Оцените материал

Просмотров: 20412

Art Basel – барометр состояния арт-рынка?

Беттина Крогеманн · 26/06/2009
Итоги одной из главных ярмарок современного искусства, прошедшей в непростых экономических условиях

©  Bettina Krogemann

Art Basel 2009

Art Basel 2009

Прошедшая с 10 по 14 июня Art Basel стала сороковым по счету выпуском самой престижной ярмарки современного искусства. На традиционном VIP-показе накануне открытия было множество посетителей, а из знаменитостей появились актер Брэд Питт, российский олигарх Роман Абрамович и король моды Карл Лагерфельд, чьи фотографии выставила швейцарская галерея Gmurzynska. Всего в ярмарке участвовало 300 галерей, из них 83 — из США, 31 — из Франции и всего одна российская галерея — XL из Москвы, уже в пятый раз приезжающая в Базель. Несмотря на финансовый кризис, целый ряд отмененных ярмарок искусства по всему миру и начавшееся осенью снижение цен на современное искусство, Art Basel, по общему мнению галеристов, прошла очень удачно.

©  Gallery Hauser & Wirth

Пол Маккарти. Поросята. 2008. Нержавеющая сталь. Экземпляр 1/3. 186x133 см

Пол Маккарти. Поросята. 2008. Нержавеющая сталь. Экземпляр 1/3. 186x133 см

Галерея Hauser & Wirth с представительствами в Цюрихе и Лондоне (еще одно помещение откроется в сентябре в Нью-Йорке) продала скульптуру из нержавеющей стали «Поросята» опекаемого ею Пола Маккарти. К ярмарке Hauser & Wirth специально приурочили и выставка этого художника в цюрихском отделении галереи. Там представлены его работы последнего времени — борющиеся между собой фигурки жестоких животных, чье поведение пародирует современное общество. Сын немецкого живого классика Георга Базелица, известный дилер Дэниел Блау, привез на Art Basel бетонную скульптуру Марка Куинна «Венера из Хокстона». Фигуру молодой беременной женщины в натуральную величину можно было приобрести за €150 тыс.

©  Gallery Blau/Munich

Марк Куинн. Венера из Хокстона. 2006.  Бетон. 179x60,7x60,7 см

Марк Куинн. Венера из Хокстона. 2006. Бетон. 179x60,7x60,7 см

Большим спросом пользовались работы немца Нео Рауха, основоположника так называемой «Лейпцигской школы» (Leipziger Schule). Еще на VIP-показе Брэд Питт приобрел его огромную картину «Этап», 1998 года, на стенде нью-йоркской Gallery Zwirner, заплатив за нее чуть менее $1 млн. Нео Раух — один из самых ярких представителей своего поколения, а выработанная им манера, сочетающая технику «старых мастеров» и сюрреалистические образы, очень востребована на рынке. У основного дилера художника Гарри Любке, директора EIGEN+ART (галереи с офисами в Лейпциге и Берлине), его последнюю работу «Морской бриз» можно было приобрести за €450 тыс.

©  Galerie EIGEN + ART Leipzig/Berlin

Нео Раух. Морской бриз. 2009. Холст, масло. 250x300 см

Нео Раух. Морской бриз. 2009. Холст, масло. 250x300 см

Московская галерея XL рассматривает ярмарку прежде всего как подходящую площадку для продвижения своих художников. На этот раз привезли и преуспевающих русских звезд Олега Кулик, и Сергея Шеховцова (с пятизначными ценами в евро), а также работы дуэта Аристарха Чернышева и Алексея Шульгина. Их скульптура «То, как я вижу» вызвала огромный интерес посетителей. Одной галереей XL русское присутствие в Базеле не ограничивалось: на одной из ярмарок-сателлитов, новой Selection Art Fair, были стенды екатеринбургской OBOIMA Project Bureau, а также двух участников из Петербурга — галереи Дмитрия Семенова и художника Антона Кальгаева, который представлял собственный проект Artist Project.

©  Bettina Krogemann

Аристарх Чернышев, Алексей Шульгин. То, как я вижу. 2009. Пластик, жидкокристаллический монитор, электроника

Аристарх Чернышев, Алексей Шульгин. То, как я вижу. 2009. Пластик, жидкокристаллический монитор, электроника

Лучше всего дела шли все же у дилеров классического искусства ХХ века. Модернисты принесли удачу галерее Thomas из Мюнхена: ее представители сообщили о продаже двух скульптур Фернандо Ботеро, одной живописной работы Тома Вессельмана и одной Лучио Фонтаны — впрочем, назвать стоимость работ они отказались.

Уже в четвертый раз параллельно с Art Basel проходит и ярмарка дизайна — Design Miami / Basel, которая переместилась на этот раз в тот же выставочный комплекс, где проводится и основное мероприятие. Состав участников существенно изменился по сравнению с 2008 годом — если раньше треть (то есть 10 из 30) галеристов приезжали из Нью-Йорка, то в этом году наиболее заметным было французское присутствие. Именно парижские участники внесли некоторое смятение в стройные ряды галеристов и дилеров современного дизайна. Gallery Perrin из Парижа, занимающаяся предметами интерьера XVII—XIX веков, привезла мебель знаменитого придворного краснодеревщика Андре-Шарля Буля. Ход, несомненно, неожиданный, ведь посетители и коллекционеры менее всего ожидают увидеть на Design / Miami Basel старинные предметы дворцовой обстановки…

©  Courtesy of Gallery VIVID

Ателье ван Лисхаут (Нидерланды). Кресло «Fossil Lounge». 2009

Ателье ван Лисхаут (Нидерланды). Кресло «Fossil Lounge». 2009

Галерея Gagosian и менеджер дизайнера Марка Ньюсона Стюарт Парр сделали совместный стенд, где были представлены работы великого австралийца. Самой дорогой работой было его кресло 1988 года, выполненное в единственном экземпляре. За него дилеры ожидали получить $420 тыс. — сумма небольшая по сравнению с последними рекордами Ньюсона на аукционах, где он легко преодолевал миллионный рубеж. Однако ни один предмет на ярмарке продать не удалось.

©  Bettina Krogemann

Design Miami/ Basel  2009

Design Miami/ Basel 2009

Зато у галеристов, ориентировавшихся на относительно недорогие работы, дела шли куда лучше. Например, на стенд VIVID Gallery из Роттердама заглянул сам Брэд Питт и настолько впечатлился странными формами голландского дизайна, что приобрел кресло Fossil Lounge ателье ван Лисхаута за €23 тыс. Также спросом пользовалась и мебель 50-х — 60-х годов, эту тенденцию можно даже назвать открытием прошедшей ярмарки. Новая мода не оставила равнодушным и Романа Абрамовича, который приобрел небольшой столик из тика и стали дизайнера Ханса Вегнера за €14 тыс. у парижско-копенгагенской галереи Dansk Mobelkunst.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • kotomish· 2009-07-02 22:41:49
    скульптура «То, как я вижу» была продана, аж 4 экземпляра. Собственно поэтому и исчезла со стенда во второй день. Можете уволить корреспондента.
Все новости ›