Основную музыкальную тему фильма – песню с припевом «фрау, я не настоящий Штирлиц, фрау, я не настоящий» – в принципе можно ставить эпиграфом ко всей политической и социальной системе последних десяти лет.
Сергей Соловьев и его студентка сняли фильм о том, как скучно было взрослеть в нулевые
Режиссер Сергей Соловьев — предельный тип взрослого, бесконечно уверенного в априорной правоте подростка. Он из тех, кто думает, что молодые (пользуясь определением Феллини) — это высшие существа, гости из будущего, прилетевшие к нам на космических кораблях.Читать!
Как в «Ассе» Соловьев поверил юному сценаристу Сергею Ливневу; как в «Нежном возрасте» он поверил своему сыну Дмитрию, придумавшему и сыгравшему главного героя, — так и теперь он верит собственной студентке Софье Карпуниной, которая принесла ему сценарий короткометражки и согласилась вместе с мастером превратить ее в полный метр.
Мы отлично помним, что имел сообщить нам Ливнев; чуть хуже мы помним монолог Дмитрия Соловьева. Соня же Карпунина (сценаристка и исполнительница главной роли) сообщает вот что: спустя три года после окончания школы утомленная комфортом чудачка все еще окружена верными одноклассниками — своим вип-женихом (Константин Крюков) и его обаятельным товарищем-балбесом (Аристарх Венес). Железобетонная замотивированность первого и расслабленный пофигизм второго одинаково скучны героине, которая хочет писать, ходит на курсы драматургии и от тоски режет себе вены в ванной, за элитной дверью из массива дерева (режет не вдоль — поперек). Она внезапно просит приятеля увезти ее в Петербург, ходит перед ним по номеру без одежды, принуждает и отказывает в близости, а потом и вовсе исчезает в неизвестном направлении, оставив своих парней недоумевать в кафе «Жан-Жак» за доской для нардов. К счастью, постановщиком является все-таки не Софья Карпунина (которая про себя точно уверена, что прилетала к нам на космическом корабле), а взрослый мужчина, которому так или иначе удается погасить самые пылкие девические проявления из серии «я робот, но это нормально».
Взгляды юного творца на самого себя понятны, но раз мы заговорили о сквозной, проходящей чуть ли не через полвека тетралогии, то стоит бросить взгляд на формирующую героев и их реальных сверстников среду. В этом смысле «Сто дней после детства» — это фильм о подростковых фрустрациях в тисках фальшивой духовности. «Асса» — о желании и попытке из этих тисков вырваться. Сумбурный «Нежный возраст» — о клокочущем времени, которое невозможно убедительно описать. «Одноклассники» (в названии которых слышится не только знаменитый бренд рунета, но и обманчивые отзвуки «Ассы») — о полном отсутствии времени.
Софье Карпуниной неоткуда брать героев и впечатлений для фильма. Весь ее опыт умещается в профайл на тех же «Одноклассниках»: выпускной в лимузине, поездка в Питер, кафе «Жан-Жак», трип в Гоа — все. Очевидно, что именно таковым и является опыт большинства ее ровесников из соответствующей социальной среды (поначалу Карпунина училась на экономическом). Эта среда локальна и герметична, в нее не просачиваются наблюдения извне. Собственных чудачеств явно недостаточно для интересной истории, а второстепенных персонажей в фильме почти нет (вспомним парад эпизодических фриков из «Ассы»). Основной характеристикой героев здесь является невыгодное с драматургической точки зрения отсутствие цели, отказ от нее (единственный целеполагающий — герой Крюкова — выглядит откровенным идиотом), попытка побега в единственно доступном направлении — в Индию, где можно жить без забот и денег («Съездила в город, провела экскурсию, заработала сто долларов — этого здесь на месяц хватает»). Взрослый (в «Ста днях после детства» — вожатый-идеалист, который пытается направлять, в «Ассе» — матерый антагонист, который пытается убить) здесь представлен персонажами Михаила Ефремова и Даниэля Ольбрыхского — опухшими, дезориентированными, не желающими ни учить, ни подавлять младших.
И именно с «Одноклассниками» вдруг становится до ужаса очевидно, что это так раздражающее в русском кино отсутствие реальности — и есть реальность.
Реальность, которой с трудом хватает на профайл в социальной сети. В которой человек с амбициями писателя никогда не соприкоснется с тем, что достойно описания.
Забавно, Соловьев вольно или невольно подводит символический итог всем многолетним (неудачным) попыткам наших кинематографистов показать узнаваемый город: гордящийся своей киногеничностью Петербург в фильме представлен гостиничным баром и трехсекундным видом из окна на какую-то промзону. «Именно такой Петербург я и хотела увидеть», — удовлетворенно сообщает героиня.
Основную музыкальную тему фильма — песню с припевом «фрау, я не настоящий Штирлиц, фрау, я не настоящий» — в принципе можно ставить эпиграфом ко всей политической и социальной системе последних десяти лет («Хочется какой-то связи — связи нет» — еще один неплохой девиз для разобщенного, сидящего по своим герметичным ячейкам общества).
