскольку сотрудники агентства маскируют каждый случай столкновения под торнадо или нападение медведей (мы видим, как польские смежники по ошибке доставляют труп русского медведя вместо скандинавского, и чиновнику приходится объяснять журналистам, каким образом животное проникло в Норвегию). Фильм состоит из серии гэгов (есть забавная сюжетная линия, связанная с тем, что тролли звереют от запаха христианской крови, но никто в съемочной группе не хочет признаться, что он христианин), всё с той же беззастенчивой веселостью связанных между собой лишь затемнениями и исчезающим фокусом. Основной источник комического тут — загадочное поведение Охотника, который действует в рамках своей собственной логики, обоснованной в контексте многолетней борьбы с троллями, но абсолютно абсурдной для тех, кто в троллей не верит.

Трейлер фильма «Охотник на троллей»


«Коридор». Режиссеры Йохан Сторм, Йохан Лундборг (Швеция)

©  Courtesy Göteborg International Film Festival

Кадр из фильма «Коридор»

Кадр из фильма «Коридор»

Параноидальная черная комедия про студента-медика, одинокого закомплексованного норвежца, завалившего важный экзамен и втянутого в неприятную историю соседкой сверху, назойливой и болтливой парикмахершей. Когда соседка внезапно исчезает, студент подозревает в убийстве ее свирепого бойфренда-байкера (Петер Стормаре, родной дядя одного из режиссеров-дебютантов), еще глубже погружается в состояние опасной паранойи и совершает одну ошибку за другой — как в университетской аудитории, так и в узком коридоре многоквартирного дома.

Трейлер фильма «Коридор»
Страницы:

 

 

 

 

 

Все новости ›