Человек, который смотрит серьезное кино, в определенный момент становится потерян для Голливуда. Он просто не может прийти в мультиплекс и взять ведро попкорна.

Оцените материал

Просмотров: 18174

Константин Селиверстов: «Идиотизм – это стиль»

Иван Чувиляев · 29/11/2010
Главный независимый режиссер России выходит из подполья

Имена:  Константин Селиверстов

©  Александра Гальперина

Константин Селиверстов

Константин Селиверстов

В октябре в Москве на фестивале «2-in-1» и Петербурге на «Чистых грезах» состоялись премьерные показы нового фильма Константина Селиверстова «Клубничная поляна», в котором самый известный из российских независимых режиссеров впервые снимал профессиональных актеров. ИВАН ЧУВИЛЯЕВ навестил Селиверстова в его петербургской квартире и поговорил про богему, сочетание реальности и мифа и про шансы безбюджетного кино на выживание.

На фасаде дома, где живет Константин Селиверстов, висит мемориальная доска Иннокентию Смоктуновскому (сам режиссер слышал, будто в этом же доме жил и Сергей Юрский). А если подниматься по лестнице – на каждой площадке висит по плакату «монстров рока»: у почтового ящика – «Битлз», площадкой выше – «Роллинг стоунз» ну и так далее. Селиверстов к этим плакатам отношения не имеет («Тут живут какие-то фанаты, вешают...»), но образ получается вполне точный: режиссер на развалинах культуры двадцатого века. Певец тайной жизни богемы. У него шкафы забиты Садулем и Теплицем, классической книгой «Феллини о Феллини» и прочими. Генеалогия фильмов Селиверстова в общем очевидна – все они (почти полтора десятка) происходят из золотого века русского киноандеграунда 1980-х и от отца некрореализма Евгения Юфита лично.

– Я Юфита знаю не меньше двадцати лет, – рассказывает Селиверстов. – Бывал и в гостях у него, сейчас редко пересекаемся, но раньше я постоянно к нему в Петергоф ездил, мы там гуляли-бродили по лесам... Ну вот представьте себе ситуацию: я решил взять камеру и начать снимать «Моцарта в Петербурге», свой вообще первый фильм. Ничего не зная о том, как делать кино. И Юфит, уже заслуженный мастер, вообще ни секунды не задумываясь, согласился сняться у меня. Совершенно его не беспокоило, что получится, не пострадает ли его репутация. Надо – пожалуйста, всегда готов помочь. И еще привел своих актеров, человек десять. И больше всего я ему благодарен за Сережу Чернова, который стал моим постоянным актером, а до того у Жени снимался. Я не очень, кстати, хорошо был знаком с его кино, он мне давал смотреть фильмы некрореалистов, я смеялся... А когда я уже сам начал снимать, то понял: кино, которое делали некрореалисты, я делать не могу. Как зритель могу смотреть, но как-то развивать – нет. Дальше я уже писал просто сценарии и не думал о том, у кого что взять. Все как-то само пришло.

Если Селиверстова пытаться встроить в контекст русского киноандеграунда, он там будет в общем белой вороной. Определенно появившийся не в свое время – в конце 1990-х, сразу после кризиса. Расцвет его творчества вообще приходится на период, когда слово «андеграунд» стало чем-то неприличным или вовсе несуществующим. Да и стилистика всех этих «Я искушен в любви и чистом искусстве» определенно была из другого времени. Как будто обитателя ленинградской коммуналки забросили в наши дни. Правда, парень в майке-алкоголичке и с магнитофоном «Весна» на плече оказался, как пел Свин из «Автоматических удовлетворителей», «вредный» и «не помер».

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:8

  • bezumnypiero· 2010-11-29 23:47:31
    главный независимый режиссер России это Аслан Галазов
  • mkuvshinova· 2010-12-01 23:20:32
    кстати, где он
  • bezumnypiero· 2010-12-04 09:09:11
    Маша, Вам дать ссылку на сайт Нарти-мувиз?
Читать все комментарии ›
Все новости ›