Основную музыкальную тему фильма – песню с припевом «фрау, я не настоящий Штирлиц, фрау, я не настоящий» – в принципе можно ставить эпиграфом ко всей политической и социальной системе последних десяти лет.
Сергей Соловьев и его студентка сняли фильм о том, как скучно было взрослеть в нулевые
Режиссер Сергей Соловьев — предельный тип взрослого, бесконечно уверенного в априорной правоте подростка. Он из тех, кто думает, что молодые (пользуясь определением Феллини) — это высшие существа, гости из будущего, прилетевшие к нам на космических кораблях.Читать!
Как в «Ассе» Соловьев поверил юному сценаристу Сергею Ливневу; как в «Нежном возрасте» он поверил своему сыну Дмитрию, придумавшему и сыгравшему главного героя, — так и теперь он верит собственной студентке Софье Карпуниной, которая принесла ему сценарий короткометражки и согласилась вместе с мастером превратить ее в полный метр.
Мы отлично помним, что имел сообщить нам Ливнев; чуть хуже мы помним монолог Дмитрия Соловьева. Соня же Карпунина (сценаристка и исполнительница главной роли) сообщает вот что: спустя три года после окончания школы утомленная комфортом чудачка все еще окружена верными одноклассниками — своим вип-женихом (Константин Крюков) и его обаятельным товарищем-балбесом (Аристарх Венес). Железобетонная замотивированность первого и расслабленный пофигизм второго одинаково скучны героине, которая хочет писать, ходит на курсы драматургии и от тоски режет себе вены в ванной, за элитной дверью из массива дерева (режет не вдоль — поперек). Она внезапно просит приятеля увезти ее в Петербург, ходит перед ним по номеру без одежды, принуждает и отказывает в близости, а потом и вовсе исчезает в неизвестном направлении, оставив своих парней недоумевать в кафе «Жан-Жак» за доской для нардов. К счастью, постановщиком является все-таки не Софья Карпунина (которая про себя точно уверена, что прилетала к нам на космическом корабле), а взрослый мужчина, которому так или иначе удается погасить самые пылкие девические проявления из серии «я робот, но это нормально».
Взгляды юного творца на самого себя понятны, но раз мы заговорили о сквозной, проходящей чуть ли не через полвека тетралогии, то стоит бросить взгляд на формирующую героев и их реальных сверстников среду. В этом смысле «Сто дней после детства» — это фильм о подростковых фрустрациях в тисках фальшивой духовности. «Асса» — о желании и попытке из этих тисков вырваться. Сумбурный «Нежный возраст» — о клокочущем времени, которое невозможно убедительно описать. «Одноклассники» (в названии которых слышится не только знаменитый бренд рунета, но и обманчивые отзвуки «Ассы») — о полном отсутствии времени.
Софье Карпуниной неоткуда брать героев и впечатлений для фильма. Весь ее опыт умещается в профайл на тех же «Одноклассниках»: выпускной в лимузине, поездка в Питер, кафе «Жан-Жак», трип в Гоа — все. Очевидно, что именно таковым и является опыт большинства ее ровесников из соответствующей социальной среды (поначалу Карпунина училась на экономическом). Эта среда локальна и герметична, в нее не просачиваются наблюдения извне. Собственных чудачеств явно недостаточно для интересной истории, а второстепенных персонажей в фильме почти нет (вспомним парад эпизодических фриков из «Ассы»). Основной характеристикой героев здесь является невыгодное с драматургической точки зрения отсутствие цели, отказ от нее (единственный целеполагающий — герой Крюкова — выглядит откровенным идиотом), попытка побега в единственно доступном направлении — в Индию, где можно жить без забот и денег («Съездила в город, провела экскурсию, заработала сто долларов — этого здесь на месяц хватает»). Взрослый (в «Ста днях после детства» — вожатый-идеалист, который пытается направлять, в «Ассе» — матерый антагонист, который пытается убить) здесь представлен персонажами Михаила Ефремова и Даниэля Ольбрыхского — опухшими, дезориентированными, не желающими ни учить, ни подавлять младших.
И именно с «Одноклассниками» вдруг становится до ужаса очевидно, что это так раздражающее в русском кино отсутствие реальности — и есть реальность.
Реальность, которой с трудом хватает на профайл в социальной сети. В которой человек с амбициями писателя никогда не соприкоснется с тем, что достойно описания.
Забавно, Соловьев вольно или невольно подводит символический итог всем многолетним (неудачным) попыткам наших кинематографистов показать узнаваемый город: гордящийся своей киногеничностью Петербург в фильме представлен гостиничным баром и трехсекундным видом из окна на какую-то промзону. «Именно такой Петербург я и хотела увидеть», — удовлетворенно сообщает героиня.
Основную музыкальную тему фильма — песню с припевом «фрау, я не настоящий Штирлиц, фрау, я не настоящий» — в принципе можно ставить эпиграфом ко всей политической и социальной системе последних десяти лет («Хочется какой-то связи — связи нет» — еще один неплохой девиз для разобщенного, сидящего по своим герметичным ячейкам общества).
В этом смысле Соловьев, видимо, не зря поверил своей студентке: совместными усилиями им удалось выразить дух времени, которое не стоит отдельного разговора.
Читать!
КомментарииВсего:9
Комментарии
Читать все комментарии ›
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3438051
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2337510
- 3. Норильск. Май 1268256
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897608
- 5. Закоротило 822002
- 6. Не может прожить без ирисок 781558
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 757958
- 8. Коблы и малолетки 740633
- 9. Затворник. Но пятипалый 470741
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402749
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370239
- 12. Винтаж на Болотной 343069
Успевает и в Голливуд, и к Янчо, и к Соловьёву.