Разрозненную коллекцию Георгия Костаки показывают в фонде парижанки с русскими корнями
Что?Выставка «Русский авангард. Коллекция Георгия Костаки»
Георгий Костаки (1913—1990) личность почти легендарная, советский коллекционер русского авангарда. В его собрании были работы Казимира Малевича, Любови Поповой, Александра Родченко, Ольги Розановой, Варвары Степановой, а также художников «советского андеграунда»: Владимира Яковлева, Лидии Мастерковой и Олега Васильева. Без всякого специального художественного образования Костаки удалось не только собрать одну из самых полных коллекций отечественного искусства начала ХХ века, но и стать признанным знатоком. Он начал собирать антиквариат еще в 1930-е, когда работал шофером в посольстве Греции — ему часто приходилось сопровождать дипломатов и высоких гостей посольства в поездках по антикварным магазинам, и это привело его к коллекционированию. Сначала Георгий Костаки покупал иконы, серебро — все то, что традиционно ценилось в Советском Союзе. Интерес к авангарду появился несколько позже, уже после войны. Собирать Малевича и Розанову тогда было не то что не престижно, а даже опасно, поэтому в среде коллекционеров и антикваров у Костаки появилось прозвище «грек-чудак».
В 1970-е годы коллекционер решает уехать из страны, однако законно вывезти свою коллекцию он не может. Единственный выход — передать собрание в дар музею. Именно так большая часть работ из коллекции Костаки попадает в Третьяковскую галерею. Остальное ему разрешают взять с собой за границу. Так еще при жизни коллекционера распалось его собрание. После смерти Костаки в 1990 году вывезенные из СССР вещи легли в основу музея современного искусства в Салониках.
Для выставки, которая проходит сейчас в Париже, было отобрано 200 произведений из коллекции Георгия Костаки, которые дают наиболее полное представление об истории русского авангарда. Это стало поводом для объединения, пусть временного и частичного, собрания. Представлены работы, хранящиеся в Третьяковской галерее и музее в Салониках.
Где?
Музей Майоля — фонд Дины Верни, Париж
59/61 rue de Grenelle
Музей Майоля появился в Париже лишь в 1995 году благодаря усилиям его душеприказчицы Дины Верни. Известная парижская галеристка передала в дар музею не только работы Аристида Майоля, но и собственную коллекцию искусства ХХ века. Каждая выставка в Фонде Верни становилась крупным событием в художественной жизни Парижа.
Дина Верни (1919—2009) — француженка с русскими корнями, последняя муза Майоля и исполнительница советских лагерных песен. Именно она открыла парижским зрителям многих русских художников, от эмигранта Сержа Полякова до нонконформистов Эрика Булатова и Оскара Рабина.
В некотором смысле Верни делала для русского искусства во Франции то же, что делал Костаки в Советском Союзе — собирала, возвращала из забвения, сохраняла и показывала.
Выставка русского авангарда из собрания Костаки стала последней открывшейся еще при жизни Дины Верни. Это придает событию особый смысл — так «встретились» два великих коллекционера ХХ века.
Когда?
До 2 марта 2009
Другие материалы рубрики:
Лина Лисина. Новогодний антиквариат, 27.12.2008
Беттина Крогеман. Русское искусство в переводе на немецкий, 22.12.2009
Валентин Горлов: «Плакат — исчезающая натура», 8.12.2008
- 28.06Аукцион Christie’s принес рекордные $207 млн
- 21.06Импрессионисты и модернисты принесли Christie’s 145 млн
- 20.06Картина Миро ставит аукционный рекорд
- 29.05В Лондоне прошли аукционы русского искусства
- 10.05Продана самая дорогая картина Роя Лихтенштейна
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452089
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343556
- 3. Норильск. Май 1269499
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897878
- 5. Закоротило 822417
- 6. Не может прожить без ирисок 783951
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 760845
- 8. Коблы и малолетки 741692
- 9. Затворник. Но пятипалый 472774
- 10. ЖП и крепостное право 408162
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403981
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371268