Почему современное искусство продается в Петербурге хуже, чем в Москве, и как местные галеристы воспитывают потенциального покупателя
Несмотря на то что Санкт-Петербург был основан царем-реформатором, за ним давно уже закрепилась репутация города консервативного, оплота вечных ценностей. Действительно, антиквариат здесь более востребован, чем современное искусство, да и художественную жизнь сложно назвать бурной: галерей немного, арт-критики почти нет (анонсы и краткие обзоры выставок не считаем), а, к примеру, на «Арт-Москве» культурная столица представлена лишь тремя-четырьмя участниками: AL Gallery (бывшая галерея «Альбом»), Anna Nova, галереи Марины Гисич и Дмитрия Семенова. Одна из старейших и самых заметных петербургских площадок «Д137» провела на «Арт-Москве» шесть сезонов, а в прошлом году, отказавшись от непосредственного участия в ярмарке, представила в ее рамках большой параллельный проект — выставку Марины Федоровой на «Винзаводе».Однако нескольких имен для Питера явно мало. 9 июня в Лондоне Sotheby’s провел торги современного русского искусства, где продавались работы только одного петербургского автора. Это Керим Рагимов, художник галереи Марины Гисич. Работы его цикла «Человеческий проект» были не раз и с успехом показаны публике, но формат аукциона, как известно, принципиально отличен от выставочного. Картина, оцененная в £20—30 тыс., не нашла покупателя. Впрочем, это заранее предсказывала Марина Гисич: «Сложно рассчитывать на коммерческий эффект, потому что время не совсем подходящее. Хотя участие в таком аукционе престижно для любого художника. Здорово побывать на этих торгах и проверить свои силы».
Складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, от петербуржцев нередко приходится слышать, что современного искусства в их городе не хватает, с другой — даже существующий довольно камерный галерейный мир не может похвастаться высокой покупательской активностью клиентов.
Наталья Панкова, владелица AL Gallery: «Петербург — музейный город, и публика здесь принципиально отличается от московской: та все-таки ориентирована на приобретательство, а у нас людям зачастую вообще не приходит в голову, что произведениями искусства можно обладать. Некоторым посетителям мы объясняем, что работы на выставке можно не просто посмотреть, но и купить, повесить у себя в кабинете или подарить кому-то. Плюс у покупателей совершенно другой менталитет. Если москвич увидит у своего друга работу хорошего знакового автора, он пойдет и купит такую же, чтобы не отставать. У нас обратная ситуация: все стремятся подчеркнуть свою исключительность и индивидуальность, а потому не станут покупать того же художника или даже просто в той же галерее, что и сосед».
У каждого галериста свой способ привлечь воспитанного на музейной традиции зрителя к современности. AL Gallery пишет для своих выставочных проектов особую фоновую музыку, устраивает перформансы на вернисажах, позволяет трогать произведения руками и даже брать их в аренду — «на пробу». Ведущий художник галереи — Виталий Пушницкий; именно его выставкой AL Gallery открылась в апреле на новом месте, переехав с Васильевского острова на набережную Фонтанки. Последняя аукционная продажа художника состоялась на Phillips de Pury и принесла £23 тыс.
Галерея ART re.FLEX изначально ориентировалась на классиков современного искусства: здесь выставлялись художники старшего поколения — Вячеслав Михайлов, Валерий Лукка, Рашид Доминов, Латиф Казбеков, Вадим Григорьев-Башун. Впрочем, неожиданно для сформировавшегося круга поклонников, галерея вскоре предоставила пространство Андрею Горбунову из молодой студии «Непокоренные, 17». «Галерея открылась в конце 2006 года и пока слишком молода, чтобы быть допущенной на «Арт-Москву», но, как только ценз будет преодолен, мы тоже планируем приехать», — рассказала владелица ART re.FLEX Ксения Сердюк. Так как ярмарка представляет в основном актуальное искусство, то и от галереи стоит, видимо, ожидать большего внимания к этому направлению.
Усилия питерских галеристов не проходят даром. В городе уже довольно давно идут разговоры об открытии частных музеев. С наступлением кризиса они несколько поутихли, но в последнее время вновь оживились. Известно, что подобные планы вынашивают коллекционеры Аслан Чехоев и Марина Варварина. Музей Марины Варвариной Erarta планирует открыться осенью, но первый каталог его собрания уже поступил в книжные магазины. Марина Гисич считает эти начинания крайне важными: «Чем больше будет мест, где занимаются продвижением современного искусства, будь то его продажа или просто презентация, тем заметнее будет рост интереса у наших клиентов и их собственного профессионализма».
Что касается влияния кризиса, то настроения в Петербурге пока довольно оптимистичные, а требования галеристов к себе вполне конкретны. Так, Марина Гисич считает, что петербургским галереям в нынешних экономических условиях будет проще, чем московским: «Мы и без того не избалованы легкими сделками, каждой продаже у нас предшествует долгая серьезная работа. Не думаю, что наши клиенты совсем откажутся от покупок, но необходимо несколько изменить стратегию и быть более гибкими в ценовой политике». Наталья Панкова говорит о политике галереи в ближайшей перспективе более четко: «Задача одна — выжить. Ясно, что те, кому удастся остаться на плаву в кризис, будет потом успешно развиваться дальше. Выживаем».
КомментарииВсего:6
Комментарии
Читать все комментарии ›
- 28.06Аукцион Christie’s принес рекордные $207 млн
- 21.06Импрессионисты и модернисты принесли Christie’s 145 млн
- 20.06Картина Миро ставит аукционный рекорд
- 29.05В Лондоне прошли аукционы русского искусства
- 10.05Продана самая дорогая картина Роя Лихтенштейна
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3454345
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2345014
- 3. Норильск. Май 1272364
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 898720
- 5. Закоротило 823720
- 6. Не может прожить без ирисок 789738
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 765219
- 8. ЖП и крепостное право 760886
- 9. Коблы и малолетки 744214
- 10. Затворник. Но пятипалый 477397
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 407286
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 373830
Что касается галерей, нерадивый подход так же очевиден. Где галереи Глобус? Формула? Novicula Artis? поверхностно, однобоко, непрофессионально.
Эта статья не предполагала обзора петербургских галерей. Арт-гид по Петербургу составлял Павел Герасименко, прочитать его можно здесь: http://www.openspace.ru/art/projects/181/details/2919/ Я же писала об отношении в Петербурге к contemporary и о том, как работают с этим отношением галеристы.
А Рагимова с Монро все же странно ставить на одну ступеньку, хоть они и одного возраста. Монро давно уже вышел из петербургского контекста: "Слава Богу, Петербург не влияет ныне на мою деятельность, поскольку иначе я давно лежал бы в матери сырой земле".