Британский реализм в российском ограниченном прокате
И вот первый случай проверить, приживается ли у нас привитый Валерией Гай Германикой пресловутый европейский кинореализм: в ограниченный прокат выходит «Аквариум» Андреа Арнольд, британской женщины-режиссера, у которой гуманистическая традиция Кена Лоуча сосуществует с отчаянием постиндустриального распада.Читать!
Андреа Арнольд — не из тех женщин, что в режиссерской профессии стараются сравняться с мужчинами на их территории (как, скажем, успешно конкурирующая Кэтрин Бигелоу). Взгляд ее остается женским, и мир «Аквариума» — это мир разрушенных женских судеб, передающихся по наследству. Это мир отсутствующих мужчин — и единственный из них, сыгранный Фассбендером, появляется здесь как загадочный, ослепительный посол маскулинности (ближе к финалу он лишится своих верительных грамот).
« Женский» в случае Арнольд не является уничижительным определением: из той самой художественной простоты, из деталей и реплик у нее возникает картина, которая — изнутри — убедительнее любого социального исследования описывает текущую общественно-гендерную ситуацию.
«Аквариум» с документальной бесстрастностью вскрывает чудовищное противоречие между тем, с чем героиням по-прежнему предлагается себя идентифицировать (розовое, округлое, плюшевые зайчики, котики, телепередачи про стилистов и визажистов), и реальностью, с которой им приходится иметь дело. Мать называет дочь «п...й» на регулярной основе и воспринимает ее сначала как помеху, а потом — небезосновательно — как соперницу в борьбе за случайно забредшего мужчину. Младшая девочка явно идет по стопам старшей — исключенной из школы и обнаружившей, что почерпнутое из телевизора увлечение r'n'b не уведет ее дальше местного стриптиз-клуба.
После показа «Аквариума» в конкурсе Каннского фестиваля трудно было удержаться от сравнения картины Арнольд с фильмом Валерии Гай Германики «Все умрут, а я останусь», за год до того здесь же получившей спецупоминание жюри дебютов. Фильмы объединяет не только схожая социальная среда («районы, кварталы, жилые массивы»). И Германика, и Арнольд обращаются к тому моменту личной биографии, когда взрослеющая женщина осознает свою судьбу — как минимум отличную от судьбы мужчины; вот это самое «родился девочкой — терпи».
Но есть и существенная разница: то, что у Германики звучит как крещендо и заканчивается залпом из всех орудий («Мама и папа, идите на х...»), у Арнольд — лишь данность, отправная точка, из которой надо двигаться дальше. Наталья Мещанинова, второй режиссер « Школы», как-то заметила, что до Германики в нашем новом кино никто не отваживался нарушить табу, открытым текстом заговорив с экрана о том, что у миллионов людей есть проблемы с родителями. У Арнольд — уже следующая стадия, когда из этих дисфункциональных, отравленных взаимной ненавистью семейных отношений в итоге проступает неартикулируемая взаимная нежность. Не любовь в общепринятом смысле, но молчаливое понимание; та самая общая для всех поколений женская судьба.
И граница между нашим и европейским «новым реализмом» (несмотря на награду Германики) пока что проведена здесь; здесь же не принятый каннскими отборщиками кошмар «Груза 200» расходится с восторженно одобренным кошмаром «Четырех месяцев, трех недель и двух дней».
Читать!
КомментарииВсего:1
Комментарии
-
потрясающий фильм
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452159
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343629
- 3. Норильск. Май 1269787
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897927
- 5. Закоротило 822499
- 6. Не может прожить без ирисок 784363
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 761499
- 8. Коблы и малолетки 741877
- 9. Затворник. Но пятипалый 473103
- 10. ЖП и крепостное право 408249
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404270
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371464