Разница между Михалковым и Учителем только в том, что Михалков талантлив и сошел с ума, а Учитель — более чем в своем уме.

Оцените материал

Просмотров: 46096

«Край»

Мария Кувшинова · 23/09/2010
Старый паровоз представляет новую Россию на «Оскаре»

Имена:  Алексей Учитель · Владимир Машков · Никита Михалков · Сергей Гармаш

©  Централ Партнершип

Кадр из фильма «Край»

Кадр из фильма «Край»

Факт выдвижения на премию «Оскар» от РФ вынуждает подыскивать для фильма Алексея Учителя «Край» какие-то еще слова, помимо «гимнастерка», «Машков» и «сколько можно?».

Сразу после войны в глухой сибирский поселок приезжает контуженый машинист Игнат (Машков). Он молча забирает у местного коллеги женщину (Юлия Пересильд) и казенный паровоз, который удержать в своем распоряжении не удается, — Игнат отправляется в лес, где, по слухам, брошен за рухнувшим мостом еще один. Слухи верны, но в кабине обнаруживается одичавшая немка (Аньорка Штрехель). Дочь расстрелянного иностранного специалиста, она несколько лет прожила в тайге и всю войну пропустила. Оба трофея (опять-таки, женщина и паровоз) привезены в поселок, следует конфликт в женской бане, Игнат явно склоняется к немке, но по-настоящему любит только то, что работает от пара.

Как и многие другие кинопроизведения, снятые при поддержке телеканалов (в данном случае «Первого»), по замыслу и исполнению «Край» больше всего напоминает брикет из спрессованного сериала, перевязанный концептуальной ленточкой: легким смещением фокуса от человека к паровозу.

©  Централ Партнершип

Кадр из фильма «Край»

Кадр из фильма «Край»

Герои украшают найденный паровоз ворованным листовым железом, немка пытается назвать его опасным именем «Густав» — в честь погибшего друга; машина постепенно вводится в круг основных персонажей.

Абсурдная гонка по рельсам в финале — Игнат против энкавэдэшника Фишмана (Сергей Гармаш) — призвана вспороть реалистическое повествование по шву, вывернуть его иррациональной изнанкой наружу; ангел возмездия Фишман, которого в поселке ждут весь фильм, заявляет после гонки, что он не Фишман, — и это действительно производит странное впечатление.

Но кажется, что это не Машков, а Алексей Учитель пытается разогнать паровоз, который вывезет его фильм из тематического и художественного тупика на просторы авторского кинематографа. Прорыв в трансцендентное не удается — мы остаемся в бараке, обжитом за долгие годы экранной эксплуатации советского ретро, среди картонных персонажей и однообразных в своей исполнительской манере актеров (Михаил Трофименков убедительно описывает скорее фильм, который у Учителя не получился).

©  Централ Партнершип

Кадр из фильма «Край»

Кадр из фильма «Край»

В который раз по экрану марширует штампованное советское ретро, не интересное никому, включая своих создателей. Полуживой кинематограф имитирует большой стиль (и разница между Михалковым и Учителем тут только в том, что Михалков талантлив и сошел с ума, а Учитель более чем в своем уме).

Полуголый Машков на афишах имитирует эротическую линию — как будто в мире есть хоть один человек, мечтающий посмотреть на полуголого Машкова.

Алексей Учитель имитирует художественный жест и бежит впереди паровоза, анонсируя его прибытие в качестве полноценного персонажа картины. И в общем-то понятно, почему он это делает.

©  Централ Партнершип

Кадр из фильма «Край»

Кадр из фильма «Край»

«Край» — порождение многолетних оскаровских фантазий режиссера (который десять лет назад не попал в номинацию с «Дневником его жены»), голливудских амбиций продюсера Константина Эрнста и пиаровских потребностей ОАО РЖД, инвестора картины. Владимир Якунин утверждает в интервью, что при помощи кинематографа хотел «обозначить преемственность поколений» (вопрос в том, может ли экранная романтизация старой техники заменить кондиционер в вагоне поезда).

И конечно же, «Край» достоин представлять нашу родину на премии «Оскар» — это самый релевантный выбор из всех возможных. Турне на желтой «Ладе» под видом автопрома, бряцание устаревшим оружием на Красной площади под видом обороны — и пиар-продукт РЖД под видом национального кинематографа.

Вы пойдете на фильм Алексея Учителя «Край»?

Голосование завершено
Результат голоcования по вопросу:

Вы пойдете на фильм Алексея Учителя «Край»?

  • Нет, мне такое кино не интересно
    938
    40%
  • Да, мне интересно, кто представит Россию на «Оскаре»
    493
    21%
  • Другое
    342
    14%
  • Нет, мне надоело советское ретро
    286
    12%
  • Да, меня привлекают красивые полуголые люди на афише
    192
    8%
  • Да, я люблю советское ретро
    120
    5%
Все голосования

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:19

  • timofeevsky· 2010-09-23 17:46:34
    Я вчера был на премьере, а сейчас с нарастающим изумлением прочел пяток рецензий на "Край", одна хвалебнее другой. Их написали те люди, которые полгода назад топтали картину Михалкова. Там в самом деле пустой Меньшиков, нет сценария, зато может быть воз претензий к Наде, играющей монотонно, исключительно навзрыд. Все это, впрочем, совершенно не важно: фильм Михалкова - кино, и даже кино выдающееся. Но Никита Сергеевич не из нашего садика, поэтому его смачно оплевали. Леша Учитель снял фильм, одновременно невнятный и банальный до крика, это профессиональная катастрофа. Но он свой, много страдал, безусловно заслужил, и критика его дружно облизывает.
    Маша, Вы - хорошая, умная, Вы все понимаете. Почему не сказать об этом прямо?
  • litanaar· 2010-09-23 19:47:40
    прекрасная рецензия, спасибо
  • Afilla· 2010-09-23 20:48:15
    и Учитель видно скурвился. Почему у нас в стране милых людей хватает на 1-2 фильма смолоду а потом в разнос
Читать все комментарии ›
Все новости ›