Органическое жизнелюбие Бардина отвергается как прогрессивными защитниками «права художника на пессимистическое высказывание», так и официозным дискурсом, в котором «позитивные ценности» создают некрофильская «Брестская крепость» или насквозь пластмассовые «Елки».

Оцените материал

Просмотров: 30215

Бардин против Лозницы

Мария Кувшинова · 23/12/2010
«Счастье мое» и «Гоп-стоп» – два противоположных взгляда на Россию-2010

Имена:  Павел Бардин · Сергей Лозница

©  ИТАР ТАСС, Коммерсантъ

Сергей Лозница, Павел Бардин

Сергей Лозница, Павел Бардин

Одним из подспудных, но симптоматичных сюжетов уходящего года стал невольный антагонизм двух кинокартин, которые едва ли могли столкнуться где бы то ни было, однако столкнулись на фестивале «Текстура» в Перми.

Оба фильма — авторское видение ситуации, в которой оказалось российское общество к концу 2010 года. Оба снимались много месяцев назад, и то, что изначально было художественным преувеличением, со временем совпало с реальностью, как совпадает с оригиналом гипсовый слепок.

Одна картина — «Счастье мое» — снята Сергеем Лозницей, заслуженным режиссером-документалистом, дебютантом в игровом кино. Она попала в каннский конкурс, понравилась западным критикам, вышла в прокат во Франции, триумфально идет на мировых фестивалях, а на родине ее сторонники заранее встали в стойку, чтобы защитить трагическое высказывание художника от мракобесов. Мракобесы, впрочем, заметно присмирели со времен «Груза-200», и фильм, рассказывающий о российской истории и современности как о тотальной войне всех против всех, понравился даже самой дремучей части сообщества, называемого у нас кинокритическим.

©  ЛеопАрт

Кадр из фильма «Счастье мое»

Кадр из фильма «Счастье мое»

Другая картина, «Гоп-стоп», снята молодым режиссером Павлом Бардиным, автором «России-88», которую то ли запретили, то ли не запретили по прямому указанию из Администрации Президента. В торрентах пиратскую версию «России 88» посмотрели сотни тысяч человек, поэтому в профессиональной среде (творящей в основном не для зрителей, а для чиновников, распределяющих бюджеты) Бардин считается конъюнктурщиком и паникером, извлекателем бесплатного пиара из «меры государственного регулирования в виде запрета». Его новая работа, обращающая войну всех против всех в тотальный фарс, не попала даже на «Кинотавр», причем явно по причинам внекинематографическим (можно назвать пять или шесть фильмов конкурсной программы, которые по всем параметрам хуже бардинского). И вряд ли по политическим, скорее по внутрикорпоративным. Большей частью сообщества, называемого у нас кинокритическим, «Гоп-стоп» был маркирован как «не комильфо»; рассказывают, что предельно вменяемый редактор отдела культуры одной вполне либеральной газеты замахал руками на своего сотрудника, предложившего написать рецензию.

©  ЛеопАрт

Кадр из фильма «Счастье мое»

Кадр из фильма «Счастье мое»

Речь ни в коем случае не идет о том, что один (любой из двух) фильм лучше, а другой хуже: это абсолютно разные — и по языку, и по настроению, и по профессиональному подходу, и по цели высказывания — произведения. Лубок нелепо сравнивать с монументальной живописью. Однако хочется остановиться на том, что их объединяет, и на том, что — объединяя — друг другу противопоставляет.

Сам Бардин сказал как-то, что «Гоп-стоп» оказался еще и ненамеренной пародией на «Счастье мое». Лозница, говорят, тоже заметил тематические сближения — при совершенно ином способе проговаривания.

У Лозницы, как известно, дальнобойщик сворачивает с шоссе на проселочную дорогу и растворяется в темноте, которая и есть субстанция русского мира («“Счастье мое” — самый страшный и ясный фильм о незагадочности “русской души” и человека как такового»). За два часа экранного времени мы становимся свидетелями нескольких жестоких преступлений, происходящих сегодня и в прошлом — во время и сразу после войны. Между персонажами нет и не может быть никаких конвенций; нельзя полагаться даже на родственника; самые прагматичные поступки кажутся выплесками иррациональной агрессии. Распад вошел в финальную фазу, и ему никто не пытается сопротивляться.

