Тринадцатый выпуск «Арт-Москвы» запомнится участникам и посетителям пустующими стендами редких западных галерей и рекордно малым числом красных точек, свидетельствующих о продажах
© Евгений Гурко
С точки зрения концепции «
Арт-Москва — 2009» мало отличается от прошлогоднего выпуска ярмарки: экспертный совет более чем из ста заявок отобрал лишь сорок. Елена Селина и Айдан Салахова, входящие в тот самый совет, остались довольны результатами. По их словам, «в этом году у всех очень хорошие стенды. Практически ничего не пришлось корректировать». Действительно, у некоторых участников стенды выделялись необычными композициями — «Восточная галерея» представила корабль художника
МАКЕ, французский галерист Альбер Бенаму подвесил под потолок парашютистку, а
Ravenscourt Gallery оформила экспозицию в виде кабинета.
© Евгений Гурко
Однако неожиданные ходы отдельных участников не могут исправить общего тягостного впечатления от ярмарки. Озадачивают пустующие стенды редких западных галерей, которым немецкий перевозчик
Monro не смог обеспечить своевременную доставку работ. Что касается отечественных галеристов, то на этот раз они в основном ограничились показом уже известных вещей своих художников. Берлинский галерист и постоянный участник ярмарки
Фолькер Диль, открывший полтора года назад выставочное пространство
Diehl + Gallery One в Москве, отметил снижение уровня «Арт-Москвы» из-за отсутствия крупных игроков отечественного рынка современного искусства, таких как галерея Гари Татинцяна и «Риджина».
Читать текст полностью
Кроме того, завсегдатаи западных ярмарок отмечают слабые места отечественного аналога. Например, Екатерина Ираги говорит, что «нынешняя Арт-Москва совершенно не событийна и спецпроекты не выдерживают никакой критики. Между тем для успешного функционирования ярмарки необходим не только экспертный совет, но и арт-директор». Тем не менее при существовавшей альтернативе в виде Art Forum Berlin Екатерина предпочла «Арт-Москву», так как приоритетом для Iragui Gallery все же остается привлечение российских покупателей.
Большинство западных галеристов, к сожалению, отказались от участия в ярмарке. Кроме «обрусевших» Iragui Gallery и Diehl + Gallery One, в Москву приехали австриец Ханс Кноль (Knoll Galleries), который изначально пригласил своих знакомых коллекционеров из Европы. Однако венский галерист особенно пострадал из-за проблем с доставкой работ — на его стенде всего три работы Чабы Немеш по €950 — благодаря их небольшому формату ему удалось привезти эти вещи самому. Несмотря ни на что, доехали до Москвы и Impronte Gallery из Милана и финская Forsblom Gallery. Зато владелец чешской галереи Иржи Свестка, представивший три картины Виктора Пивоварова по €40 тыс., настроен позитивно. Хотя за эту цену продать их пока не удалось, галерист рассчитывает заинтересовать коллекционеров работами, выставляющимся сейчас в Чехии.
Интересно мнение киевских трендсеттеров — галереи «Цех». «Из трех лет, что мы участвуем, этот год самый тихий и спокойный. Обычно после первых двух дней уже понятно, как пойдут дела дальше. В этот раз на VIP-превью все по достоинству оценили наш стенд, но даже не начинали торговаться. Если ситуация не изменится, то это будет последняя “Арт-Москва” с нашим участием», — сказала представитель галереи Наталья Шейко. При этом цены на художников, которых представляет галерея, вполне адекватные: Евгений Петров за €10 тыс., Николай Белоус — €20 тыс. Также на ярмарку «Цех» привез Алексея Сая, который создает свои работы в Microsoft Excel. Его «Пляж» оценен в €9 тыс.
© Евгений Гурко
У московских галеристов дела идут по-разному. Елена Селина (XL Gallery) считает участие в ярмарке в нынешних условиях некоммерческим проектом. По ее словам, столь привлекательное на Западе электронное искусство в России пока не продается. Также она отметила, что коллекционеры сейчас очень осторожны в выборе вещей для покупки. Селина процитировала одного из своих знакомых: «Деньги есть, но настроения покупать нет. У вас хорошая работа, но моя — лучше». В то же время интерес к искусству не пропал, но из-за отсутствия на «Арт-Москве» новых и интересных вещей особой покупательской активности ожидать не приходится.
Галерея pop/off/art, представляющая Чёлушкина, Осмоловского, Майофиса, Пушницкого и Сигутина, придерживается очень демократичной ценовой политики от €1,5 до 13 тыс. Тем не менее продаж пока нет. Похожая ситуация у Iragui Gallery, представившей как французских художниц Карин Хоффман и Флоранс Реймонд (диапазон €6—10 тыс.), так и три картины Евгения Семенова (€25—30 тыс.).
© Евгений Гурко
Зато Владимир Фролов из Partnerproject Gallery не жалуется — у него уже к четвергу было четыре продажи, среди которых фотография Ральфа Касперса Gold за €50 тыс. Также на стенде галереи выставлены работы Клаудии Рогге и Бориса Смелова, чьи выставки прошли в этом году в ММСИ и Эрмитаже. Видимо, это оказалось неплохим пиаром, и работа Смелова была продана. Вполне удачной ярмарка стала и для Фолькера Диля, ему удалось продать работы Павла Полянского и Ольги Чернышевой (выставка которой открывается сегодня в музее Щусева). В целом он говорит, что покупательский интерес останавливается на €20 тыс., так как рынок сильно сузился.
© Евгений Гурко
Однако посетителей на «Арт-Москве — 2009» очень мало, а из реальных покупателей после превью во вторник вернулись очень немногие. В Ravenscourt Gallery это объясняют тем, что ярмарку совместили с биеннале и «все ушли в “Гараж”». А в галерее М&Ю Гельман, наоборот, рады совмещению, резонно отмечая, что иначе «Арт-Москвы» в этом году вообще бы не было.
Ох какая ляпа...!
"которым немецкий перевозчик Monro не смог обеспечить своевременную доставку работ."
Интересно, а подробности есть...?