Нет никаких сомнений в том, что именно таким видит себя сам режиссер: запертым в кочегарке, обманутым, растерянным, окруженным смертью, но упорно продолжающим двумя пальцами набивать свой рассказ.
В кинотеатре «Пионер» — ретроспектива главного современного русского режиссера, которая закончится премьерой его новой картины
3—27 сентября в кинотеатре «Пионер» пройдет первая в России и в мире максимально полная ретроспектива режиссера Алексея Балабанова. Десять его полнометражных картин (в список не попали короткометражные «Егор и Настя», «Трофимъ» и незаконченная «Река»)Читать!
С формальной точки зрения, «Кочегар» — это opus magnum Балабанова, сумма всех его постоянных мотивов и кристальное производное абсолютно герметичной режиссерской вселенной. Но ни в этой картине, ни во всех предыдущих никогда не было претензии на грандиозность, и «Кочегар» — это opus magnum, в котором главным героем становится маленький человек, блаженный, до поры до времени не различающий оттенков зла.
С первых кадров становится понятно: это автобиографический фильм. Якут-кочегар (Михаил Скрябин), бывший майор, появляется перед нами в узнаваемой одежде самого Балабанова — тельняшка, шапка-афганка (точно так же в «Джинджер и Фред» в костюме Феллини появляется Марчелло Мастроянни). Он сидит в кочегарке и двумя пальцами на печатной машинке пытается набить роман об истории якутов, к которым пришли злые люди извне. Возле вьются живые, непрерывно сжигающие мертвых, — майору объясняют, что так надо (гекатомбы проходящих через кочегарку жертв напоминают о «Чекисте» Александра Рогожкина, с теперь уже умершим Алексеем Полуяном в одной из ролей). У героя, вроде бы контуженного на войне, есть дочь (дебютантка Аида Тумутова), преуспевающая владелица мехового ателье. Остальные персонажи — мелкие бандиты и люди из их окружения.
Отдельные, упомянутые вскользь детали биографии майора совпадают с деталями биографии самого Балабанова, бывшего военного переводчика, — и нет никаких сомнений в том, что именно таким видит себя сам режиссер: запертым в кочегарке, обманутым, растерянным, окруженным смертью, но упорно продолжающим двумя пальцами набивать свой рассказ.
Каждый эпизод и каждая реплика этого фильма отсылают к предыдущим картинам Балабанова — перед внимательным зрителем открывается бесконечный гипертекст; в замкнутое пространство кочегарки вмещается полтора десятка других, снятых и не снятых фильмов.
Исполнитель главной роли Михаил Скрябин играл корейца Суньку в «Грузе 200», и он же снимался в незавершенных картинах «Американец» и «Река». Последняя, существующая сейчас в виде пятидесятиминутной режиссерской версии, не была закончена из-за трагической гибели якутской актрисы Туйаары Свинобоевой — и «Кочегар», с его разделением на хорошего якута и злой русский мир, является отголоском фантомной боли от того несостоявшегося фильма.
Балабанов отравлен литературой не меньше, чем кинематографом (достаточно вспомнить, что «Груз 200» был тайной экранизацией фолкнеровского «Святилища»; «Реку» он собирался снимать по мотивам «Предела скорби» Вацлава Серошевского). В «Кочегаре», действия в котором едва ли хватило бы на повесть, режиссер чисто кинематографическими средствами — бесконечным нагнетанием своих фирменных «проходов», когда герой долго движется через кадр, — создает внутренний масштаб, подобно тому, как он создается в классическом романе за счет монотонности и подробности описаний.
Так, камерный, снятый в трех интерьерах фильм, через цитаты и сгущение пространства, перерастает сам себя.
