«Миллионер из трущоб» рассказывает о нищей Индии – и внушает белым людям чувство превосходства.

Оцените материал

Просмотров: 11596

Нандита Дас: «Идентичность присвоена тебе с рождения, ее нельзя выбирать»

Максим Туула · 28/09/2009
Интеллектуальная звезда индийского кино — о ядерной войне между Индией и Пакистаном и «Миллионере из трущоб»

Имена:  Нандита Дас

Во Владивостоке закончился 7-й Международный кинофестиваль стран азиатско-тихоокеанского региона «Меридианы Тихого». Интеллектуальная звезда индийского кино актриса Нандита Дас представила в конкурсе свой режиссерский дебют — картину «Раскол». Эта драма о мусульманских погромах, учиненных индусами в штате Гуджарат в 2002 году, получила несколько наград — на фестивалях в Сингапуре, Стамбуле, Керале, Салониках, Каире, а теперь и во Владивостоке: жюри «Меридианов Тихого» во главе с гонконгским продюсером Чоу Кеном отметило «Раскол» специальным призом. О сходстве России и Индии, о человеческой жестокости и феномене «Миллионера из трущоб» Нандита Дас рассказала в интервью OPENSPACE.RU.

— Вы сами к какой конфессии принадлежите?

— Я родилась в индуистской семье, но сейчас не исповедую никакой религии. Меня спрашивают, почему я называю «Раскол» личным фильмом, ведь я не жертва. Но это общечеловеческая история, каждый может назвать ее своей.

©  Фестиваль «Меридианы Тихого»

Кадр из фильма «Раскол»

Кадр из фильма «Раскол»

— Что происходит с людьми других религий, атеистами во время столкновений между индусами и мусульманами? Оказываются ли они на чьей-то стороне?

— По большей части — нет. Говорят, что это не их проблема, не желают принимать ничью сторону. Везде царит культура молчания. У многих существует предубеждение против мусульман вообще: «Да, у нас есть хорошие друзья-мусульмане, но ислам в целом агрессивная религия, которая хочет одержать верх над индуизмом, так что езжайте жить в Пакистан». В сценарии я пыталась сосредоточиться не на виновниках насилия, а на жертвах, выразить сочувствие, показать, что любой может оказаться на их месте. Я занимаюсь правами человека, много выступаю в колледжах и на социальных форумах и однажды просто решила сделать фильм по своей теме. Не то чтобы мне хотелось стать режиссером — моим главным побуждением было рассказать именно эту историю. Начала работать над сценарием в 2002 году — после 11 сентября повсюду возобладали антимусульманские настроения. В мире столько ненависти, люди постоянно делят друг друга на «мы» и «они». Зачастую ты не можешь преодолеть эти границы, потому что идентичность тебе присвоена с рождения, ты не волен ее выбирать.

©  Фестиваль «Меридианы Тихого»

Кадр из фильма «Раскол»

Кадр из фильма «Раскол»

— Граница между Индией и Пакистаном — одно из самых опасных мест в мире: если США и СССР разделяли океаны, то проблемы Индии и Пакистана тесно переплетены. Вы верите в возможность ядерной войны между этими странами?

— В возможность ядерной войны я не верю, но мне кажется, что оба правительства пытаются нагнетать напряжение. Это больше отношения имеет к экономике, чем к политике: главное тут — сделки с оружием. США заинтересованы в этом бизнесе, американская экономика процветает благодаря ему — точно так же во время «холодной войны» Соединенные Штаты наживались на продажах оружия Пакистану, а СССР — Индии. На уровне межчеловеческих отношений такой враждебности нет — я много раз бывала в Пакистане, у нас одинаковые социокультурные корни. Просто кому-то нужно создавать образ врага.

— Для России все это звучит крайне знакомо…

— Именно поэтому с героями моей истории могут ассоциировать себя люди в разных концах Земли. Когда я была в Греции, ко мне подошла женщина и сказала, что сюжет точь-в-точь напоминает ситуацию в отношениях между Кипром и Турцией.

©  Фестиваль «Меридианы Тихого»

Кадр из фильма «Раскол»

Кадр из фильма «Раскол»

— Что вы думаете о феномене «Миллионера из трущоб»?

— Тут сработало много факторов. Во-первых, Индия всегда в новостях, сейчас это модное место, большой рынок. Во-вторых, «Миллионер из трущоб» рассказывает о нищей Индии — и внушает белым людям чувство превосходства. К тому же он снят в такой веселой манере, не говорит о вещах абсолютно серьезно, не угнетает зрителя. Сейчас ведь мода на комедии: во время экономического спада люди смотрят фильмы о несчастьях, только если они хорошо упакованы и могут развлечь. Ну и к тому же фильм снял белый режиссер, который имеет доступ к маркетинговым возможностям больших студий. Дэнни Бойл — замечательный человек, я с ним знакома: наши фильмы показывали на одних фестивалях. Я была на первом показе «Миллионера из трущоб» в Штатах, когда из индийцев присутствовали только я и Салман Рушди — мы не могли поверить, что публика в таком восторге. Я рада за авторов фильма, к тому же он открыл двери для индийского кино. Люди узнали больше об Индии, у них возник образ Мумбая — пусть этот образ и неполный. Ни один фильм не в состоянии быть исчерпывающим: нельзя вместо щепотки соли добавлять целый мешок. Это всего лишь кусочек пазла, с помощью которого люди создают свое представление о современной Индии.

 

 

 

 

 

Все новости ›