Оцените материал

Просмотров: 4495

Стивен Сакс: «C самого начала мы хотели стать экспертами в области медиаарта»

Анастасия Палёнова · 24/06/2008
В Москву на несколько дней приехал галерист из Нью-Йорка Стивен Сакс – создатель и бессменный руководитель bitforms gallery
В Москву на несколько дней приехал галерист из Нью-Йорка Стивен Сакс – создатель и бессменный руководитель bitforms gallery

©  Евгений Гурко / openspace.ru

Стивен Сакс: «C самого начала мы хотели стать экспертами в области медиаарта»


Стивен Сакс — галерист новой формации. Его пространство bitforms gallery, основанное в 2001 году в Челси, открыло искусству новых медиа дорогу в частные коллекции и на ярмарки. В 2005 году к bitforms gallery присоединился проект SoftwareARTspace, функционирующий по принципу веб-магазина. За скромную сумму в $100 вы можете стать обладателем DVD с произведением искусства (того самого software art) — это интерактивные тиражные работы, которые можно просматривать на любом мониторе или экране у себя дома.

В Москве Стивен Сакс оказался неслучайно. Инсталляция его художника — Рафаэля Лозано Хеммера — вместе с выступлением Эми Уайнхаус украсила VIP-открытие Центра современной культуры «Гараж». Увидеть произведение посчастливилось лишь избранным гостям — уже на следующий день сложнейшая инсталляция была вновь собрана в коробки. Впрочем, отчаиваться не стоит: увидеть и приобрести работу из галереи Стивена Сакса можно и более демократичным способом — через интернет.



Рафаэль Лозано Хеммер. Pulse Room. 2006

— В Москве даже галереи, специализирующиеся на фотографии, были до недавнего времени большой редкостью, а уж к новым медиа коллекционеры и подавно не приучены. Расскажите, с чего все началось и как это работает?

— Когда мы открывали галерею, в Нью-Йорке было много шума вокруг экспериментального искусства и художников, использующих новые медиа, но коммерческого пространства для них не существовало. Я провел небольшое исследование и решил занять пустующую в то время нишу. С самого начала мы хотели стать экспертами в области медиаарта. Я нахожусь в постоянном поиске — новых художников, новых форм и т.д. Одно из моих главных открытий — художники, занимающиеся software art. Но самое главное для меня — это концепция. Игры с новыми технологиями — это, конечно, занимательно, но главное, чтобы за всем этим была идея. Поэтому я стараюсь искать художников, которые ставят концепцию на первое место, а уже для ее продвижения используют инновационные методы. Хотя на выходе не обязательно получается высокотехнологичный проект, это может быть просто фотография, иллюстрация или скульптура. Цены на работы в галерее начинаются от $3—4 тыс. и доходят до $500 тыс.

— Как изменилось отношение людей к этому искусству за то время, что вы существуете?

— Первые два-три года были по-настоящему сложными. Даже открыть галерею в Челси оказалось не так-то легко. Любому начинанию в сфере искусства требуется время для того, чтобы его признало арт-сообщество. Сейчас новые медиа можно встретить во многих частных коллекциях и, конечно же, в музеях. И то, что я сейчас нахожусь в Москве, также свидетельствует об интеграции этого искусства в международный контекст. Сегодня я представляю в галерее семнадцать художников. Работы некоторых из них есть только у нас, другие сотрудничают с разными галереями. У нас есть и начинающие художники, и более известные, которые занимаются этим искусством в той или иной форме на протяжении последних тридцати лет.



Даниэль Розин. Peg Mirror. 2007

— Расскажите о вашем более демократичном проекте SoftwareARTspace?