«Груз 200» и «Морфий» закрепили за Балабановым славу мизантропа, пессимиста, от гиньоля переходящего к гран-гиньолю. В «Кочегаре» (несмотря на обильные жертвоприношения), возможно, впервые после дебютных «Счастливых дней» гораздо более явственно проявляется его специфический гуманизм, почти сентиментальность. С картинами упомянутого выше Феллини «Кочегара» роднит трагическая ирония, прозрачной стеной отделяющая героя от зрителя: Кабирия не знает, что она обманута, а мы знаем; майор не знает, что уже не застанет дома дочь, а мы знаем. В сущности, мы знаем судьбу майора с самого начала, и это знание означает для нас многие скорби.
Есть в «Кочегаре» и еще один аспект, превращающий его просмотр в абсолютно уникальное переживание: отношение режиссера со временем.
Действие как будто бы происходит в 90-е, но это не ностальгия и не стилизация, как, например, в недавней «Чужой».
Первый «Брат» остается единственным значительным кинофильмом девяностых, в точности запечатлевшим момент, но произошло это совсем не потому, что Балабанов является последовательным реалистом. Ощущение первичной необустроенности мира, бесприютности, неопределенного времени года, подвешенности в воздухе — имманентное состояние этого художника, полтора десятилетия назад намертво совпавшего со временем.
Режиссер (как и его альтер эго на экране) органичен избранному хронотопу — девяностые, провинция. Но у зрителя «Кочегар» вызывает странное ощущение давно потерянного и заново обретенного фильма, в котором сверхъестественным образом предсказан весь последующий контекст. Просмотр картины становится опытом пребывания одновременно в двух временах: тогда, когда все было зыбко и рождало надежду, и теперь, когда все устроилось и стало безнадежным. Похожее чувство вызывают сейчас песни Виктора Цоя и раннего «Наутилуса», балабановскому кинематографу далеко не постороннего. Музыка никогда не была случайной в фильмах Балабанова, и в этот раз основой для саундтрека становится не русский рок, а гитарист Дидюля — он вошел в обиход уже в начале нулевых, и его сентиментальные переборы на живую нитку сшивают сегодня и вчера. Самоирония режиссера очевидна: русский рок был поп-музыкой перестройки, «Кокаинетка» Вертинского из «Морфия» — поп-музыкой Серебряного века, и все это, в сущности, равно гитаристу Дидюле, о котором одна из героинь полемически заявляет: «А что, он мне нравится!»
Так зритель, вслед за героем, становится заложником трагической иронии одновременного знания и незнания, согнутого в дугу времени, в котором прошлое и будущее соприкасается оголенными проводами.
Читать!
Страницы:
- 1
- 2
- Следующая »
Ссылки
Кто сегодня является главным русским кинорежиссером?
Голосование завершено
Результат голоcования по вопросу:
Кто сегодня является главным русским кинорежиссером?
-
Главного нет85847%
-
Балабанов39622%
-
Другой25414%
-
Михалков1679%
-
Сокуров1629%
КомментарииВсего:5
Комментарии
Читать все комментарии ›
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452152
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343599
- 3. Норильск. Май 1269776
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897923
- 5. Закоротило 822495
- 6. Не может прожить без ирисок 784349
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 761436
- 8. Коблы и малолетки 741865
- 9. Затворник. Но пятипалый 473071
- 10. ЖП и крепостное право 408244
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404234
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371451
;)
Очень плохо, что главным фильмом нулевых (заметьте,не лучшим, но "главным") журналистка считает картину с рефлексией событий, как минимум, четвертьвековой давности, а не то, где говорится о сегодняшних проблемах. Особенно, если говорит о данном фильме такими фразами "во-первых, это комедия, во-вторых, действительно фильм о любви.". Если пройти по ссылке на слове "любви", то можно понять кто был "взволнованной журналисткой". Это без сомнения наивный автор данной статьи, давно апологизирующая Балабанова вслед за всей тусовкой питерских критиков (в свою очередь умасливающих своего давнего друга продюсера Сельянова, который давно уже курирует Балабанова). Послушали бы лучше не о "любовных" байках, а то, как Балабанов о евреях отзывается. Герман-старший с ним поэтому не общается.