Оцените материал

Просмотров: 3249

Современное искусство в «Гараже»

Джон Вароли · 04/06/2008
Даша Жукова даст шанс западным галеристам завоевать русский рынок?

©  Джон Вароли

Современное искусство в «Гараже»
12 июня в Бахметьевском автобусном парке на улице Образцова подруга Романа Абрамовича Даша Жукова открывает Центр современной культуры. На вечеринке, посвященной запуску этого амбициозного проекта, выступит британская певица Эми Уайнхаус, а мексиканский художник Рафаэль Лоренцо Хеммер представит свою инсталляцию.

Мероприятие, однако, предварительное. Официальное открытие состоится в сентябре, когда Центр современной культуры, также известный как «Гараж», станет одной из трех площадок, на которых пройдет ретроспективная выставка Ильи Кабакова. Гараж считается некоммерческим предприятием, а Жукова, чей отец и бойфренд — известные миллиардеры, может позволить себе не думать о том, как оплачивать счета, с которыми сталкиваются простые смертные. Однако вокруг нее есть и другие, не столь бескорыстные люди, у которых на уме прибыль.

«Гараж» находится не в самом обустроенном районе Москвы. По моим наблюдениям, местные жители пока что не догадываются, какое преображение ожидает в скором будущем их запущенный район. Вполне можно ожидать, что цены на их старенькие квартиры взлетят — если, конечно, соседские дома не будут стерты с лица земли московскими строительными компаниями, которые никогда не упускают своего шанса.

Случилось так, что во время моего последнего визита в «Гараж» Даша Жукова как раз была там. Она стояла на улице и разговаривала по-английски с каким-то британцем. Неподалеку был припаркован ее джип Кадиллак, а крепкие телохранители с подозрением поглядывали на меня, пока я ждал, когда она закончит разговор. Заметив меня, Жукова подошла, но на вопросы про «Гараж» отвечать отказалась до официального открытия в сентябре.

Даша Жукова, больше известная как подруга Романа Абрамовича, уже пыталась выйти из тени богатого бойфренда и стать самодостаточной фигурой, открыв свою линию одежды Kova & T. Она — из тех очаровательных представителей нового поколения двадцатилетних, которые родились в России, но получили образование за рубежом. Сейчас у этих людей есть реальный шанс соединить Восток с Западом.

За последние пару лет некоторые московские галеристы, вроде Гари Татинцяна или Емельяна Захарова («Триумф»), а также появившаяся недавно Московская биеннале современного искусства заложили фундамент для проникновения международного современного искусства в Россию. Они взяли на себя нелегкую работу по образованию не слишком заинтересованных в западном искусстве московских покупателей. Но для продвижения рынка на следующий уровень необходима звезда, и, кажется, дилеры нашли ее. Но в этом случае — дилеры не российские, а западные.

При всем моем глубочайшем уважении к Гари Татинцяну и Емельяну Захарову, у них нет юношеской сексуальности и привлекательности Даши Жуковой, которые обеспечат ей постоянный интерес СМИ и сделают современное искусство по-настоящему модным среди российских покупателей.

Появление Жуковой на российской сцене современного искусства подкреплено невероятными экономическими и политическими ресурсами Абрамовича. Открытие Центра современной культуры может оказаться поворотным в истории местного арт-рынка и повлечь за собой бум в сфере продаж западного современного искусства. Причем это может произойти именно в тот момент, когда многие западные галеристы и дилеры уже отчаялись найти новые рынки, а многие западные коллекционеры сократили свой бюджет на приобретение произведений современного искусства из-за общего экономического спада в Европе и США.

Хотя официальных подтверждений нет, факты говорят о том, что в создание Центра современной культуры вовлечены крупнейшие мировые дилеры, например, Лари Гагосян. Жукова выросла в семье, которая коллекционирует современное искусство уже на протяжении десяти лет, и главные западные галеристы знают ее не первый год. Так, за культурную программу «Гаража» будет отвечать Молли Дент-Броклехерст, бывший директор галереи Гагосяна в Лондоне. Что бы ни говорило руководство «Гаража», сложно представить, что искусство, которое здесь будут показывать, не предназначено для продажи.

Возможно, я ошибаюсь, но западные дилеры и галеристы, кажется, разработали великолепную стратегию: найти симпатичную, милую, богатую и амбициозную русскую барышню и сделать ее лицом своего коммерческого проекта. Хотя в данном случае это вовсе не значит, что Жуковой будут манипулировать. Она, безусловно, может позволить себе быть независимой и сменить руководство по собственному желанию. Западным дилерам необходимы финансовые ресурсы и известность Даши, чтобы прорваться на прибыльный русский рынок, а сама Даша нуждается в их профессиональных советах.

Каковы шансы на успех? Достаточно вспомнить недавнее прошлое. Рынок традиционного русского искусства был довольно вялым вплоть до февраля 2004 года, когда нефтяной магнат Виктор Вексельберг приобрел у Форбса коллекцию изделий Фаберже за $100 млн. Эта новость вызвала шок, поскольку до сих пор русские редко платили за искусство больше $1 млн. Покупка Вексельберга стала многообещающим посланием мировому арт-сообществу — Россия снова на коне, а русские хотят выкупить свое наследие и готовы тратить на это большие деньги. Благодаря Вексельбергу покупать русское искусство стало модно в среде российской финансовой элиты, а это, в свою очередь, привело к буму на русское искусство, который мы наблюдаем и сегодня.

Этой весной Абрамович сделал самую дорогую в истории современного искусства покупку, отдав $86 млн на Sotheby’s за «Триптих» Фрэнсиса Бэкона 1967 года и $33 млн на Christie’s за «Спящую соцработницу» Люсьена Фрейда 1995 года. Раньше Абрамович не был замечен в любви к искусству, а потому можно не сомневаться в том, для кого были куплены эти работы. Осталось только понять, станут ли эти покупки для российской финансовой элиты сигналом того, что международное современное искусство теперь в моде. И если это будет воспринято именно так, то вполне возможно, что формировать вкусы покупателей и задавать тон в области международного современного искусства будет сообразительная и молодая женщина, возглавляющая «Гараж».

Авторизованный перевод с английского Анны Арутюновой

 

 

 

 

 

Все новости ›