АНАСТАСИЯ ПАЛЁНОВА убедилась, что кризис пошел ярмарке Frieze только на пользу
Frieze выпала честь открывать не самый веселый сезон в истории арт-рынка, но финансовые невзгоды вроде бы обошли ярмарку стороной. За несколько дней до ее начала рухнула экономика Исландии, а лондонские газеты обсуждали двадцатипроцентное падение цен на недвижимость — казалось бы, людям не до искусства, но оно, судя по всему, остается в цене. Это было понятно не с самого начала, и первые часы работы Frieze галеристы заметно нервничали. Тереза Мавика, международный куратор галереи «Риджина», впервые участвующей в ярмарке, призналась, что в прошлом году в первой половине дня посетителей было в два раза больше. Однако дела у «Риджины» идут хорошо: утром состоящая из 45 фотографий инсталляция Сергея Браткова за £50 тыс. еще ждала своего покупателя, а несколько других работ фотографа были уже проданы. Елена Селина, постоянный участник Frieze, отметила, что первые часы ярмарки были похожи на конец, но уже к вечеру две работы, кажется, пристроены.Накануне The Art Newspaper опубликовала статью, в которой между строк сообщалось, сколько из-за кризиса потеряли русские олигархи. Главная надежда арт-сообщества Роман Абрамович — $20,3 млрд. Тем не менее русская речь слышалась со всех сторон, а Даша Жукова прогуливалась по ярмарке с вполне определенными целями. Особое внимание девушка уделила стенду Hauser & Wirth. По словам представителя галереи Роджера Татли, со стенда буквально сразу ушли десять работ. К примеру, живописное полотно Субодха Гупты продано за €400 тыс. Правда, Алекс Лахманн, круживший вдоль стендов в течение нескольких часов, признался, что пока ничего не приобрел: цены в этот раз уж очень высокие.
Лондонская галерея Lisson в первые часы работы выручила £2 млн., продав восемь работ. Бестселлер — Аниш Капур за £875 тыс. Основателю галереи Николасу Логсдэйлу нынешняя ярмарка напоминает Frieze двухлетней давности, с той лишь разницей, что русские покупатели теперь чаще заглядывают на стенд Lisson.
Есть мнение, что во время кризиса покупатели обращают больше внимания на «голубые фишки» — только они теперь кажутся надежным вложением средств. Спрос на современное искусство до сих пор рос невероятными темпами, создавая спекулятивные цены, а потому неизвестно, «выплывут» ли художники второго ряда. Так, Дэвид Мопин из нью-йоркской Lehmann Maupin рассказал, что, несмотря на неутешительные прогнозы, первыми со стенда ушли самые дорогие работы. Галерея привезла вещи разных ценовых категорий, например фотографии Юргена Теллера за скромные £12 тыс. (экземпляр 1 из 5) и флисовое покрывало с фирменной вышивкой Трэйси Эмин за £165 тыс. Еще одна галерея из Нью-Йорка David Zwirner сделала ставку на британца, прославившегося работами из коровьего навоза - Криса Офили. На стенде, правда, висит более аппетитный пейзаж за $400 тыс. Директор галереи Алес Ортузар заверил, что дела идут хорошо, но вот на Art Basel David Zwinrner пока что не торопится.
По словам представительницы Gladstone Gallery из Нью-Йорка, на стенде которой есть и Ричард Принc, и Сара Лукас, и Аниш Капур, продажи идут немного медленнее, чем в прошлом году. Представители Gagosian признались, что вначале очень нервничали, но спустя несколько часов все встало на свои места. Не приходится сомневаться и в успехе лондонской White Cube — Джей Джоплинг с нескрываемой улыбкой осматривал свой стенд, поражающий количеством звездных художников на один квадратный метр, среди которых Дэмиен Херст, Сэм Тйэлор-Вуд, братья Кампана.
