Долгожданный фильм Джеймса Кэмерона: технологии на службе обскурантизма
С практической, потребительской точки зрения, новый фильм Джеймса Кэмерона — это яркое, завораживающие зрелище для усидчивых младшеклассников, не обремененное ни сюжетом, ни диалогами.Читать!
Небесполезно также узнать, что во время просмотра трехмерной версии фильма (а во многих кинотеатрах идут именно такие) в специальных очках небольшой процент зрителей с плохим зрением и неважными сосудами может испытывать дискомфорт. К концу второго часа (а до финала еще тридцать минут) у них возникнет ощущение, что инородный предмет неприятно и постоянно соприкасается непосредственно с корой головного мозга. Очевидно, что в борьбе за каждый проданный билет индустриальный кинематограф и дальше пойдет именно по пути прямого воздействия на физиологию и органы восприятия. Да, пиратская копия или «тряпка» из торрентов подобного эффекта не дает.
Картину уже не раз — авансом — назвали новацией и даже переворотом в области визуальных развлечений, подстегивая интерес публики. Кэмерон действительно по-своему трактует 3D, изобретая собственные законы перспективы и комбинируя в одном кадре двухмерное и трехмерное изображение. Поразительная яркость картинки, еще не так давно недоступная апологетам технологии, производит отдельное сильное впечатление.
Но «переворот» — слишком громко сказано, если не понимать под этим определением маркетинговый эвфемизм слова «тупик».
Под выход «Аватара» Кэмерона начали называть триумфальным реформатором киноязыка (в своей области), но это не стопроцентно так. «Титаник» (1997), при всем своем успехе и одиннадцати «Оскарах», был скорее дорогостоящим казусом, на который народ валил, как средневековые венецианцы — на носорога: смотрите, какой огромный! «Титаник» скорее подтвердил очевидное: хорошей мелодраме не нужен многомиллионный бюджет; второй раз такого эксперимента жанр не вынесет. Большое кино в итоге не пошло по пути Кэмерона, предпочитая рассказывать про любовь и разлуку куда более скромными средствами (не пошло оно и по пути минималистичной « Телефонной будки» Джоэля Шумахера, которую тоже считали «переворотом», но с противоположным знаком — Голливуд предпочел золотую середину).
Определяющими для развлекательно кино были две другие работы Кэмерона — первая и, в еще большей степени, вторая серии «Терминатора».
С момента выхода «Терминатора-2» прошло почти двадцать лет, но он по-прежнему смотрится актуальнее многих фильмов, снятых на прошлой неделе. Два десятилетия развития кинотехнологий не добавили ничего нового к тогдашнему открытию Кэмерона: при наличии фантазии на компьютере можно моделировать реальность, неотличимую от настоящей. И «фантазия» тут важнее, чем «компьютер». Второй «Терминатор» — убедительное свидетельство в пользу того, что технология и форма никогда не могут (или в исторической перспективе не могут) превалировать над содержанием. Главным в фильме была не графика, а жидкометаллический робот, неотвратимый, неуничтожимый, похищающий чужую плоть, постоянно дающий метастазы — как рак, терроризм, зависимость, ментальный вирус или любой другой кошмар современного человека, к которому T-1000 намертво прилипает общеупотребительной метафорой.
В «Аватаре» такой метафоры нет. Пока Кэмерон снимал его, дистанционное управление суррогатом превратилось в расхожий штамп науч-попа. Энвайронменталистское послание (правы те, кто живет в гармонии с природой) слишком слащаво даже для апологетов Покахонтас (коллеги придумали шутку, что «Аватар» — друидская заказуха, настолько важны в экосистеме Пандоры деревья). Полеты во сне (для героя) и наяву (для его аватара, оседлавшего местную разновидность птеродактиля) напоминают об эпизоде с гипогрифом из «Гарри Поттера» Альфонсо Куарона — и ни в чем его не превосходят.
В плане обучения младшеклассников искусству умирать (смерть здесь прекрасна, как душа туземца) Кэмерона несоизмеримо превосходит Питер Джексон, у которого в «Милых костях» убитая маньяком девочка рассказывает с экрана о том, как мучительно ее душа расстается со всем земным.
