Оцените материал

Просмотров: 6230

Русские на Art Cologne

Анна Савицкая · 27/04/2009
В этом году Россию на ярмарке представляют не только отечественные галереи, но и сами художники

©  ArtCologne

After Gallery. 2009

After Gallery. 2009

Несмотря на все попытки нового арт-директора Дэниела Хага обновить ярмарку и вновь вывести ее на международный уровень, Art Cologne так и остался событием преимущественно местного масштаба. Большая часть участников — галеристы из самого Кельна, близлежащего Дюссельдорфа, других городов Германии, а также немецкоязычных стран. Неплохо представлены еще и галереи из США, видимо, благодаря «американской прописке» бизнеса самого Хага. Все франкофонные галереи отправились в Бельгию на ярмарку современного искусства ArtBrussels, которая переманила целый ряд международных участников у Art Cologne. Зато Кельн идеальное место для изучения немецкого арт-рынка: все местные зубры галерейного бизнеса собрались здесь. Из-за этого сам факт русского присутствия становится только более значимым. Особенно приятно, что отечественное искусство на ярмарке предлагают не только галереи из России, но и западные участники.

Чуть ли не на каждом стенде в разделе модернизма можно встретить работу кого-нибудь из русских. Разумеется, не Айвазовского (его покупают только наши, вот и в этот раз в Нью-Йорке его марина ушла за полтора миллиона долларов), здесь же в почете Кандинский, которого немцы традиционно считают своим, а также почему-то парижский художник русского происхождения Серж Поляков. Так, классическую абстракцию Кандинского периода Баухауса за €1,5 млн предлагает мюнхенская Galerie Thomas. Графика обойдется дешевле, всего за €385 тыс. Есть на стенде этой галереи и работы другого русского немца, Алексея Явленского (его даже пишут на немецкий лад, Alexej von Jawlensky), цены на него колеблются в диапазоне €800—900 тыс. Кстати, Thomas — одна из немногих галерей, работающих с русскими коллекционерами. По словам директора Хайке Гроссман, среди постоянных клиентов галереи есть и русские; в частности, несколько работ были приобретены отечественными собирателями на последней TEFAF. Их интересуют прежде всего работы классиков мирового авангарда, а также художников русского происхождения; покупки они обдумывают очень тщательно, и почти все пользуются услугами личного арт-консультанта.

Другие галеристы, например Salis & Vertes, в глаза не видели ни одного русского покупателя. Швейцарская галерея со штаб-квартирой в Цюрихе и отделениями в Санкт-Морице и Зальцбурге занимается европейским искусством первой половины ХХ века. На Art Cologne привезли работы Фернана Леже, Эмиля Нольде и Герхарда Рихтера. Из русских — пейзаж ученика Кандинского Бехтеева (его работы на последнем Антикварном салоне выставлял Ильдар Галеев) за €225 тыс. и абстракция Сержа Полякова (€385 тыс.). Последний вообще оказался в числе фаворитов Art Cologne 2009. Работы Полякова можно встретить на стендах еще нескольких галерей, а мюнхенский дилер Жерар Шнайдер даже посвятил ему всю экспозицию. Galerie Française — так называется галерея Шнайдера — давно и серьезно занимается творчеством художника. Так, совместно с его наследниками год назад был выпущен каталог-резоне графики Полякова. Правда, цены на работы Шнайдер называть отказался.

Из современных мэтров на стендах западных галерей замечен только Илья Кабаков. Его графику, воспроизведенную в технике шелкотрафаретной печати (€16—19 тыс.), продает мюнстерская галерея Майка Карстенса (Mike Karstens). Покупатели в основном американцы и немцы, причем коллекционеров не останавливают даже русские тексты концептуалиста. Впрочем, по желанию клиента галерея предоставляет их переводы на английский и немецкий.

Несколько галерей, занимающихся современным русским искусством, были представлены в отдельном выставочном проекте в рамках ярмарки. В отеле Excelsior на три дня выставили работы Анатолия Журавлева, Анны Паркиной, Петра Швецова, Владимира Козина, Юрия Харченко и Леонида Сохранского. Все вещи продавались, цены на них колебались в диапазоне от €19 тыс. за живопись Харченко до €3500 за работу Анны Паркиной. Прием по случаю открытия Русского салона (так организаторы назвали выставку современной русской живописи) проходил по-московски: подавали борщ, семгу и крабов, в двух небольших залах стоял плотный сигаретный дым, и, если бы не немецкая и английская речь, могло показаться, что вернисаж проходит в каком-нибудь Ararat Hayatt в Москве.

Из отечественных галерей на Art Cologne приехали галерея Гельмана (с традиционным набором художников — «Синие носы», Валерий Кошляков, Анатолий Осмоловский и участник Русского павильона Венецианской биеннале-2008 Алексей Каллима) и питерская Anna Nova с экспозицией Александра Дашевского в спецпроекте ярмарки Open Space, предназначенном для молодых галерей. M+J Guelman Gallery уже участвовала в Art Cologne несколько лет назад, а для галереи Anna Nova  это первый опыт. По словам Анны Бариновой, стильная живопись Дашевского (€6 тыс. за работу) с соц-артистским подтекстом вызывает интерес у западного зрителя, хотя продаж пока не было.

На ярмарку также должна была приехать московская GMG Gallery, она даже есть в каталоге, однако в последний момент галерея от участия отказалась. Это связано с неожиданным увольнением арт-директора — художника Анатолия Журавлева. Однако после отказа GMG Gallery участвовать Журавлев связался с организаторами Art Cologne и сумел договориться об аренде стенда на исключительно выгодных условиях. В результате на месте, предназначенном для GMG Gallery, Журавлев развернул интереснейший проект After Gallery, то есть «после галереи». На продажу были выставлены несколько работ самого Анатолия Журавлева (€14 тыс.), большая фотография Вадима Захарова (€25 тыс.), а также мраморная скульптура знаменитого китайского художника Ай Вейвея (€40 тыс.), предоставленная для ярмарки неким европейским коллекционером. Пожалуй, это первый случай, когда произведения художника на международной ярмарке представляет не галерея, а сам художник. Оформление стенда соответствует необычной идее — место художник экономить не стал и одну из стен стенда просто оставил белой. Очень к месту оказалась и старая фотография Захарова, Training to be homeless («Учась быть бездомным») — на ней сам художник изображен спящим на скамейке в парке.

Другие материалы раздела:
Результаты аукциона русского искусства и ювелирных торгов в Нью-Йорке, 24.04.2009
Анна Савицкая. Как отличить Фаберже от Фальшберже, 22.04.2009
Анна Савицкая. Русская живопись на торгах Christie’s: выбор знатока, 17.04.2009

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • molochnikov· 2009-04-28 01:22:05
    Анатолий Журавлев молодец...концептуально...
Все новости ›