Оцените материал

Просмотров: 4150

Старые мастера на Салоне изящных искусств

Анна Фриз · 02/06/2008
Шедевров старого искусства в Манеже в этом году было не так много. Любопытно, что некоторые оказались на стендах русских галерей

©  Евгений Гурко

Старые мастера на Салоне изящных искусств
Шедевров старого искусства в Манеже в этом году было не так много. Любопытно, что некоторые оказались на стендах русских галерей
По сравнению с прошлыми годами число иностранных галерей, специализирующихся на западноевропейском классическом искусстве XVI—XVIII веков, сильно уменьшилось. Найти старую европейскую живопись в Манеже все же было возможно. Правда, не того уровня и не в том количестве, что раньше — в Салоне впервые не участвовала бельгийская галерея Жоржа де Йонкера, несколько лет подряд привозившая в Москву шедевры Брейгелей (достаточно вспомнить «Свадебный танец» Питера Брейгеля Младшего в 2004 году или экспозицию «Век Брейгеля» в 2005-м).

Фламандцев XVI—XVII веков на этот раз показала московская «Академия художеств». Коллекцию европейской живописи на их стенде было легко пропустить — она находилась в «потайной» комнате за экспозицией работ русских художников. Но ради этих картин можно было и специально прийти в Манеж. Среди них — «Святое семейство на фоне дворца», авторство которой приписывается представленному в собраниях Брюгге мастеру «Святой Крови» и «Моление о чаше» Адриана Изенбрандта. Вещи подобного рода в России нечасто встретишь даже в музеях — в ГМИИ им. А.С. Пушкина живописи ars nova нет совсем, в Эрмитаже — всего несколько работ. Пожалуй, можно говорить о том, что «Академия художеств» подхватила эстафету у галереи Йонкера, ведь именно на их стенде был и единственный на Салоне Брейгель — правда, Ян Младший.

На голландскую школу, но более позднего периода сделала акцент и галерея «Мир искусств». На их стенде были замечены музейного уровня пейзаж голландского художника XVII века Якоба ван Рёйсдала («Лесной пейзаж с бурной речкой», 1660-e годы) и работа Йоса де Момпера Младшего («Горный пейзаж с отшельниками у пещеры»), самого прославленного из представителей этой антверпенской семьи живописцев. Как сообщил галерист  Игорь Тарноградский, работа Рёйсдала опубликована в catalogue-raisonné художника.

А вот галерея «Старые мастера» сделала неожиданный шаг и вместо классических художников из своего постоянного арсенала представила современные работы Леонида Пурыгина в стилистике наивного искусства и коллажи из подручных материалов Сергея Параджанова. Впрочем, иконографические параллели между Пурыгиным и Босхом напрашиваются сами собой, да и работам Параджанова также не чужда религиозная средневековая тематика.

В остальном первые имена европейской классической живописи были представлены на стендах западных галерей — завсегдатаев московского Салона парижских антикваров Шарля Раттона и Гюи Ладриера (Charles Ratton & Guy Ladriere) и Maison d’Art из Монте-Карло. Галерея Ladriere (вместо главы галереи Гюи в этом году приехала его дочь Сандрин) привезла потрясающую раннюю деревянную скульптуру: казалось бы, совсем не коммерческие рельефы «Ангел Благовещения» сиенской школы XV века, «Мадонну с Младенцем» мастерской Антонио Росселино и позднеготическое французское «Распятие». Однако судя по тому, что подобные вещи появляются на стенде галереи из года в год (в 2007 году они показывали итальянские бюсты XVI века), постоянные коллекционеры этого искусства в России уже существуют.

Монакский Maison d’Art, прославившийся в 2006 году тем, что привез в Москву Эль Греко, на этот раз был куда более сдержан в подборе имен. Акцент сделали на изящной и радующей глаз французской живописи XVIII века. «Женский портрет» тесно связанной с Россией художницы Элизабет Виже-Лебрен демонстрирует абсолютно все качества идеального портрета той эпохи — миловидная модель, легкая и виртуозная живопись, интерьерный формат. Однако квинтэссенцией живописи галантного века традиционно считается творчество Жана-Оноре Фрагонара, чей «Амур-шалун» представляет собой авторское повторение в уменьшенном формате композиции монументальной росписи.

Живопись старых мастеров появилась и на совместном стенде испанского и английского арт-дилеров Lindsay Romero Paintings, где она соседствует с Пикассо и Пластовым. Иван Линдсей, отвечающий как раз за старых мастеров, привез в Москву необыкновенно дорогого Андреа дель Сарто. «Мадонна с Младенцем», за которую просят $9 млн, — одна из последних работ мастера, находящаяся в руках частных коллекционеров. Действительно безупречен двойной портрет Антониса ван Дейка, который мог бы украсить любое российское музейное собрание.

К слову, прецеденты покупки на Салоне вещей, которые позже передавалась в дар российским музеям, уже были. В 2005 году в упомянутой галерее Ratton & Ladriere частная российская корпорация (ОАО «Лукойл») приобрела барельеф Ивана Козловского «Бахус видит Ариадну, задремавшую на острове Наксос», который позже был передан Третьяковской галерее.

Хотелось бы верить, что классическое европейское искусство будет и в дальнейшем привлекать российских коллекционеров не только с точки зрения инвестирования или формирования личной коллекции. Не секрет, что дары частных лиц и корпораций — единственный путь пополнения музейных собраний работами мастеров «первого ряда», таких как Брейгель или Фрагонар. В любом случае от заинтересованности в этом искусстве российских покупателей зависит и то, сможем ли мы и в будущем видеть на Салонах изящных искусств произведения западноевропейского искусства музейного уровня.
Все новости ›