©  ЛеопАрт

Кадр из фильма «Счастье мое»

Кадр из фильма «Счастье мое»

У Бардина двое молодых людей и один взрослый, только что вернувшийся из тюрьмы, уходят в лес и становятся партизанами, поскольку не могут другими способами защититься от банды, состоящей из представителей сельской администрации, хозяев местного предприятия и милиции. Здесь повсюду тот же произвол, что и у Лозницы, но не без веры в отдельного человека. И не без индивидуального противостояния распаду — противостояния комического, из разряда wishful thinking (стихийный партизан в исполнении Петра Федорова по мере нарастания конфронтации становится партизаном идейным, почти как мелкий мошенник в «Генерале делла Ровере», принимающий терновый венец вождя Сопротивления).

Интересно вот что. Задолго до того, как появиться в центральных СМИ (а значит, в поле общественных если не дискуссий, то хоровых завываний), приморские партизаны и станица Кущевская возникли в сценарии Павла Бардина — так же естественно, как они возникают сейчас в любом, даже самом светском разговоре.

©  Леополис

Кадр из фильма «Гоп-стоп»

Кадр из фильма «Гоп-стоп»

Бардин пришел в кино из журналистики, и, возможно, именно поэтому он никак не может вписаться в общепринятые нормы, то есть снимать на государственные деньги предельно абстрактные «авторские» картины — с условными персонажами, загадочными полунамеками и категорическим нежеланием называть вещи своими именами. Он — вне системы отечественного кинопроизводства — с некоторым опережением сделал уже второй фильм о том, что действительно волнует его знакомых и знакомых его знакомых, — и это, конечно, выдает в нем злостного конъюнктурщика.

«Гоп-стоп» — несовершенная картина, отчасти намеренно несовершенная, на грани любительского кино, столь яростно презираемого системной критикой. Но при всех ее вопиющих недостатках в ней есть то, чего нет и никогда не было в большинстве русских фильмов: беззастенчивое упоение кинематографом, да и вообще жизнью. В этом смысле хулиганский китчевый «Гоп-стоп» — антитеза величественной мертвенности Лозницы.

©  Леополис

Кадр из фильма «Гоп-стоп»

Кадр из фильма «Гоп-стоп»

И вот что: по итогам этого непростого года маргинальным оказывается не фильм «Гоп-стоп», отвергнутый даже кинофестивалем, в узких кругах известным под названием «Заебись, Россия». Маргинальным оказывается сам оптимистический — или, скорее, постидеалистический — подход Бардина. Маргинальным и невостребованным уже на этапе отбора — кураторского, критического, цензурного. Органическое жизнелюбие Бардина отвергается как прогрессивными защитниками «права художника на пессимистическое высказывание», так и официозным дискурсом, в котором «позитивные ценности» создают некрофильская «Брестская крепость» или насквозь пластмассовые «Елки».

Постидеалистический — потому что этот режиссер вряд ли не понимает, где и в какое время мы живем. Но есть некие свойства органической материи, которую Лозница отрицает (или считает материю окончательно мертвой), а Бардин утверждает. И коль скоро режиссеры продолжают снимать, а критики писать, то приходится согласиться скорее со вторым, чем с первым — на любую диссимиляцию в организме находится ассимиляция, это закон биологии.

©  Леополис

Кадр из фильма «Гоп-стоп»

Кадр из фильма «Гоп-стоп»

«Гоп-стоп» завершается долгой и намеренной цитатой из «8 ½» Феллини, у которого единственным выходом из экзистенциального тупика оказывался финальный хоровод всех живых и оживающих в воспоминаниях персонажей.

У Бардина менты, чиновники, партизаны, пенсионеры, бандиты тоже берутся за руки и начинают танцевать — не затем, чтоб не пропасть поодиночке, а потому что по-другому просто не бывает, жизнь всегда побеждает смерть неизвестным науке способом.

