«Кирилл, ты обезумел». Кинодебют Алены Долецкой и еще четыре коротких фильма о любви
Имена:
Алексей Герман-младший · Алексей Филимонов · Алена Долецкая · Анна Екатерининская · Борис Хлебников · Иван Вырыпаев · Иван Добронравов · Илья Щербинин · Кирилл Серебренников · Петр Буслов
Юрий Чурсин и Алёна Долецкая в новелле «Поцелуй креветки»
Альманах «Короткое замыкание», снятый на волне увлечения сборниками
режиссерских короткометражек, открывал в этом году «Кинотавр», удостоился оплеухи в Госдуме, съездил в Венецию и теперь выходит в широкий прокат. Пять новелл о любви сняли
Борис Хлебников, Петр Буслов,
Иван Вырыпаев,
Алексей Герман-младший и
Кирилл Серебренников — но имена режиссеров красноречиво стоят в конце, а не в начале каждого эпизода. И понятно почему: авторов можно опознать без подсказки, просто по тому, что в кадре. Актеры, сыгравшие в «Коротком замыкании», рассказали OPENSPACE.RU о том, что именно делает их режиссеров режиссерами.
Алена Долецкая, главный редактор русского Vogue (новелла «Поцелуй креветки», режиссер Кирилл Серебренников)Молодой человек в костюме креветки (Юрий Чурсин) рекламирует ресторан. В какой-то момент он начинает целовать прохожих обоего пола — в первый раз успешно, потом с тяжелыми последствиями.Кирилл Серебренников мне позвонил полтора или два года назад и спросил, почему бы мне не сняться у него в картине. На что я ему сказала: «Кирилл, ты обезумел». Зачем мне это надо, я ведь никогда не снималась?
В то же время мне показалось, что это будет очень симпатично — мое появление у Серебренникова, так называемое «камео». Тем более что мое появление не долгое, не длинное, но по сюжету важное. Я очень люблю артиста Чурсина, мы его снимали для
Vogue не один раз. И как можно устоять против роли, когда тебе предлагают целоваться с Чурсиным? Вот я и не устояла.
Помню, был чудесный яркий день. Все вокруг были доброжелательные и веселые. Мы работали по четко поставленным задачам — у Кирилла на съемочной площадке все очень профессионально. Он очень начитанный и образованный, любящий театр и кино. Для него выражение своих мыслей на экране и на сцене крайне важно. Он очень ироничный и любящий парадоксальность. Да, Серебренников во всем старается найти парадокс.
Честно говоря, я не думаю, что «Короткое замыкание» — это визитные карточки наших молодых режиссеров. В этом заведомо есть какое-то это упрощение. Хотелось снять фильмы про любовь, и вот так режиссерам захотелось это сделать на тот момент. Если делать кино про любовь сейчас, я думаю, они сделают другое кино. Очень весело было на премьере — был такой хеппенинг. Если бы не наши экономические проблемы, я думаю, было бы еще круче.
Читать текст полностью
Анна Екатерининская, актриса (новелла «Ким», режиссер Алексей Герман-младший)
Пациент провинциальной психиатрической клиники, бывший артист цирка по имени Ким, безответно влюбляется в медсестру (Анна Екатерининская).
Анна Екатерининская в новелле «Ким»
С Алексеем Германом-младшим мы вместе работали на двух картинах — «Бумажном солдате» и «Коротком замыкании». На съемочной площадке Герман абсолютный лидер, его авторитет непререкаем. Во время съемки «Бумажного солдата» он мог остановить работу и распустить всех (а это огромная массовка, техника, большая группа) по домам, потому что актерам не удавалось сыграть сцену на таком высоком уровне, как хотел он. Он мог снять актеров с роли, если понимал, что они «не его духа люди». И он был прав. Его группа никогда не сомневалась в правильности этих решений. А результат работы — снятые фильмы — говорит сам за себя. Герман очень требователен и к себе, и к своей съемочной группе. Так, например, пальто для меня в «Коротком замыкании» выбирали очень долго. Сначала никак не могли найти нужную модель, а потом найденное пальто несколько раз перекрашивали, чтобы добиться именно того оттенка, который был нужен Алексею Алексеевичу. Или реквизит — ему может вдруг понадобиться все, что угодно: несколько машин 50-х годов (в далеком Нижнем Баскунчаке), ослики, верблюд, лебедь. И это надо доставать срочно. Работать с Германом совсем не просто. Но с другими режиссерами работать не так интересно, потому что нет этих безумных по сложности задач. Алексей Алексеевич очень тщательно подходит к выбору актеров. Для «Бумажного солдата» даже проводился общероссийский кастинг, а ведь его проводят редкие режиссеры. Поэтому в фильме играют артисты из разных уголков нашей страны. Это очень ценно и правильно, на мой взгляд. Главное при назначении на роль — соответствие этой роли, а не так модная сейчас «медийность». Как Георгий Товстоногов коллекционировал артистов для БДТ, так Герман-младший коллекционирует артистов для своих фильмов. И этих актеров он чувствует, пытается раскрыть их глубину.
