ММКФ всегда страдал мегаломанией. Следуйте нашим подсказкам, чтобы не запутаться в фестивальном расписании и не тратить свое время на проходные фильмы
Не секрет, что ММКФ часто вынужден подбирать остатки за более влиятельными фестивалями класса «А». Но остатки сладки: вне конкурса можно увидеть лучшие фильмы этого года — Абеля Феррары, Тодда Хейнса и братьев Дарденн.
1. «Меня здесь нет», режиссер Тодд Хейнс. Вне конкурсаОдин из самых тонких и своеобразных режиссеров-авторов Америки, Тодд Хейнс снял свой opus magnum — фантастический байопик о Бобе Дилане. Документальные кадры здесь смешаны с «мокументарными» и полностью придуманными эпизодами. Кадр то наливается сочным цветом, то блекнет. Личность Дилана распадается на разных персонажей, каждого из которых играет отдельный актер. Среди них — Кристиан Бэйл и Ричард Гир, маленький чернокожий мальчик и Кейт Бланшетт. Критики слегка сомневались, не слишком ли сложную структуру выстраивает Хейнс. Поймет ли, мол, его простой зритель. На деле, его мысль предельно поэтична и ясна. Каждый персонаж в поисках Дилана очень точно воплощает некую грань его личности. К концу фильма любой зритель понимает, что сам готов рассыпаться на нескольких человек, и начинает мысленно подыскивать актеров на их роли.
2. «Сад», режиссер Сергей Овчаров. Конкурс
Прошло семь лет с тех пор, как Сергей Овчаров выпустил предыдущий фильм «Сказ про Федота-стрельца», укрепивший его репутацию филолога-комедиографа, знатока фольклорных баек и лубка, остроумного примитивиста. После своих первых фильмов —«Нескладухи» с «Небывальщиной» — Овчаров обратился к Лескову и Салтыкову-Щедрину, к наивным картинам художника Ефима Честнякова, чьи сказочные яблоки, размером с воз, и другие «сочинушки» стали основой анимационного цикла. И вдруг — Чехов, вишневый сад. Очень понятно, если припомнить слова самого Чехова: «Меня то делают плаксой, то просто скучным писателем, а я написал несколько томов веселых рассказов!..» Овчаров задумал вернуть Чехову улыбку, стертую вековой театральной традицией, а «Вишневому саду» — водевильное эксцентрическое настроение. Овчарову — одному из немногих отечественных режиссеров — действительно по плечу бурлеск. Его главным героем в фильме должен стать Фирс, блаженный камердинер. Он стар и покинут — это грустно, но Овчаров разглядел в нем Арлекина — и это смешно.
Сергей Овчаров: «Самое поразительное то, что многие знатоки утверждают: вишневый сад вообще невозможен. Могут быть вишневые огороды. Где-нибудь на Украине, возле хат. Но никак не в поместье. У барского дома — липы, платаны. А вишневые сады — немножко фантастическое что-то... Вишня слишком прозаична для помещика».
3. «Больше Бена», режиссер Сюзи Хэйлвуд. Вне конкурса
Очень русское кино, несмотря на британское финансирование. Фильм с подзаголовком «Весьма полезное руководство, как трахнуть Лондон» сработан по одноименному бестселлеру начала нулевых годов. Сочинение московских «падонкафф» Сергея Спайкера Сакина и Павла Собакки Тетерского — это, если кто не знает, дневники-хроники их жизни в Англии — без работы, без смысла, без бабла. В Англии они, собственно, и экранизированы. Сюзи Хейлвуд работала тоже без особого бабла, так что все приключения героев, их мелкие уголовные преступления и наркоманские трипы зафиксированы на 16-миллиметровую пленку. Саундтрек записал наркоман со стажем, классик дворового английского рока Пит Доэрти. Бен Барнс, только что очаровавший малолеток в роли принца Каспиана, играет Собакку, Андрей Чадов — Спайкера. Мифоманы Спайкер и Собакка долгое время прикидывались братьями, а когда перестали, оказалось, что их язык, язык падонкафф, стал почти официальным языком рунета. Режиссер Сюзи Хэйлвуд тоже демонстрирует с экрана беглое владение киноязыком и все достоинства неформальной риторики. В сети можно посмотреть ее фильм «Текущее время».
