Тим Бертон сделал героиню Льюиса Кэрролла не только трехмерной, но и взрослой
Для начала смиримся с тем, что Тим Бертон и сценарист Линда Вулвертон придумали собственную «Алису» — по мотивам широко известной. И с тем, что на смену игре в скелетики, на смену сладкому и гадкому пришла обновленная режиссерская вселенная — гораздо менее патологичная во внешних проявлениях и гораздо более сложная в своем устройстве и движении.Читать!
Шляпник (Джонни Депп), Мартовский Заяц и Соня представлены тут компанией диссидентов, буквально-таки на кухне (то есть за столом, за чашкой чая) бесконечно проклинающих кровавый режим Красной Королевы (Хелена Бонэм Картер). Они обожествляют свергнутую Белую Королеву (Энн Хэтэуэй), живущую в изгнании, ожидающую «бравного воина», который победит чудовище Бармаглота — опору существующей власти.
Парадокс, который в упор не замечают персонажи, но отлично видят зрители, заключается в том, что Белая Королева, очевидно, один из самых омерзительных положительных персонажей в истории кино, карикатура на пацифиста и непротивленца, загребающего жар чужими руками. Ее ненавистная сестра и соперница, кажется, виновата лишь в том, что нестандартно выглядит и мыслит.
В самом душераздирающем (и очевидно автобиографическом) эпизоде картины Шляпник оказывается при дворе Красной Королевы и ненадолго получает возможность заниматься своим любимым делом — созданием шляп. Однако его творческий пыл внезапно охлаждает догадка: он молится за царя Ирода, работает на врага, и выбора нет никакого — или так, или запрет на профессию. Если это Страна чудес, то такие чудеса нам хорошо известны.
Чеширский кот в этой вселенной — Бегемот, наделенный полномочиями Воланда: неуязвимый, почти всесильный, не желающий принимать ничью сторону и все-таки помогающий слабому в трудную минуту.
Сама Алиса (к неудовольствию некоторых поклонников книги, восемнадцатилетняя) олицетворяет проблему предопределенности и свободы выбора. Полфильма персонажи дискутируют, «наша» это Алиса или «не наша» — та ли, что должна по обету прийти и избавить от тирана? В конце концов заглавная героиня (Миа Васиковска, похожая одновременно на полдюжины голливудских актрис) вынуждена стать самосбывающимся пророчеством, «нашей Алисой» — как становится героем сопротивления мелкий мошенник-коллаборант из «Генерала делла Ровере» Росселлини.
Поразительно, что эта молодая девушка и есть обещанный «бравный воин». В этой диковатой сказке именно Алиса берет на себя функции принца в сияющих доспехах, который побеждает дракона в бою, при помощи волшебного меча — а это как-то совсем смело, даже после подвигов Жанны д'Арк и лейтенанта Рипли из «Чужих».
Бертоновская «Алиса» — это вообще гендерная чехарда. Шляпник при первой встрече называет героиню исключительно в мужском роде («Он вернулся!»). Толстые близнецы в полосатых майках (которые разговаривают обрывками фраз, как персонажи сценариста Родионова) оказываются сновидческой проекцией двух болтливых сестер из реального мира. И еще один жирный фрейдистский штрих (в дополнение к корпусу психоаналитических интерпретаций исходной сказки): Шляпник — очевидный сказочный двойник Алисиного (уже умершего) отца-фантазера.
Грандиозная смысловая нагрузка во многом объясняет возрастную метаморфозу героини. Здесь не милое кэрролловское «всё чудесатей и чудесатей», здесь всё всерьез — пробудиться от этого сна нельзя, как нельзя пробудиться от кошмара экзистенциального выбора. Восемнадцатилетняя Алиса представляется логичным решением и в контексте бертоновской фильмографии. Его предыдущий фильм — псевдомюзикл « Суини Тодд» — был первой «взрослой» работой режиссера, ничуть не менее безжалостным размышлением о природе мужского и женского, чем «Антихрист» Ларса фон Триера. Для маленькой Алисы мир еще мог делиться на красное и белое: Алиса взрослая скорее проверяет на прочность собственное «я», чем ввязывается в чужие политические дихотомии. Именно поэтому ее история не заканчивается с победой над Бармаглотом, она заканчивается в начале первой главы ее взрослой жизни.
Читать!
Ссылки
Какая «Алиса» вам нравится больше?
Голосование завершено
Результат голоcования по вопросу:
Какая «Алиса» вам нравится больше?
-
Конечно же, книжка Льюиса Кэрролла238351%
-
Пластинка с песнями Высоцкого71315%
-
Мультфильм Ефрема Пружанского (1981)65814%
-
«Алиса» Тима Бертона лучше всех60513%
-
Фильм Яна Шванкмайера (1988)3067%
КомментарииВсего:8
Комментарии
Читать все комментарии ›
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451708
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343349
- 3. Норильск. Май 1268539
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897664
- 5. Закоротило 822088
- 6. Не может прожить без ирисок 782125
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758636
- 8. Коблы и малолетки 740829
- 9. Затворник. Но пятипалый 471158
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402987
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370416
- 12. ЖП и крепостное право 351708
это мне было неочевидно, а прочее - вызвало пошожее чувство..