От других режиссеров Германа-младшего отличает прежде всего харизма в сочетании с интеллектуальностью. Его фильмы глубоки, они рождают ассоциации, заставляют думать, проводить параллели… Картины Германа — очень питерские, в них есть особый дух, особое чувство свободы, они неторопливые и эмоционально насыщенные.
Что же касается лично Алексея Алексеевича, то это режиссер с ярко выраженной гражданской позицией. Это видно и по истории с питерским Домом кино, и по истории с Союзом кинематографистов.
Иван Добронравов, актер (новелла «Срочный ремонт», режиссер Петр Буслов)
Работник полуподвальной мастерской по ремонту обуви (Иван Добронравов, известный по фильму Андрея Звягинцева «Возвращение») выполняет заказ — он должен починить пару женских туфель, чего бы это ему ни стоило.
Иван Добронравов в новелле «Срочный ремонт»
Работать с Петей Бусловым просто замечательно. Вы напишите, пожалуйста, это слово большими буквами. ЗАМЕЧАТЕЛЬНО. Он очень хороший человек, очень добрый и светлый. И это подкупает. Хочется приходить на свою актерскую смену. Мне даже грустно, что съемки так быстро пролетели. Они дней восемь или девять длились. И как-то все было очень захватывающе, неординарно. Петя иногда меня поддразнивал, мы с ним даже дрались в шутку пару раз, чтобы как-то приободриться. Так что для работы над нашей историей Буслов создал очень благоприятную атмосферу. Все-таки от атмосферы на съемках очень многое зависит: бывает же, что сложно раскрыться.
Я бы сказал, что главное достоинство проекта «Короткое замыкание» в том, что ни одна новелла с другой в сравнение не идет. У каждого режиссера свое видение в принципе одного и того же, но со своими плюсами и минусами. Это, знаете, как сравнивать топор и арбуз. Для меня идея альманаха в самом названии. Каждый режиссер показывает момент, когда в судьбе человека происходит короткое замыкание и возникает невероятная концентрация чувства. И в этом момент меняется все, абсолютно все.
Алексей Филимонов, актер (новелла «Ощущать», режиссер Иван Вырыпаев)
Туристка из Польши встречает на улице Москвы только что отсидевшего гопника и записывает на видео его монолог.
Алексей Филимонов в новелле «Ощущать»
Работать с Ваней Вырыпаевым очень просто. Чаще всего ясно, чего он добивается, абсолютно без слов. Он все делает как-то понятно, и трудностей совсем не возникает. Еще с ним всегда весело. Я бы вспомнил какой-нибудь смешной случай на съемочной площадке, но я проснулся недавно, и ничего в голову не идет.
Мне кажется, Ваня — это альтернатива всего, всему и всё время. В этом его прелесть. И вот в этом бреду, который говорит мой герой, есть ведь какая-то доля правды. Наверное, действительно отношения нельзя строить на бытовых вещах, надо просто чувствовать людей. Мне кажется, вот это главная Ванина мысль. Нужно было снять кино, показать, как люди замыкаются. Вот мой герой встретил на улице такую девушку, как Каролина Грушка, — ну как тут не замкнуться? Он света белого не видел несколько лет, при этом совсем не важно, за что он сидел. Мало ли, колбасу украл. Таких людей на каждом шагу тысячи.
Илья Щербинин, актер (новелла «Позор», режиссер Борис Хлебников)
Начинающий журналист приходит во двор новостройки, чтобы сделать репортаж, но встречает агрессивного местного подростка (Илья Щербинин), который безнадежно влюблен в соседку.
© Наше кино
Илья Щербинин (справа) в новелле «Позор»
Работать с Борисом Хлебниковым очень комфортно. Он аккуратно подводит актера к тому состоянию, которое ему необходимо. Можно сказать, что Борис не насилует, наоборот, он очень точно находит слова, которые направляли бы актера в нужную сторону. При этом очень часто он отпускает какие-то вещи на органику актера.
Что касается поколения молодых режиссеров, то Борис, безусловно, явление современного кино, часть кинопроцесса. И все же он существует от этого кинопроцесса несколько в стороне. Хлебников просто делает свое кино. Он не рвется писать поколенческих манифестов, просто реагируя на события, которые как-то его зацепили. Если у него есть мнение по какому-то вопросу, то он его высказывает. Все довольно просто.
Сюжет новеллы Хлебникова будет понятен и дворовому мальчишке, и домоседу. Это новелла о человеке, который еще не знает, чего он хочет, но он начинает действовать. По сути, каждый режиссер «Короткого замыкания» рассказывает одну историю, раскрывает один вопрос. Это вопрос невозможности прямого высказывания. Он есть в новелле у Петра Буслова, у Кирилла Серебренникова, с его креветкой. А у Ивана Вырыпаева герой об этом прямо говорит: главное — ощущать.