В этом смысле Соловьев, видимо, не зря поверил своей студентке: совместными усилиями им удалось выразить дух времени, которое не стоит отдельного разговора.
Читать!
КомментарииВсего:9
Комментарии
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452171
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343633
- 3. Норильск. Май 1269804
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897935
- 5. Закоротило 822513
- 6. Не может прожить без ирисок 784386
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 761605
- 8. Коблы и малолетки 741911
- 9. Затворник. Но пятипалый 473120
- 10. ЖП и крепостное право 408255
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404293
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371493
Успевает и в Голливуд, и к Янчо, и к Соловьёву.
Из актёрских работ - хочется отметить работу Алёны Бондарчук. Она - ярчайшая комедийная актриса. Она играет комедию так серьёзно, что становится решительно смешно. Не случайно многие фразы режиссёр отыгрывает на её отвлеченном внимании. Она слушает монологи интереснее, чем их произносят ее партнёры. Пусть роль у нее совсем небольшая, но она всё же, радует бесконечно.
Похоже, современное русское кино де-факто является делянкой для мажоров и про мажоров.
возможно (и это их извиняет в некоторой степени), сами господа сценаристы и режиссеры просто не могут писать-творить о том, чего сами не познали. что ж, в таком случае им остается показывать скучную унылость собственных душ.
но тогда не обижайтесь, господа сценаристы-режиссеры, что "богатство" вашего внутреннего мира так не трогает меня как зрителя и критика.
как сказал один из великих, человек, выросший на классической музыке, не станет слушать рок и попсу. перефразируя: выросший на великом советском кино, учившем прекрасному, не станет тянуться за призрачными образами вашей искаженной реальности.
потому что все, о чем вы хотите сказать - это отсутствие слова.
времена большого кино, возможно, для большинства зрителей прошли. кино все больше превращается в массовое, а потому и примитивное явление. кино превращается в товар, который можно купить по сходной цене.
на смену большим режиссерам не приходит никто достойный - в массовом кино. потому что ни один уважающий себя режиссер не пойдет снимать кино, пропагандирующее пороки современного общества. зато в массовом кино появляется все больше не просто посредственных, но мелких и нелепых режиссеров, которые хотят что-то доказать, что-то показать.
если в душе вашей - пустота, не стоит выливать ее на экран.
лучше помогите себе, попытайтесь подняться на уровень выше, чем пошлая обыденность.
когда-то кино призывало учить красивому, доброму, вечному.
и оно есть, такое кино. просто его не видно за массовой низменной пропагандой таких невзрачных, но многочисленных "режиссеров".
но я все еще продолжаю верить, и нахожу этой вере подтверждение - каждый раз, когда картина неизвестного широкой публике режиссера завоевывает очередную награду кинофестиваля.
пусть это кино не покажут в кинотеатрах, - оно - для думающих людей.
я всех вас призываю думать и рассуждать. если каждый из нас станет умнее, разборчивее, критичнее, то "мелкие режиссеры" сами уйдут со сцену. и никто о них даже не вспомнит.
Теперь по сути. Я не знаю чего ожидали (да и зачем смотрели) те кто обругал этот фильм. Как и большинство фильмов Соловьева последних лет - этот фильм о нашем времени, а еще конкретнее о современной молодежи и духе времени. Ну а вернее будет сказать о безвременье и об отсутствии всякого духа и идеи. В первой половине фильма один из главных героев спрашивает у героини: "А тебе самой-то чего хочется?" и она отвечает: "Не знаю. Вот сейчас почему-то в Питер захотелось.", в конце этот же герой, стоя на берегу океана в Гоа и не глядя в глаза героине, говорит: "А я чего. - Я успешный менеджер не то по часам, не то по трусам. На кой хрен мне всё это надо, я так и не знаю." Собственно говоря этот посыл (об отсутствии не только понимания, но даже и намеков на то как к этому пониманию можно придти у современной молодежи, выросшей при диктатуре потребления и комфорта) и проходит красной нитью через весь фильм. На втором плане находятся родители, как всегда живущие на своей волне, причем уже переставшие даже понимать друг друга, а также обыграны один из основных фетишей столичной молодежи нулевых: "Давай поедем в Питер" и главная дауншифтерская мечта российского молодежи последних лет: "бросить все и свалить в Гоа, ведь там можно на 100 долларов прожить целый месяц". Ну и плюс прекрасная картинка и замечательный звуковой ряд!
Если Вам этого мало или Вы, вдруг, всерьез считаете, что все это гонево и у нас действительно есть другая (более идейная/духовная/достойная и далее по списку) молодежь и что фильмы должно снимать про нее и вообще что кино должно быть той лирой, что пробуждает в человеке хорошее, доброе вечное (ну и снова далее по списку), то просто не смотрите это кино. ОНО НЕ ДЛЯ ВАС!!! Тем же, кому очевидно "отсутствие проекта", глупость, безвременность, безыдейность (и опять-таки далее по списку) нынешнего существования, наоборот, КРАЙНЕ РЕКОМЕНДУЮ ПОСМОТРЕТЬ ЭТОТ ФИЛЬМ!