Оцените материал

Просмотров: 9723

Страхование искусства

Олег Краснов · 01/12/2008
От каких расстройств может спасти арт-страхование и что, кроме самого дорогого сердцу произведения, должен иметь при себе будущий клиент страховых фирм

©  Getty Images / Fotobank

Страхование искусства
Лишних денег, как известно, не бывает, но многие люди умеют тратить их рационально. Годы свободного рынка уже приучили к тому, что «лишние» деньги должны работать. Недоверие к финансовым институтам, зародившееся в 1998-м и сегодня обострившееся вновь, делает выбор объекта инвестиций более изощренным. Кто-то не мудрствуя скупает СКВ, кто-то по старинке — золото, но теперь появился еще один путь — покупка произведений искусства. Коллекционеры с солидным стажем в данном случае не в счет, так как для большинства из них собирательство скорее страсть.

Коллекционирование с поправкой на дивиденды в России сравнительно молодо и за последние пять лет стало еще одним из статусных атрибутов жизни по высшему разряду. Вслед за спросом растет и развивается инфраструктура арт-рынка. Важнейшую и пока недооцененную ее часть составляет страхование предметов, попадающих в коллекции. Все чаще ценители прекрасного стремятся предусмотреть возможные риски, связанные с их сокровищами. Ведь случиться может все, что угодно, даже если это прекрасное недвижимо и находится в твоем собственном доме.

Шаг №1. Куда податься?

Купив произведение искусства, то есть потратив на него деньги и став его собственником, вы приобретаете имущественный интерес, который страхование и будет защищать. По словам председателя совета директоров «Арт Консалтинг» Евгения Зяблова, страховой рынок пока не приспособлен к тому, чтобы страховать отдельное произведение: «Мы активно работаем со страховщиками и придерживаемся мнения, что страхование искусства должно быть массовым, что это должна быть рядовая услуга в отделениях страховых компаний. Предметы искусства и ценности есть у достаточно большого количества граждан, пусть не на миллионы, но хотя бы на сотню тысяч долларов».

Простой эксперимент по выявлению в разных страховых компаниях нужного сервиса дал неутешительные результаты. В компании СОГАЗ сообщили, что картину отдельно застраховать не могут, а могут включить ее в стоимость общего имущества и застраховать вместе с квартирой. Аналогичная ситуация в «ВТБ страхование», правда, девушка на другом конце провода уточнила у старших товарищей, и рассказала, что уже принято решение о создании специального подразделения по страхованию предметов искусства, и посоветовала перезвонить в середине декабря.

По номеру телефона, указанному на сайте «Ингосстраха», дозвониться можно только до девушек-роботов. А если специалисты и откликались, переправляли бесконечными соединениями дальше. Третий специалист также ничем не смог помочь и пытался соединить с кем-то далее... Каждый раз звонки обрывались.

В «Росгосстрахе» не отказали, уверили, что картину застраховать смогут, но только если она находится в квартире и только по спецдоговору. «А что, если вы ее вынесете на улицу, и вас по голове огреют?! Это уже не будет страховой случай!» — предупредила дама. О том, сколько я должен заплатить, мне так и не сказали, только дали телефон «агента по месту жительства», который должен «все прояснить». Компания «Русский мир» после короткого совещания отправила меня с моим вопросом в Петербург, поскольку в Москве таких услуг нет.

Единственная компания, на сайте которой удалось обнаружить не только информацию о страховании именно предметов искусства, но даже прямой (!) телефон специального отдела, занимающегося этой проблематикой, — «АльфаСтрахование». Только там удалось получить вполне внятную консультацию даже по телефону.

Шаг №2. Какие документы необходимо предоставить?

Итак, вы приходите в выбранную компанию с вопросом о страховании имеющейся у вас картины. Первое, о чем вас спросят, — есть ли на нее документы. Доказать, что работа подлинная или что вы купили ее по адекватной цене, необходимо для того, чтобы при наступлении страхового случая вы могли претендовать на верную страховую сумму (она в большинстве случаев равна стоимости имущества, которым вы владеете). Идеальный пакет документов, который не вызовет вопросов, должен включать заключение о подлинности (искусствоведческая и технологическая экспертиза) и документ, подтверждающий стоимость (заключение экспертов, чек на покупку).

Как пояснили в «АльфаСтраховании», при принятии на страхование сотрудники будут руководствоваться несколькими факторами:

   - в случае самостоятельной оценки хозяином своей картины на сумму в пределах $30 тысяч экспертом может выступить и сотрудник страховщика; тогда картину застрахуют без документов, подтверждающих стоимость;

   -если картина оценивается владельцем до $1 миллиона, то страховщик предложит сделать маркетинговое исследование о стоимости и искусствоведческую экспертизу;

   -при оценке картины свыше чем в $1 долларов, эксперты страховщиков будут настаивать на полной и всесторонней экспертизе.

За оценкой и технологической экспертизой вас, скорее всего, отправят в «Арт Консалтинг», фактически единственную в России компанию, которой безоговорочно доверяют не только все российские страховщики, но и всемирно известная Lloyds. К слову, Lloyds зачастую выступает по отношению к российским страховым компаниям как перестраховщик, другими словами, организация по перераспределению слишком высоких рисков.

Процедура оценки может быть очень дорогой. «Если, к примеру, коллекция на миллион, ее оценка может стоить $10—15 тысяч, — говорит Евгений Зяблов. — Когда оценка нужна для страхования и получения кредита, мы проводим полное и углубленное исследование, чтобы все стороны процесса были защищены». Довольно часто по результатам технологической экспертизы выносится отрицательный вердикт. Евгений Зяблов делится печальной статистикой: «Если взять, к примеру, Кандинского, то из 35 работ, по которым мы делали технологическую экспертизу, соответствующими времени создания оказались только четыре. Два-три года тому назад 80% работ Петра Кончаловского, попадавших к нам, были подделками. Сейчас ситуация улучшилась, поскольку созданный потомками Петра Петровича фонд совместно с нами проводит значительную работу по очистке его наследия от ошибочно приписываемых его авторству произведений».

Шаг № 3. Страховые случаи

Утвердив страховую сумму и предоставив точное описание условий хранения (чем хуже условия и, соответственно, больше риск, тем выше ставка), клиент определяет, от чего он хочет застраховать свое произведение, какие риски будет охватывать страховое покрытие именно его полиса. Например, вы не можете застраховать картину от любопытства своего маленького ребенка, проживающего вместе с вами, но можете покрыть риск от противоправных действий третьих лиц. Как поясняет руководитель направления страхования культурных ценностей «АльфаСтрахования» Андрей Куча, набор рисков может быть разным: «Можно застраховать работу, например, только от огня, а можно включить в страховку и стихийные бедствия. Надо только иметь в виду, что каждый дополнительный риск влияет на стоимость страховки».

Шаг № 4. Цена вопроса

Предметы искусства, по словам Андрея Куча, находятся в гораздо меньшей опасности, чем, скажем, автомобили, и их чаще страхуют на случай непредвиденных обстоятельств: пожара, кражи, аварии водопроводных систем. Несмотря на то что сама страховка может стоить дешевле, «ремонт» картины обойдется дороже. Так, для авто это 7—10% от общей страховой суммы, а для произведения искусства — меньше 1%.

Последние материалы рубрики:
Елизавета Романова. Ревизия антикварных рынков Лондона, 11.11.2008
Валерий Дудаков. Клятва коллекционера, 24.10.2008
Анастасия Палёнова. Ярмарочная лихорадка, 08.10.2008

 

 

 

 

 

Все новости ›