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:13

  • revelateur· 2010-12-23 21:13:14
    прекрасный текст.
  • ghost-d-o-g· 2010-12-24 00:32:31
    yhf
  • Ab· 2010-12-24 11:03:03
    О фильме "Гоп-стоп" сказать что-либо трудно, потому что в Москве был всего один публичный показ, но вот о Лознице стоит развенчать некоторые из мифов, которыми картину пиарит либеральная интеллигенция. Всюду часто упоминается, что история рассказываемая в сценарии - реальная. Мол, Лозница - документалист и вычитал ее в одной из газет. Мотивы героя из реальной жизни при этом не уточняются (о них и в статейке той не говорилось). А то, что мужик-фантом, который прячется от переписи 40 лет, в этой истории отсутствует, почему-то не уточняют. Да и про Германию, что это выдумка режиссера, тоже не упоминают. А что, - надо же было деньги получить на проект от немцев: так давайте изобразим русских солдат как мародеров! То, что сделал Лозница, чтобы получить финансирование от немцев, называется "шакалить". Видимо, много раз переписывал сценарий, каждый раз добавляя бомжей и русских злодеев, чтобы бабки на свою унылую пошлятину получить. Да и жить на что-то нужно.

    Даже не хочется говорить в очередной раз что "русское кино в ж**е". "Счастье мое" - это не русское кино, а проект западных инвестиций в переоценку событий времен Второй мировой. С таким же успехом Лозница мог снимать о зверствах русских в Прибалтике за их же деньги. Никому, кроме пары сотен либералов от кино, это не интересно. Поэтому не ждите увидеть это в кино. Директора кинотеатров не любят пустые залы.
  • Alexandrello· 2010-12-24 12:30:02
    Всё правильно, полностью согласен. После просмотра этого дебилизма именно такая мысль и пришла в голову, что чувак просто бабло отрабатывает. Мудила. А лицо-то какое волевое, МУЖИК!
    Так бы и плюнул в харю. Два часа жизни убил, капец.


    У меня в бельгии одноклассница живёт. Уже лет восемь. Так она недавно рассказала по скайпу, что они с мужем(бельгийцем) смотрели какое-то кино про сибирь. И описала примерно то, что я увидел в этом гавнофильме. Она конечно же сама ужаснулась.
    Да и пусть там, на западе думают что мы тут все человек-человеку волк, пусть считают, что мы язычники-мракобесы без культуры, совести и чувства морали.
    Наполеон и Гитлер тоже так думали... =)
    Извиняюсь за несдержанность, просто три дня назад посмотрел этот бред и до сих пор не отошёл от того, что есть такие ушлёпки как лозница. Срать на запад за мамону, это удел конечно же великих художников...

    Пидарас.
  • creep· 2010-12-24 13:11:33
    Вам определенно надо встретиться, возможно крепкая мужская дружба на почве псевдопатриотической платформы перерастет в нечто большее
  • Nazarov· 2010-12-24 14:04:20
    Сергей Лозница инженер-математик, в свое время занимался разработкой экспертных систем, систем принятия решений и проблемами искусственного интеллекта. Гениальный документалист, Сергей Лозница не судит людей - он их показывает.
    Павел Бардин гениальный журналист, продюсер, играет на эмоциях, что тоже необходимо народу - "Хлеба и зрелищ".

    Всё просто =)

