Говорящий пенек с глазами от Ивана Дыховичного, бешеный спрос на Ивана Вырыпаева и лучшая роль Ивана Мозжухина
Вчера был день трех Иванов. Сначала открыли программу «Россия вне России: ретроспектива фильмов русской эмиграции» и показали совершенно завораживающий фильм «Кин, или Гений и беспутство». Режиссер Александр Волков, 1923 год, в роли Кина Иван Мозжухин — и, честное слово, конкурсные фильмы далеко уступают этому остроумному, тонко снятому и отлично сыгранному киноантиквариату.Чуть позже Иван Вырыпаев представил «Кислород» — экранизацию, хотя, конечно, это не совсем то слово — своей же одноименной пьесы. На экране происходит нечто совершенно невероятное. Все правила нормального кино нарушены: текста невероятно много, характеров нет, связной истории нет, фильм состоит из десяти то ли глав, то ли, скорее, треков, к ним еще прилагаются бонусы, спецэффектов очень много, но смысл их не всегда понятен. Иногда мелко нашинкованные кадры поражают красотой, а иногда выглядят как рекламные ролики — к финалу, где герой и героиня тонут в замечательно синей воде, хорошо подошел бы слоган какого-нибудь геля для душа, а кадры с изображением кровеносных сосудов невольно напоминают рекламу каких-нибудь антихолестериновых биодобавок. От просмотра остается несколько невнятный месседж и совершенно чудесный драйв.
Коллеги постарше ворчат, что Вырыпаев просто не умеет снимать и все фишки «Кислорода» — от банального непрофессионализма. После премьеры в Зимнем театре пожилые критикессы аж шипели от злости. Впрочем, на утренней пресс-конференции все было благостно, и даже вечный возмутитель спокойствия критик Матизен не смог поддеть Вырыпаева, хоть и старался. Не знаю, мне кажется, что Вырыпаев вполне мог бы снять «как полагается». Просто он действительно, как и в «Эйфории», ищет новые отношения текста с видеорядом. Ему это интересно. Чем режиссера не устраивает традиционный видеоряд, я спрошу у него на днях, когда автор «Кислорода» найдет время для интервью: Вырыпаев сел на диету, похудел, он хорошо выглядит и пользуется у журналисток просто бешеным спросом.
А завершился денек абсурдистской комедией Ивана Дыховичного «Европа — Азия», в первом же кадре которого машина сбивает идущую по шоссе Ксюшу Собчак. Фильм поставлен по пьесе братьев Пресняковых, больших фанатов фильма «Копейка» — действительно великое было кино: помните, как там математик, чтобы не забыть внезапно пришедшую в голову формулу, выписывает ее струей мочи по девственно белому снежному покрову?
С «Копейкой» «Европу — Азию» сравнивать нечестно, но хочется. Тоже комедия, хотя абсурда здесь гораздо больше. Тоже предельно актуальная вещь, хотя репризы Пресняковых, конечно, попроще, чем у Сорокина. Проблема в том, что абсурд здесь зачастую используется не как стилистический прием, а как уловка, чтобы оправдать сценарные несуразности. Ну, например. Герои — группа обаятельных жуликов, которые делают вид, что играют свадьбу прямо у шоссе, тормозят водителей, чтобы подпоить их и развести на деньги. Казалось бы, ни один человек за рулем не станет пить водку с какими-то непонятными людьми у дороги. Но нет, один за другим жертвы жуликов соглашаются на дармовую выпивку. Если бы тут был какой-нибудь хитрый способ, с помощью которого герои ловят простаков, было бы здорово. А так все выглядит фальшиво.
Сам Дыховичный придумал всякие абсурдистские фенечки, и многие из них очень хороши. Например, пара венгерских пилотов, спасшихся при крушении самолета, отправляется куда-то в тайгу, обнявшись и распевая песню на венгерском языке, про которую режиссер сказал: «У них там такой мат, что даже на русский перевести нельзя». Еще появляются Аленушка с братцем и козленочком, а также какой-то заросший волосами говорящий пенек с глазами. Дыховичный явно вдохновлялся сказками Птушко и Роу.
«Европа — Азия» страшно неровное кино. Некоторые гэги замечательны (с той же Собчак, например), но смотреть на то, как семь человек полтора часа толкутся на одном месте, тяжеловато — экран все-таки не сцена. Какие-то сюжетные линии начаты и заброшены: особенно жалко историю со Шнуром — первым водителем, который на наших глазах попадает в лапы жуликов, а потом пропадает непонятно куда.
Бесспорно только, что Татьяна Лазарева — ну да, да, телеведущая — сыграла совершенно гениально, а ее роль авторы выписали с настоящей любовью. Да и вообще по настроению «Европа — Азия» очень правильное, человеческое кино. И Дыховичный говорит о нем очень правильные, человеческие вещи: «У нас ведь власть отдельно, а люди отдельно, и власти мы все до лампочки. Они все фашисты — наши начальники, милиционеры, органы внутренних дел, они прогнили все до предела. Все это знают, все молчат… Но при этом все как-то выживают. Вот об этом и фильм… Танина (Татьяны Лазаревой) подруга посмотрела его недавно и говорит мне: какая же это комедия, это страшнее, чем “Груз-200”».
Еще по теме:
«Кинотавр-2009»: блог Никифоровой. Часть 4, 11.06.2009
«Кинотавр-2009»: блог Никифоровой. Часть 3, 11.06.2009
«Кинотавр-2009»: блог Никифоровой. Часть 1, 08.06.2009
КомментарииВсего:4
Комментарии
-
А про креветку где?
-
да!! куда дели креветку?!-)
-
Чо за креведко?
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452315
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343672
- 3. Норильск. Май 1270163
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897986
- 5. Закоротило 822646
- 6. Не может прожить без ирисок 785284
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 762396
- 8. Коблы и малолетки 742170
- 9. Затворник. Но пятипалый 473868
- 10. ЖП и крепостное право 408357
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404733
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371797