— Software ART Space — это онлайн-проект, который задумывался как своеобразное образовательное пространство, где люди могли бы познакомиться с новой формой искусства. За скромную сумму вы получаете красивую коробку с диском внутри. Тираж этих работ может достигать 5 тысяч экземпляров, а стоимость начинается от $100. Для просмотра этих работ подойдет DVD-плеер или компьютер. Учитывая то, что цены на оборудование постоянно снижаются, я верю в то, что скоро в каждом доме будет висеть экран, на котором 24 часа в сутки будет транслироваться искусство. Люди, покупающие software art, постепенно втягиваются и начинают интересоваться признанными художниками и уникальными произведениями. Процесс купли-продажи на сайте SoftwareART полностью автоматизирован, я не имею к нему никакого отношения. Вы нажимаете на клавишу, и произведение искусства отправляется к вам домой. Это замечательно, мне нравится использовать последние достижения в области дистрибуции. Купить работу так же просто, как книжку на Amazon.com или в любом другом веб-супермаркете.

— С чего стоит начать коллекцию человеку, далекому от высоких технологий?

— Если вы до этого коллекционировали традиционную фотографию, то, конечно, проще будет начать с нее. Если видеоарт, то переключиться на software art. Некоторые работы можно повесить на стенку, другие, как, например, скульптуры, могут быть интерактивными. Для многих необходим компьютер и доступ в интернет. Но главное — это совсем не так сложно, как кажется. Понятно, что люди не хотят приобретать работы, которые устареют или вовсе исчезнут через пару лет. Поэтому в галерее мы стараемся объяснить потенциальным коллекционерам, как следует обращаться с работами. Главное — они требуют особого ухода. Но это не так страшно, произведениям Дэмиена Херста тоже необходимо внимание, иначе акулы начинают разлагаться, и выглядит это не очень красиво.



Ю Рам Чой, Varietal Urbanus Female, 2007

— Сложно представить, как выглядит ваш собственный дом, наверняка это скопление каких-то интерактивных работ и невообразимых гаджетов. Из чего состоит ваша личная коллекция?

— У меня дома присутствуют довольно разнообразные вещи — много фотографий, которые имеют отношение к новым медиа, интерактивные работы, видео на стене. У меня есть экраны, посвященные исключительно искусству. В принципе, мне не нравятся «умные» дома или музеи, заполненные интерактивными штуковинами. Я стараюсь курировать свое личное пространство, так же как я курирую галерею. Мне не нравится, когда все переполнено. У меня есть и живопись, правда, не совсем традиционная, но все же живопись.

— Для западных галеристов стало доброй традицией открывать галереи в Пекине, Сеуле, а некоторые пионеры присматриваются и к Москве. Планируете ли вы выход на новые рынки?

— Пока мне здесь все нравится, но я должен понять, что интересно людям, хотят ли они открыть для себя это искусство. Требуется время, чтобы узнать людей и познакомиться поближе с местной арт-сценой. У меня уже был подобный опыт. Три года назад я открыл галерею в Корее, но недавно она закрылась. Дело не в том, что дела шли плохо, просто настало время двигаться дальше. Я рад, что у меня был этот азиатский опыт, именно там я нашел одного из своих лучших художников. Я думаю сделать что-то на западном побережье, в Лос-Анджелесе, возможно, в Лондоне или Москве, почему бы и нет. Но с другой стороны, это не так просто, особенно когда работа — это твоя жизнь. Ты не можешь разорваться между городами. Даже если я нанимаю отличную команду директоров, то должен контролировать процесс самостоятельно.



Даниэль Розин, Weave Mirror, 2007

— Как вы себя чувствуете на ярмарках, среди огромного скопления традиционного искусства?

— Ярмарки сегодня обязательная составляющая жизни галереи. Мы уже были в Майами, Лондоне, Германии, Испании, Нью-Йорке, а теперь думаем и о московской ярмарке. Обычно наш стенд привлекает к себе внимание. Медийные художники представлены сейчас во многих галереях. Но поскольку у нас такая четкая специализация, мы, конечно, выделяемся. Я думаю, наша галерея единственная в мире с подобной специализацией. Хотя постепенно появляются новые пространства, работающие с медиаартом. Но все-таки у нас сильная программа, и мы здесь очень давно.



Bitforms Gallery
Software ART Space




Рафаэль Лозано Хеммер, Synaptic Caguamas, 2004

 

 

 

 

 

Все новости ›