    © Субъективное мнение

  • oved· 2010-12-25 12:29:23
    "Счастье мое" - замечательный фильм. Чистая правда. Такие вы и есть - злобные, упертые упыри.
  • Nazarov· 2010-12-26 01:05:54
    Однако, статья не про "Счастье мое". Статья про молодого режиссера, который бьется за счастье своей страны, чтобы "дети улыбались, а звезды сияли". Я правильно говорю? ) Павел Бардин. Наверное пока единственный смелый молодой человек на политической информационной сцене, который решил донести до некоторой публики нечто важное. Немного коряво получается. Шаги могут быть не всегда осторожными, применяя опыт западного продюсирования. Но, это ведь Паша... наш Паша. Сложилось мнение не только у меня, что Павел просто любит Россию и хочет как лучше для граждан РФ. Пиар с Лозницей сыграл в плюс. Сергей снял шедевр, и Павел с этим согласен, хотя утверждает о невозможности дружбы режиссеров.) Грамотная игра противоречий, Павел. Питерский проект, совместно снятый пятеркой наших режиссеров, Павел знает. Получилось красиво. Как так? А что Лозница? Взял бы "Юрьев день" Кирилла Серебренникова? Кто видел этот фильм? Чем он отличается от "Счастья моего"? Ничем. Фильмы про болезнь страны. Только Лозницу услышали в мировом сообществе, а нашего Пашу должны услышать наша вся страна вплоть до периферии. Не нужно забывать о способностях. Кому то просто не дано Богом понять нечто иное. Так и слава Богу. Ведите, Павел, а ведомые найдутся. Но будьте предельно осторожны - на карте судьбы граждан. Информационная власть, власть четвертая, самая важная может быть, Павел. Хотя Россия матушка бывает не всегда понятна. Не товарища Сталина эти слова - "нет человека - нет проблемы" - это слова российского менталитета...
    Всех благ всем читающим и с наступающим.
    С Богом.

    © Субъективное мнение
  • Afilla· 2010-12-26 19:20:39
    Не смотрела фильм Лозницы, всё некогда. Но точно скажу, что мой воевавший дед вывез из Румынии или Венгрии кое-какие вещи, швейную машину, посуду. И бабушка, тоже воевавшая много лет сокрушалась, что кто повыше чином вывозил машинами, особенно она жалела тамошние ковры. Дедов уже нет, я их люблю ужасно, они мародёры? Может быть мне всё равно была страшная война. Все были грешны. А "Россию 88" надо в школах показывать. И неправда, что Бардина все критики не любят. Я много хорошего про него читала в "Искусстве кино" И на Лозницу весьма неоднозначный взгляд, ругают многие за общую скучность.
  • EnterTheVoid· 2010-12-27 17:29:32
    Бардин - конъюнктурная кака.Фу.
  • bloodrock· 2011-01-06 13:24:13
    ну-ну, всем бы быть такими конъюнктурными
  • cedov-cergey· 2011-01-31 00:14:32
    Вот интересно... Не видел ни Лозницы ни Бардина. Но хорошо написано. Суть ясна. В кино уже сто лет не ходил. Абсолютно не верю ни в какой современный кинематограф. Даже и в ненаш. Не говоря уже об нашем. Всё мёртвое. Кинематографисты слишком много знают о кино. Они знают всё. Поэтому абсолютно мертвы. Все завернулись на "идеологиях", "позиционированиях", "высказываниях"- на том, что не имеет на самом деле вообще никакого значения, не том, что обращено к уму зрителя, неважно, кому этот ум принадлежит: тупому пожирателю попкорна на плассмасовых ( абсолютно точное определение) "Ёлках", или тонкому эстету, торчащему от скорее всего, действительно, абсолютно мертвенного "Счастья моего".
    Настоящее кино воздействует помимо ума ( как создатеелей
    , так и побтребителей)- самой жизнью, которая внутри режиссёра, актёров, самой ситуации, пространства кадра. Это нельзя уловить мыслью, знанием., образованием, культурой. К счастью.
    Поэтому :
    "...беззастенчивое упоение кинематографом, да и вообще жизнью" - обнадёживает. А вдруг этот Бардин живой? Ещё и потому, что занимается не "своим делом" и может играть кинематографическими "кубиками" как ребёнок. А вдруг именнно в данном случае жизнь победила смерть неизвестным науке способом?
    Наверно, всё же пойду и посмотрю.

    И да, спасибо за статью, Mария Кувшинова.
  • p-51· 2011-05-25 19:56:52
    Гоп-Стоп заканчивается цитатой не из "8 с половиной", а из "Затоичи".
Все новости ›