В концептуальном смысле «Аватар» настолько незатейлив, что ставит в тупик даже опытных мастеров интеллектуальной спекуляции на голливудском блокбастере.
Единственная революционная новация Кэмерона: главный герой у него туп, и гордится этим; он бенефициант собственной тупости, именно она позволяет ему проникнуть туда, куда годами не могли проникнуть ученые, эти коррумпированные злодеи на службе чего бы то ни было (иногда Сэм Уортингтон забывает погасить искру интеллекта в глазах, и в следующих эпизодах ему приходится изображать кретина с удвоенным рвением).
Наше слово, а тем более наш многомиллионный рык попадает в самые непредвиденные контексты, отзываясь самым неожиданным образом. «Аватар», в котором единственная образованная героиня (Сигурни Уивер) заканчивает единением с верховным божеством инопланетных туземцев (вот оптимистическая инверсия единения лейтенанта Рипли и Чужого!), выходит в дни « климатгейта», повредившего репутации науки сильнее, чем столетия инквизиции. Авторы фильма, подобно персонажу из вырыпаевской новеллы в «Коротком замыкании», призывают «ощущать», а не «врубаться», проповедуя теизм и потешаясь над рациональным знанием.
Читать!
КомментарииВсего:28
Комментарии
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451910
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343476
- 3. Норильск. Май 1268948
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897764
- 5. Закоротило 822250
- 6. Не может прожить без ирисок 782918
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759880
- 8. Коблы и малолетки 741203
- 9. Затворник. Но пятипалый 471989
- 10. ЖП и крепостное право 408057
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403459
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370773
Да, вот ещё наблюдение из жизни... Чем образованнее и интеллектуальнее человек, тем проще и яснее он выражает свои мысли. Люди же недалёкие рассыпаются в умных словах за которыми ничего нет. Это к слову о манере письма, во время чтения не проходит неприятное чувство что над тобой потешаются и критику известно что-то такое до чего нам (простым смертным) никогда и не додуматься.
А вот во время просмотра картины подобных мыслей, признаюсь, не возникало. Не жалуюсь на "рабское" сознание, но я получил настоящее удовольствие от просмотра. И есть о чём по рассуждать в контексе этого кино, кроме как о деградации жанра. Господа, не следует искать тайные смыслы там где их нет и быть не должно. Хотите пищи для мозга и интеллектуальных развлечений, прекращайте посещать мультиплексы ;)
вот именно: на фильме получаешь огромное удовольствие. Ждала от Кэмерона маленького чуда - получила. Пойду еще раз - любоваться тем, как вырисована мимика На'Ви. И поведу на этот прекраснейший аттракцион племянницу (к слову о младшеклассниках) - она будет в восторге. Как и любой взрослый, в ком ребенок еще побеждает зануду-старика.
Писать такое об "Аватаре", Мария, это то же, что диссертация на тему типа "Американские горки и концепция спиралевидности мировой истории".
P.S. Что касается тех, кому от 3D дурнеет... Вы забыли предупредить тех, кто боится темноты, что в кинозале полумрак, а тех, у кого агорафобия, что там бывает многолюдно.
dlilb, потрудитесь напрячь мозг, - не всё же на албанском читать
...и как?)) чувствуется разница?))) Ребята и впрям какой в АВАТАРе оксюмороном, о чем Вы говорите)))
Фильм каких еще не было!!! Фильм не смотря на "тупость главного героя" ( от автора рецензии) заставляет задуматься над увиденным и верить в существование этого мира . Похоже что все что все фильмы созданные Кэмероном это пережитые им истории.
Критиковать его несколько неразумно, вы ведь не имеете ничего против безе? Вот и вся критика "Аватара" будет сводиться к придиркам вроде "оно полнит", "профитроли вкуснее" и прочим.
Вообще, рецензия мне нравится, только смотреть это гораздо вкуснее, чем думать о просмотренном и читать про это.