4. «Забавные игры», режиссер Михаэль Ханеке. Спецпоказ
Одна из главных загадок ММКФ. Лучший режиссер Австрии, любимчик мировых кинофестивалей, неустанный критик буржуазных нравов Михаэль Ханеке поехал в Голливуд и переснял там свой классический триллер, один, наверное, из самых страшных фильмов в истории кино. Достоен ли этот ремейк оригинала, придется выяснять на ММКФ. Молодых стихийных ницшеанцев, терроризирующих нормальную буржуазную семью, сыграли Майкл Питт и Брэди Корбет. На роли родителей-буржуа Ханеке пригласил Наоми Уоттс и Тима Рота. Честно говоря, даже не так интересно, изменил ли Ханеке развязку и детали сюжета, как сумел ли он навязать Голливуду свои правила игры. Вчитал ли дополнительные смыслы в насилие и кровь или оставил в кадре лишь бессмысленную и банальную жестокость? Рейтинг на imdb.com обескураживает: всего лишь 6.7. Но и первые «Игры» получили здесь лишь 7.7. Может, Ханеке просто слишком сложен для американских кинозрителей и они чего-то не догоняют? Будем надеяться на творческую победу живого классика.
5. «Молчание Лорны», режиссеры Жан-Пьер и Люк Дарденны. Программа «Отражения»
Приезд братьев в Москву в 2005 году стал одним из самых приятных событий ММКФ. Обычно мастера микробюджетного гиперреализма не покидают Каннский конкурс без наград. Первую «Золотую пальмовую ветвь» они получили за «Розетту», вторую — за «Дитя». В промежутке каннский приз достался Оливье Гурмэ за лучшую мужскую роль в их фильме «Сын». И в этом году герои Канна не остались без награды. «Молчание Лорны» получило приз за сценарий.
6. «Кус-кус и барабулька», режиссер Абделатиф Кешиш. Программа «Отражения»
В Венеции фильм считался наиболее вероятным кандидатом на «Золотого льва», но получил лишь награду ФИПРЕССИ. Зато во Франции ему достались сразу четыре «Сезара». Герой фильма, 60-летний араб, эмигрировавший во Францию, но не избавившийся от сложных семейных проблем, планирует воплотить несбыточную мечту всех гурманов доброй воли — ресторан с хорошей, действительно хорошей рыбной кухней на берегу моря. На списанной посудине он собирается открыть заведение с фирменным рыбным кускусом. Вокруг этого бизнес-плана и закручиваются немудрящие события фильма. Простота и всеобщность эмоций — кто не ссорился с женой, кто не тосковал по дружбе с детьми — смягчает резкость социальной и этнической проблематики, подобно доброму соусу. Следовало бы показывать это кино разным кинематографистам из третьих стран, делающим свои фестивальные карьеры на свинцовых мерзостях отечественной жизни, со словами: нежнее, парни, нежнее.
7. «Челси-отель», режиссер Абель Феррара. Программа «Отражения»
До 1902 года 12-этажный доходный дом под названием «Челси» оставался самым высоким зданием Манхэттена, а потом стал гостиницей и башней из слоновой кости. Итан Хоук, Деннис Хоппер, Милош Форман появляются у Феррары в качестве рассказчиков о знаменитых постояльцах отеля, превративших этот архитектурно малопримечательный объект в памятник культурного туризма наших дней. Сюда паломничают читатели Артура Миллера и Чарльза Буковски, Теннеси Уильямса и Юджина О’Нила, слушатели Боба Дилана и Патти Смит, Дженис Джоплин и Джимми Хендрикса. Это первый документальный фильм классика нью-йоркского арт-хауса. Несколько лет прожив в уединении в Италии, Феррара вернулся в Большое Яблоко и превратил свою ленту в портрет нью-йоркской богемы. Получилось почти так же увлекательно, красиво и страшновато, как его фильмы из жизни гангстеров и вампиров.
8. «Элитный отряд», режиссер Жозе Падилья. Программа «Отражения»
Бразильский вариант «Грязного Гарри» — с поправкой на ручную камеру и современную динамику — в этом году получил «Золотого медведя» в Берлине. В фильме полицейское подразделение зачищает квартал Рио-де-Жанейро от наркомафии в честь визита папы римского. «Элитный отряд» Падильи — его личный способ борьбы с коррупцией. Делает он это так энергично и бескомпромиссно, что сразу понятно — пусти его кто в политику, коррупционеры бы взвыли от страха. В Берлине этот радикальный документалист на весь свет заявил, что миру нужна легализация наркотиков — это единственный способ сократить как доходы наркомафии, так и число ее жертв. Падилья задумывал «Элитный отряд» как документальный фильм, но крестные отцы в фавелах Рио отговорили его от этой идеи.
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452830
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2344040
- 3. Норильск. Май 1271223
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 898231
- 5. Закоротило 823065
- 6. Не может прожить без ирисок 787672
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 763837
- 8. Коблы и малолетки 743063
- 9. Затворник. Но пятипалый 475501
- 10. ЖП и крепостное право 408762
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 405716
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 372761