Жить надо без головы – это поможет здорово сэкономить на шампуне, и никого никогда не будет больше тошнить.

Оцените материал

Просмотров: 14230

«Кинотеатр.doc»

Мария Кувшинова · 24/03/2010
Обновленный фестиваль показывает обновленную реальность

Имена:  Джейк Юзна · Хармони Корин

«Кинотеатр.doc» появился пять лет назад — он предоставил возможность высказывания молодым российским кинематографистам, которые интересовались тем, чем не очень интересовались кинематографисты состоявшиеся: попыткой перенесения реальности на экран.

Благодаря сериалу «Школа» узнаваемая доковская эстетика стремительно вырвалась из своего маргинального гетто (теперь, по прошествии тридцати с лишним серий, стало понятно, что помимо эпатажа в этой работе есть еще и драматургия, великолепно мотивированные персонажи и простроенные ситуации). Валерия Гай Германика и второй режиссер Наталья Мещанинова — ученицы Марины Разбежкиной; вне ее школы, жалуются организаторы «Кинотеатра.doc», почти нет интересных работ.

Очевидно, что серьезная перемена статуса и идейный кризис не могли не привести к трансформациям и на стартующем в эту пятницу фестивале — в этом году он стал международным. Трудно сказать, насколько картины из полутора десятков стран мира помогут решить содержательную проблему — далеко не все из них можно хоть кому-то рекомендовать к просмотру.

Симптоматично, однако, что в нескольких самых интересных работах (в конкурсе и вне) пресловутая реальность мутирует, распадается на атомы, отказывается соответствовать нашим о ней представлениям.

Фильм Джейка Юзны «Открыто» (конкурс) только что получил в Берлине премию «Тедди» — «за смелость в исследовании широкого спектра трансгендерной любви и отношений». В картине рассказываются две параллельные истории: пары влюбленных геев (один из которых беременеет) и еще одной пары — двух изначально разнополых существ, которые при помощи пластической хирургии постепенно устраняют между собой все различия (как известно, это не выдумка, а реальный проект британского музыканта Дженезиса Пи-Орриджа и его жены, ныне уже покойной). Собственно, выдумкой в этом фильме не кажется уже ничто: в нем проступают контуры какой-то совсем новой, невероятно усложнившейся реальности, в которой полов существует ровно столько, сколько есть на свете людей, и соединяются они друг с другом самыми причудливыми способами. Но все-таки соединяются.

©  berlinale.de

Кадр из фильма «Открыто»

Кадр из фильма «Открыто»

Романтизм Юзны очевиден, романтизм Хармони Корина в его новом фильме «Трахатели мусорных бачков» (их покажут вне конкурса) замаскирован под предельно радикальное высказывание. Действующие лица (надо видеть, что это за лица) не только трахают мусорные бачки, но и мастурбируют, дохнут, пускают кровь, избивают телевизоры, едят блины с моющим средством вместо сиропа и произносят монологи о том, что жить надо без головы — это поможет здорово сэкономить на шампуне, и никого никогда не будет больше тошнить. В картине Корина (который, кажется, всю жизнь пытается опровергнуть гармонию собственного имени) реальность вступает в финальную фазу разложения. Эти персонажи не существуют на фоне распада, не участвуют в нем пассивно (как в «Гуммо» и «Джулиене-осле»), не пытаются сбежать от него в собственный мир (как в «Мистере Одиночество») — они самозабвенно ему отдаются. Романтизм режиссера, собственно, заключается в том, что «Трахатели мусорных бачков» — в некотором смысле позитивная программа, путь к освобождению. Видимо, надо следовать их примеру, чтобы тебя никогда уже больше ни от чего не тошнило.

Фрагмент фильма «Трахатели мусорных бачков»


В качестве антитезы кориновского распада конкурсная программа предлагает «Изобретения доктора Накаматса» — документальный фильм о созидателе, творце, преобразователе реальности, японском ученом, придумавшем флоппи-диск и многое, многое другое.

«Накаматс», пожалуй, единственный фильм «Кинофестиваля.doc», который можно порекомендовать к просмотру любому зрителю, без оглядки на вкусы и психическую стабильность, — это как минимум увлекательный рассказ об интересном человеке. Однако реальность и тут не дается нам в руки — Накаматс не просто реален, он сверхреален, он какая-то гипербола человека, на любой вопрос отвечающего: «Это было неудобно, поэтому я изобрел… (подводный блокнот; какой-то невероятный афродизиак; подошву, на которой можно прыгать; тележку велорикши с водяным двигателем etc)». Накаматс собирается жить до ста сорока лет; недавно он получил Шнобелевскую премию за то, что фотографирует и анализируют любую попадающую в его желудок пищу.

Он кажется стопроцентным мошенником, но он не мошенник, поскольку реальности, в которой можно провести границу между правдой и неправдой, как таковой не существует — и «Кинотеатр.doc» лучшее тому подтверждение.

Ролик фильма «Изобретения доктора Накаматса»

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • nakipelov· 2010-03-26 09:51:05
    прочел, и смотреть ничего больше не хочется.
  • derginna· 2010-06-05 09:51:54
    док ужасен, если честно. и выпускники его в нашем кино ужасны. увы, за них цепляются наши критики, за отсутствием чего-либо более приличного.
Все новости ›