Филипп Гаррель снял фильм о призраках и впервые в жизни попал в конкурс Каннского кинофестиваля — там его не поняли
Молодой фотограф Франсуа (Луи Гаррель) пришел фотографировать знаменитую актрису Кароль (Лора Смет), фотосессия закончилась в постели. Он ей пылко признается в любви, а она спрашивает: «Будешь ли ты меня любить, если я сойду с ума?» Для него история пройдет и закончится — она будет истязать себя алкоголем, а потом покончит собой. А затем вернется к нему призраком, чтобы доказать свою любовь.После триумфальных «Регулярных любовников» (приз за режиссуру в Венеции, «Сезар» за лучшую мужскую роль) Гаррель снял маленький фильм и впервые в жизни попал в конкурс Каннского фестиваля. Показ закончился скандалом, свистели как-то особенно люто. И совершенно зря — как раз этот фильм, как никакой другой, нуждается в защите.
Гаррель снял фильм о призраках, одну из самых мрачных своих картин.
«Граница рассвета» — в некотором роде возврат к тому, чем режиссер занимался в 70-х и 80-х годах. Он всегда был авангардистом — проблемы повествования его интересуют меньше всего. Как и его ранние фильмы, «Граница рассвета» снята при минимуме средств и декораций, действие происходит буквально на территории двух квартир. Все черты режиссерского стиля на месте: множество крупных планов, фирменная черно-белая пленка, узнаваемые визуальные мотивы. С привычных наркотиков Гаррель перевел свою героиню на алкоголь (так же в свое время и Луи Маль заменил наркотики на алкоголь в экранизации «Блуждающего огонька» Пьера Дрие ла Рошеля), а его Франсуа (имя главного героя в последних картинах Гарреля) теперь фотограф. Как всегда, присутствует и отсылка к Годару: когда Франсуа фотографирует Кароль, сложно не вспомнить аналогичную хрестоматийной сцену из «Маленького солдата».
Новый фильм Гарреля — о современности, но режиссер методично убирает из кадра все приметы сегодняшнего дня. Только в середине появляется надгробие Кароль с датой смерти — 2007. И это неслучайно: «Граница рассвета» — прежде всего высокий романтизм, и потому так органично смотрится этот словно вневременной, призрачный мир без мобильных телефонов. Герои обмениваются пронзительными письмами под виолончель, звучащую за кадром. В определенный момент появляется электрошок, знакомый режиссеру по личному опыту, — это перекличка с «Тайным ребенком» (1979), работая над которым он пытался преодолеть последствия травматического лечения.
Картина Гарреля, несомненно, высокопарна, но именно в этом ее хрупкость и очарование.
Подкупает не только камерность обстановки, но и слаженность проверенной годами команды, собранной Гаррелем. Эти люди просто не могут сделать плохое кино. За изображение отвечает Уильям Любчанский, постоянный оператор Жака Риветта, Отара Иоселиани, Штраубов и Франсуа Трюффо; такие живописные черно-белые кадры в современном кино могут быть только у Гарреля. Автор музыки к фильму — Жан-Клод Ваннье — бывший соавтор Сержа Генсбура, новый придворный музыкант, сменивший на этом посту Джона Кейла, писавшего Гаррелю музыку в девяностые. И, конечно, Луи Гаррель. После фильмов Кристофа Оноре (по-своему, конечно, неплохих) как-то забываешь, насколько же он хороший актер. Луи — фанатичный поклонник театра, Льва Толстого и Арианы Мнушкиной. Работая над ролью, в поисках вдохновения он ходил в Лувр. Снимаясь в сценах с появлением призрака, он держал в голове известный автопортрет Гюстава Курбе «Отчаявшийся», представляя, что именно эту картину видит в зеркале его герой. Сначала кажется, что немного выбивается из этой команды Лора Смет (дочь Натали Бэй и Джонни Холидея), но и она в итоге отлично вписывается в фильм.
В этой картине режиссер заклинает собственных призраков, снова возвращаясь к главной женщине своей жизни — Нико. С ней он провел все семидесятые, сняв ее в семи картинах подряд. После ее смерти он, словно Орфей за Эвридикой, возвращался за ней в каждой своей работе — будь то напрямую фильм о ней («Я больше не слышу гитары»), или отдельный эпизод, или песня в «Регулярных любовниках». Эхо ее возникало всегда.
«Граница рассвета» — один из самых душераздирающих и мрачных фильмов Гарреля, потому что рассказывает о том, как призраки прошлого убивают.
КомментарииВсего:2
Комментарии
-
Cмотришь фильм Филиппа Гарреля Граница рассвета и возвращаешься памятью сердца в двадцатый век - век французской новой волны - век Годара , Трюффо , Ривета , Ромера . Каждый кадр как художественное оправдание перед вечностью жизни , с её мучительными противоречиями в поисках ответа на главные вопросы бытия . Филипп Гаррель свято чтит традиции кино как искусства , строит сюжет , опираясь на собственный эмоциональный опыт , личные авторские чувства вносят в картину особое очарование , перед беззащитностью любви . Мужчина способен на любовь лишь тогда , когда женщина его понимает и принимает таким какой он есть . Она его учит искусству любить . Себя . Жизнь . Других . Не назиданием , ни женским душевным беспокойством , а молчаливым присутствием . Любовь твоя жаждет так много , рыдая , прося , упрекая . Люби его молча и строго , люби его медленно тая . Свети емк пламенем белым , бездымно , безгрустно , безвольно . Люби его радостно телом , а сердцем люби его больно . Примерно так . А не иначе . Тогда может получится победить мужской эгоцентризм - любовь к самому себе , к своей мечтательности и лени . С женщиной всё просто . Ощущение быть нужной кому-то , любимой - смысл её жизни . Проблема её любви в том , что её всегда много , через край . В любви она готова потерять себя . Не ради любви к человеку , а к самой любви как таковой . В этом рамантика и идиотизм женской любви . Любовь гораздо важнее самой хизни . Любовь - жертвоприношение . Любовь - безумие . Любовь - смерть . Это трудно принять мужчине . Для него любовь - часть жизни . Не вся хизнь . Его самоутверждение происходит на основе предметных достижений . Чего он достиг . Что он сделал . А потом - любовь . Любовь как воспитание детей , забота о семье , ответственность перед жизнью . Но не безумие . Не самоубийство . Смирение . Терпение и время . Сплошная молитва - хоть и молиться невмочь . Ты обязан любить своих близких в разбитом сердце твоём . Самоотверженная ,бескорыстная , моральная Любовь . Согретая теплом . У героев Филиппа Гарреля любви не получилось . Если там всё оканчивается смертью главных героев . Они не так и не смогли полюбить друг друга . Для них любовь - это смерть . Для них любовь - это призраки , а не живые люди . И всё оттого что они не умеют любить . Я хочу чтоб меня любили , и хочу так , что мне кажется что я люблю других . А если нет - то самоубийство , как неудавшаяся попытка полюбить . Других больше , чем самого себя . С УВАЖЕНИЕМ ИВЧЕНКО ИГОРЬ .
-
интересно, а почему его освистали в Каннах? где нибудь можно почитать?
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451925
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343482
- 3. Норильск. Май 1268998
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897778
- 5. Закоротило 822269
- 6. Не может прожить без ирисок 783111
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 760004
- 8. Коблы и малолетки 741256
- 9. Затворник. Но пятипалый 472131
- 10. ЖП и крепостное право 408060
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403511
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370815