Art Forum Berlin наводит на мысль, что искусство не может существовать без денег. Только теперь эти составные части арт-рынка должны научиться быть друг к другу внимательнее
Сегодня в Берлине открывается 13-я ярмарка современного искусства Art Forum Berlin — последний пункт в октябрьском марафоне событий. На долю лондонской Frieze пришлись все страсти и нервотрепка — кто же будет покупать многомиллионные шедевры на стендах топовых галерей, когда биржевые сводки то и дело заставляют финансистов (часть которых, как известно, коллекционеры) хвататься за сердце. FIAC прошлa в чуть более расслабленной обстановке — худшие прогнозы не сбылись, обвала арт-рынка не произошло. Парижская ярмарка придала буйству современного искусства благородства — на некоторых стендах показывали Пикассо или Модильяни, которые давали надежду на то, что хорошее искусство всегда в цене, примиряя с неутешительными новостями фондовых рынков.На Art Forum нет ни заоблачных цен, ни безусловных фаворитов. Зато есть удачный слоган, который пришелся как нельзя кстати — в этом году ярмарку назвали Desire, «Желание». Таким образом организаторы решили напомнить посетителям о том, что произведение искусства — это объект желания, а не, например, инвестиций (хотя одно другому не мешает). Многие галеристы, отвечая на вопрос о кризисе, говорили об «отсеве». «Теперь реально интересоваться выставленными в галерее вещами будут только те, кто настроен серьезно», — считает Джерард Девеер из отегемской Deweer Art Gallery. То есть те, кому, в общем-то, все равно, сколько будет стоить понравившаяся работа и подорожает ли она в три раза к концу года.
А таких в день превью в одном из крупнейших выставочных центров Германии на Месседам было достаточно для того, чтобы не оставить в обиде никого из 127 участников ярмарки. Пытаясь вырваться за национальные, а скорее даже за городские, рамки, отборочное жюри допустило к участию в Art Forum только 28 берлинских галерей (при том что здесь их около четырехсот). Но, несмотря на то что в этом году новички приехали из Бомбея, Кейптауна, Москвы и Нью-Йорка, большая часть стендов принадлежит галереям из Германии и северной Европы. Искусство они показывают недорогое и популярное в основном среди местных коллекционеров.
Барбара Пробст. «Экспозиция №49: N.Y.C. 555 8-ая авеню, 05.21.07, 4:02 pm» 2007. Галерея Kuckei+ Kuckei
Цены, даже по нынешним кризисным меркам, кажутся невысокими. Две самые дорогие работы на ярмарке — большое полотно (около 1,5 х 3 м) Нео Рауха, за которое галерея Eigen + Art просит полмиллиона евро, и не менее масштабная вещь Яна Шаобина «Моя левая нога» (€230 тыс.) в галерее Alexander Ochs. Среди всем хорошо известных имен на Art Forum Джонатан Меезе (€6 тыс. в Karlheinz Meyer) и Тони Мателли, чьи подорожники и кустики (€6—14 тыс.) украшают пол стенда Leo Koenig из Нью-Йорка. Человечки из цветной капусты, салатных листьев, чесночных головок стоят до €80 тыс.
Многие галереи представляют фотографии, а потому купить что-нибудь из любви к искусству можно и за €3—4 тыс. (например, в Gallery K из Осло малотиражные работы стоят €3,5—4,5 тыс., документальные снимки Габриэль и Хельмута Нотхельферов в галерее Томаса Зандера из Кельна — €3,5—6,5 тыс.). Есть, конечно, менее бюджетные варианты — у Зандера это серия «Мощь Америки» Митча Эпштейна (€18,5—28,5 тыс.), у берлинской Kuckei + Kuckei — автопортреты Барбары Пробст, сделанные с разных ракурсов (€43 тыс.).
Один из наиболее выдержанных и стильных стендов принадлежит московской GMG, новичку Art Forum. С одной стороны висят три большие черные глянцевые работы Анатолия Журавлева (€14 тыс.), с другой — на небольших полочках расставлены замысловатые объекты Вадима Захарова (€5—6 тыс.), а посередине развешаны от пола до потолка рисунки Никиты Алексеева в тонких черных рамках (€250). Владелица галереи Марина Гончаренко пока что осторожна в оценках ярмарки — впрочем, цены и работы на ее стенде не менее привлекательны, чем у остальных.
Как и на только что прошедших Frieze и FIAC, ощущения галеристов разнятся — кто-то скучает на пустом стенде, у кого-то нет отбоя от посетителей. Пусть клиенты и стали осторожнее совершать покупки, откладывать их и взвешивать каждое решение — они по-прежнему ищут, присматриваются и покупают. Кризис пойдет на пользу всем заинтересованным сторонам: одни перестанут рыскать в поисках выгодного вложения, другие будут вынуждены предоставлять только качественные вещи.
- 28.06Аукцион Christie’s принес рекордные $207 млн
- 21.06Импрессионисты и модернисты принесли Christie’s 145 млн
- 20.06Картина Миро ставит аукционный рекорд
- 29.05В Лондоне прошли аукционы русского искусства
- 10.05Продана самая дорогая картина Роя Лихтенштейна
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452218
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343650
- 3. Норильск. Май 1270022
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897952
- 5. Закоротило 822570
- 6. Не может прожить без ирисок 784770
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 761790
- 8. Коблы и малолетки 742011
- 9. Затворник. Но пятипалый 473383
- 10. ЖП и крепостное право 408265
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404528
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371657