Просмотров: 15470
Флориан Хенкель фон Доннерсмарк: «Кто такой обыватель? Его не существует»
Режиссер фильма «Жизнь других» – о своем голливудском провале, Джонни Деппе и хорошем отношении к вуайеризму
Германский режиссер граф Флориан Хенкель фон Доннерсмарк прославился своим дебютом – картиной «Жизнь других» (2006), в которой незаметный агент Штази в исполнении покойного Ульриха Мюэ следил за фрондирующим драматургом и его девушкой-актрисой.Читать!
Его американским дебютом стал «Турист», ремейк «Неуловимого» Жерома Салля (2005), в котором объединенные силы европейской полиции ищут человека, совершившего крупную финансовую махинацию. Главным героем фильма становится скромный обыватель (у Салля – переводчик, у фон Доннерсмарка – математик), втянутый в операцию по вине случайной попутчицы.
Если в России фильм стартует в новогодние каникулы, то в мировой прокат он вышел еще в начале декабря. За эти две недели второй полнометражный опыт фон Доннерсмарка не отбил и трети стомиллионного бюджета, тем самым став первым заметным провалом для исполнителей главных ролей Анджелины Джоли и Джонни Деппа.
Представляя свой фильм в России, режиссер из Западной Германии решил попрактиковать свой небезупречный русский, решительно отказываясь использовать в интервью английский и немецкий. АНТОН САЗОНОВ перевел лаконичные ответы фон Доннерсмарка на более доступный язык.
– Вы получили «Оскар» за «Жизнь других». К вам после этого, наверное, поступило много разных предложений. Почему вы выбрали это?
– Хотелось сделать что-нибудь диаметрально противоположное тому, что я делал раньше. Сознательно решил снять развлекательный фильм – легкий и светлый. Попробовать себя одновременно в комедии, приключениях и мелодраме.
– Дистрибьютор, который прокатывал «Жизнь других» в Америке, сказал мне, что американцы делают ремейки успешных европейских фильмов, потому что не любят читать субтитры. Это шутка, понятно, но не кажется ли вам, что в ней есть доля правды?
– Даже в самом незаметном европейском фильме есть на что посмотреть и что обсудить. Поскольку у таких картин еще и бюджеты обычно совсем крохотные, то потенциальные продюсеры начинают представлять, как все это выглядело бы, будь у проекта нормальный бюджет. Ну и увеличивают его, пересказывая историю на новый лад и добавляя к ней что-то новое.
– Но вы же согласны с тем, что сейчас в мировом кино кризис идей?
– Не думаю. Про театр, где столетиями переигрывают на новый лад Шекспира, вы же так не скажете, верно? Думаете, в России нет новых молодых драматургов только потому, что на столичных сценах продолжают ставить Чехова? Вот, например, фильмы о супергероях. Я их не очень люблю, но Кристофер Нолан перезапустил «Бэтмена», Брайан Сингер – «Супермена». Получилось интересно. Хорошая постановка старой идеи может быть более увлекательна, чем оригинал. Или хотя бы так же увлекательна. «Турист» – ремейк, но ни я, ни мои актеры фильма Жерома Салля не видели. Понятно ведь, что, если режиссер посмотрит оригинал, он будет копировать манеру съемок, сознательно или нет. Вот этого мне не очень хотелось. Я читал сценарий «Неуловимого», но взял его всего лишь за основу. То есть «Турист» в каком-то смысле – моя оригинальная история.
– Почему главную роль у вас играет Джонни Депп? Он же меньше всего похож на обывателя из Висконсина.
– Когда мы с Джонни первый раз об этом говорили, он сказал, что давно хотел попробовать сыграть простого человека. Депп убежден, что самые обычные люди чаще всего оказываются самыми необычными – со своими пороками, странностями и отклонениями. Мне кажется, он прав. Ведь кто такой обыватель? Его не существует на самом деле. О серийных убийцах в газетах обычно пишут: «Он казался таким безобидным, одним из нас». Значит, все-таки не таким. Депповского персонажа мы создавали именно по такому принципу.
– Вы решили избавиться от стилистики триллера и сделали фактически комедию. Фильм, с одной стороны, строго сохраняет структуру оригинала, с другой – состоит из шуток, неловких ситуаций и депповских фирменных ужимок.
– Юмора никогда не бывает слишком много. Я, по крайней мере, не видел фильма, которому бы он навредил. В любом жанре комедийная составляющая для меня играет важную роль. Когда я только познакомился с Джонни Деппом, сразу разглядел в нем потенциального комика. Глупо было не использовать это в картине.
– Часть действия происходит в Венеции, и все итальянцы у вас там такие подозрительные. И презрительно относятся к туристам. За что вы их так не любите?
– Что вы, вовсе нет. Итальянцы все такие элегантные, с хорошим чувством юмора. Я очень их люблю.
– В «Жизни других» сюжет строился на подслушивании и подглядывании. В «Туристе» тема вуайеризма тоже присутствует – например, в финальной сцене. Это совпадение?
– Особого интереса к этой теме у меня нет. Я спокойно отношусь к вуайеризму. Просто постепенно он стал частью нашей жизни. Вот мы сейчас с вами разговариваем, при этом вы записываете мои слова на диктофон. В то же время на нас смотрят сотрудники компании Sony. Их работу мониторят коллеги из Лос-Анджелеса, которых уже в свою очередь контролирует головной офис компании в Японии. Какую бы ты историю про наши дни ни рассказывал, в ней всегда будет иметь место вуайеризм – хотелось бы вам этого или нет.
– Сейчас уже более-менее очевидно, что «Турист» провалился в прокате. Как думаете, почему так вышло? Ведь все составляющие кассового хита на месте – и звездный актерский состав, и экшн, и любовная линия...
– Сегодня утром мне прислали отчет по кассовым сборам за прошедший уикенд. Цифры, которые я там увидел, внушают только оптимизм. Понятно, что на первом месте в списке стоят те картины, где много спецэффектов. Все зависит от того, с каким фильмом вы будете сравнивать мои сборы. Если с «Троном», то у нас нет шансов.
– С 2007 года вы живете в Лос-Анджелесе. Надолго вы там?
– Вроде бы с 2008 года. К Голливуду у меня спортивный интерес. Я хотел понять, как тут работает система кинопроизводства. Для этого нужно было здесь определенное время пожить и поработать. Потом я хотел, чтобы мои дети выучили английский язык. Но это не значит, что я теперь навсегда сменил прописку. Я с удовольствием снова сниму кино в Германии. Это в моих планах. Знаете, я же в принципе и «Туриста» не в Америке решил снимать, хотя сюжет и позволял. Не выводить действие фильма из Европы мне было не столько проще, сколько ближе по духу – что Париж, что Венеция.
КомментарииВсего:2
Комментарии
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451698
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343209
- 3. Норильск. Май 1268510
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897659
- 5. Закоротило 822073
- 6. Не может прожить без ирисок 782058
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758575
- 8. Коблы и малолетки 740818
- 9. Затворник. Но пятипалый 471146
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402979
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370410
- 12. ЖП и крепостное право 345044
Этим подчеркивается, что режиссер не осси какой-нибудь, выучивший в школе русский. На этом презрении к восточным немцам и построена "Жизнь других".