Несмотря на славу Frieze как ярмарки молодого и актуального искусства, здесь встречаются и ветераны современного искусства. Миланская Studio di Giovanna Simonetta показывает Энди Уорхола — портрет Йозефа Бойса на пакете из прачечной 1978 года стоит £143 тыс. Скульптура «Порта» Лучио Фонтана, итальянской звезды арт-рынка, — £200 тыс. Yvon Lambert, у которой 16 октября открывается отделение в Лондоне (пространства уже давно и успешно работают в Париже и Нью-Йорке), представляет Тома Вассельмана с его «Обнаженной» ($2,2 млн).
Многие галереи решили перестраховаться и привезли на ярмарку работы средней ценовой категории. Именно на эти стенды обращали внимание местные и заезжие знаменитости вроде Сиенны Миллер или Софии Копполы. В Peres Projects можно найти лайт-бокс Марка Тичнера за скромные £7,5 тыс., а бронзовые скульптуры, покрытые белой краской, модного нынче Теренса Коха — за £66 тыс. Венская Galerie Krobath Wimmer показывает три работы Джулиана Опи, чья выставка за день до Frieze открылась в галерее Lisson. Шагающие фигуры на цветном фоне стоят €35 тыс. каждая. Именно на этом стенде представители Tate Gallery купили работу Белы Коларовой за €23 тыс.
Не обошлось и без «голубых фишек» отечественного арт-рынка. Берлинская Arndt & Partner наряду с работами Томаса Хиршхорна (€33 тыс.) предлагает Эрика Булатова (€120 тыс). Thaddaeus Ropac вместе с Георгом Базелицом €375 тыс.) и Гилберт & Джорджем (€325 тыс.) показывает Илью и Эмилию Кабаковых. «Канон # 2» стоит €550 тыс., а небольшой рисунок «Под снегом» — всего €33 тыс. Еще один привет русскому покупателю подготовила миланская Massimo De Carlo. На ее стенде целых три Владимира Владимировича с знаменитой обложки журнала Time в интерпретации Яна Пей-минга. Патриотам триптих обойдется в €350 тыс.
Многие вошли в положение переживающих не лучшие времена коллекционеров и предлагают искусство и вовсе даром. На стенде парижской Art:Concept можно найти приличного размера стопку постеров от Джереми Деллера — сворачивайте в трубочку и смело уносите с собой. А на полу стенда лондонской Anthony Reynolds валяется куча конфет. Но это не работа известного концептуалиста Феликса Гонсалес-Торреса, как вы могли бы подумать, а свежая версия художницы галереи Элен Стюртевант.
Мирно разрешился конфликт, связанный с работой Нормы Джин — в рамках спецпрограммы Frieze Projects она приглашает посетителей нервно покурить в специально отведенных стеклянных кабинках прямо в центре ярмарочного пространства (из-за непрекращающихся нападок на курильщиков, это проект до последнего был под вопросом). Успокаивающе действует и чириканье попугаев, которых молодая художница Агнежка Курант поместила в большую клетку. Спринт по стендам оканчивается в знаменитом баре Sirkus, целиком привезённом прямо из Исландии галереей Kling & Bang; пинта исландского и танцы после шести обязательны.
Ну а если по каким-то причинам Frieze не оправдал ваших надежд, помогут ярмарки-сателлиты: Сounter Сulture с художниками-сподвижниками Бэнкси, Zoo Art fair и Scope с начинающими галереями, бесплатная Free Art Fair и Design Art London.
- 28.06Аукцион Christie’s принес рекордные $207 млн
- 21.06Импрессионисты и модернисты принесли Christie’s 145 млн
- 20.06Картина Миро ставит аукционный рекорд
- 29.05В Лондоне прошли аукционы русского искусства
- 10.05Продана самая дорогая картина Роя Лихтенштейна
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452351
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343696
- 3. Норильск. Май 1270225
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 898004
- 5. Закоротило 822663
- 6. Не может прожить без ирисок 785432
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 762591
- 8. Коблы и малолетки 742243
- 9. Затворник. Но пятипалый 474047
- 10. ЖП и крепостное право 408367
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404816
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371867