Лично мне еще никогда не было так весело на фильме. Почти все аватарные "фишки" - начиная от USB-соединения с птеродактилями и прочей живностью - и заканчивая заштампованными диалогами и сюжетом - всерьез не воспринимается. Все вторично, все узнается. Даже музыкальная тема, содранная композитором Хорнером у самого же себя в "Титанике", за много лет ее многократного использования набила оскомину. Жаль, что подобное вторсырье до сих пор так давит на центры удовольствия российских зрителей.
Писать такой бред - просто недостойно, хотя автор сам себя разоблачает:
"В концептуальном смысле «Аватар» настолько незатейлив, что ставит в тупик даже опытных мастеров интеллектуальной спекуляции на голливудском блокбастере"
Это ведь не рецензия это интелектуальная(как кажется автору) спекуляция. Браво!
Только вот похоже не там автор интеллекта набирался - один пример с Телефонной будкой чего стоит - вот уж путь развития кинематографа!!!!
Забыла уважаемая Мария - что мир спасет красота, любовь, доброта - такие примитивные чувства знаете-ли. И вот как раз главный герой здесь именно не ученый, а человек с открытым сердцем, способный чувствовать... а не разрушать, ища суть...
Короче, говорить таким "рецензентам - интелектуалам" что-то конечно бессмысленно. Лучше в кино еще раз схожу. Полюбуюсь... И обязательно куплю на ДВД. Причем коллекционном желательно.
при чем тут "интеллектуальная спекуляция"? тут даже на эмоциональном уровне рефлексы 9-12 летних. никто не говорит, что впадать в детство на 3 часа под влиянием "вкусной" картинки это плохо. проблема c expectation management...
Мое субъективное ощущение от просмотра фильма - душу из тела вынули и отправили на 2 с половиной час в действительно захватывающее сногсшибательное путешествие. Даже жаль было возвращаться потом...
кстати, судя по комментариям, многие читатели чувствуют кино намного интереснее, чем рецензентка. Такого рода рецензии авторитета сайту, честно говоря, не добавляют. Так, может быть, пора, как в анекдоте не переставлять кровати, а сменить....?
А не пробовали Вы, по примеру редакции и её авторов, испытать оргазм от "Сумасшедшей помощи"?
любое произведение искусства всегда об одном - о том, что красота - это главное. потому что красота - это форма правды. мы называем "красивым" то, в чём видим правду, гармонию, некоторую, я бы сказал, суть мира.
"Аватар" - об этом. Причём "о" здесь и в кавычках и без кавычек. То есть он ОБ ЭТОМ на всех уровнях. И на "идейном", и по сути, на эстетическом. То есть этого разделения и нет, здесь это - вместе.
При всех минусах, некотором кол-ве клише и т.д. (небольшом, на мой взгляд) это - хороший фильм. Самые банальные вещи в нём - трогают.
То, что на стороне Главного Героя стоит научная группа в полном составе - это, естественно, признак того, что в фильме показано, что разум и мышление - зло.
То, что люди в облике людей физически не могут выжить в мире Пандоры - это, естественно, знак того, что люди "неправильные".
Из фильма так и прет ницшеанское превращение охотника за чудовищами в чудовище, людей, которых не приняла собственная планета - в агрессивных разрушителей (если человек умеет видеть, то то, что это именно планета не приняла людей, а не люди отвергли планету, становится очевидным).
Простите, но ничего из описанного не случилось бы без проекта "Аватар", то есть утверждение "ощущай, а не врубайся" - просто не соответствует действительности; чтобы ощутить, надо врубиться.
Насколько же въелось в мозги огромного числа кинокритиков, что если фильм может заставить кого-то затаить дыхание от восторга, то это обязательно пустышка... Это далеко не всегда так. На создание и проработку в нюансах мира Пандоры ушло несколько лет, и эти годы, я вас уверяю, не были выброшены на ветер. Если присмотреться к самому миру чуть повнимательнее (что, конечно же, критики сделать боятся, ведь это будет уже эскапизм), можно увидеть множество интересных концепций и messageй, просто искать их надо не всматриваясь в детали, а смотря на картину в целом.
Непривычно, да. А что делать.