Оцените материал

Просмотров: 39658

Русское искусство в переводе на немецкий

Беттина Крогеманн · 22/12/2008
При ближайшем рассмотрении выясняется, что на Западе знают не только Кандинского

©  Коллекция Норберта Кухинке

 Леонид Пурыгин. Лето в Наро-фоминске. 1972. Холст, масло. Частная коллекция Норберта Кухинке, Германия

Леонид Пурыгин. Лето в Наро-фоминске. 1972. Холст, масло. Частная коллекция Норберта Кухинке, Германия

Собирание русского искусства имеет в немецкоязычных странах давнюю традицию. Первые серьезные коллекции появились уже в начале ХХ века. Тогда наибольший интерес вызывало творчество современных художников-новаторов, ведь русский авангард получил признание на Западе едва ли не раньше, чем в своей стране. Тогда сложился круг направлений, интересовавших иностранцев, — кубофутуризм, супрематизм и, несколько позже, советский андеграунд. Русское искусство собирали в основном успешные западные предприниматели и журналисты-международники, работавшие в Советском Союзе. Есть работы отечественных авангардистов и в крупных корпоративных собраниях — прежде всего банковских.

©  www.ottenkunstraum.at

 Александра Экстер. Футуристическая композиция. 1917-1918. Холст, масло. Коллекция Вильгельма Оттена в Otten Kunstraum, Хохенемс (Австрия)

Александра Экстер. Футуристическая композиция. 1917-1918. Холст, масло. Коллекция Вильгельма Оттена в Otten Kunstraum, Хохенемс (Австрия)

Коллекция Вилгьельма Оттена (Wilhelm Otten), Австрия


©  www.ottenkunstraum.at

 Александр Родченко. Конструкция №  95. 1919. Холст, масло. Коллекция Вильгельма Оттена в Otten Kunstraum, Хохенемс (Австрия)

Александр Родченко. Конструкция № 95. 1919. Холст, масло. Коллекция Вильгельма Оттена в Otten Kunstraum, Хохенемс (Австрия)

Австрийский бизнесмен Вильгельм Оттен в октябре 2008 года открыл частный музей Otten Kunstraum  в маленькой деревне Хохенемс. Первая выставка внушительной коллекции русского искусства XX века продлится до февраля 2009 года. «Я начал собирать в 1990-е годы и был совершенно потрясен абстрактным искусством», — рассказывает Оттен. За десять с лишним лет ему удалось заполучить в свое собрание рисунок Казимира Малевича, акварель Василия Кандинского, а также работы Александры Экстер, Михаила Ларионова, Эль Лисицкого, Любови Поповой, Александра Родченко и Николая Суетина. Ключевые работы этих художников давно уже заняли свое место в крупнейших музеях мира, однако Otten Kunstraum и не пытается соперничать с такими музеями, как Третьяковка или Tate Gallery. Задача частного австрийского музея — дать наиболее полное представление о русском авангарде и показать основные тенденции развития русского искусства в ХХ веке. В коллекции около семидесяти произведений, в том числе работы представителей современного искусства, например Александра Константинова.

Коллекция Норберта Кухинке (Kuchinke), Германия

©  www.ottenkunstraum.at

 Александр Константинов. Дом «Под липой». 2008. Дерево, сталь, текстиль,  вода, ветер. Коллекция Вильгельма Оттена в Otten Kunstraum, Хохенемс (Австрия)

Александр Константинов. Дом «Под липой». 2008. Дерево, сталь, текстиль, вода, ветер. Коллекция Вильгельма Оттена в Otten Kunstraum, Хохенемс (Австрия)

Еще одно значительное частное собрание русского искусства принадлежит Норберту Кухинке, бывшему немецкому журналисту. В шестидесятых—семидесятых он работал в Москве корреспондентом журналов Stern и Spiegel. Именно тогда Кухинке (он родился в 1940 г.) начал собирать коллекцию. Первое время журналист покупал в основном иконы и русский авангард — два направления, традиционно востребованные на Западе. В результате Норберту Кухинке и его жене удалось собрать интересную коллекцию — в ней есть в том числе произведения Александра Богомазова, Давида Кабакадзе, Ивана Червинка, Владимира Лебедева и Натальи Гончаровой.

Позже журналист познакомился с неофициальными художниками и начал поддерживать их, покупая у них работы. Так Кухинке оказался среди тех, кто спасал советский андеграунд от забвения или уничтожения. Другая часть собрания Кухинке — произведения «второго русского авангарда». Больше всего коллекционеру нравится Леонид Пурыгин, чья популярность была на пике в годы перестройки. Кухинке оценил художника задолго до официального признания в России. Немецкий коллекционер поддерживал и других художников: Екатерину Медведеву, Владимира Овчинникова и Анатолия Слепышева.


Собрание Норберта Кухинке весьма индивидуально и выделяется на фоне других западных коллекций русского искусства. Он никогда не рассматривал свое увлечение как источник дополнительной прибыли и не спекулировал на искусстве. Кухинке сохранил тесные связи с Россией и теперь живет на два дома, в Берлине и Москве. В 2007 году коллекция Кухинке выставлялась в различных государственных музеях Германии, был опубликован ее каталог 700 Years Russian Art — Collection Kuchinke («700 лет русского искусства — коллекция Кухинке»).

Коллекция Deutsche Bank, Германия


©  Коллекция Норберта Кухинке

 Икона «Святой Георгий». XVII век. Ярославль. Частная коллекция Норберта Кухинке, Германия

Икона «Святой Георгий». XVII век. Ярославль. Частная коллекция Норберта Кухинке, Германия

Deutsche Bank, одна из самых значительных и влиятельных финансовых институций Германии, собирает искусство с 1979 года. Результатом стала крупнейшая в мире корпоративная коллекция, которая на сегодняшний день включает в себя около пятидесяти тысяч работ. В 1997 году возник совместных проект Deutsche Bank и музея Соломона Гуггенхайма Deutsche Guggenheim - выставочное пространство в центре Берлина, где ежегодно проходят три-четыре важных выставки современного искусства. Изначально кураторы коллекции делали акцент на классический модернизм и послевоенное искусство, но позже решили расширить спектр интересов и не ограничиваться немецким искусством. Из русских имен в собрании есть ранний и поздний Василий Кандинский, а также Алексей Явленский. Недавние приобретения — это современное искусство, в том числе и работы российских художников. Коллекция включает вещи Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Юрия Лейдермана, Бориса Михайлова и Павла Пепперштейна. Собрание частично выставлено в отделениях банка; время от времени произведении, принадлежащие Deutsche Bank, появляются на различных выставках по всему миру.

Коллекция Петера Людвига в Кельне, Германия


©  Коллекция Норберта Кухинке

 Иван Пуни. Композийия. 1915-1916. Холст, масло. Частная коллекция Норберта Кухинке, Германия

Иван Пуни. Композийия. 1915-1916. Холст, масло. Частная коллекция Норберта Кухинке, Германия

Петер Людвиг (1925—1996) — один из самых известных немецких коллекционеров послевоенного времени. В молодости он изучал историю искусства, но позже возглавил семейный кондитерский бизнес и стал успешным производителем шоколада. Познания в области искусства помогли ему собрать крупнейшую в Европе коллекцию. В конце 1950-х он начал сотрудничать с государственными музеями в Кельне и Аахене. Людвиг дарил и предоставлял во временное пользование этим институциям важные произведения из своей коллекции. В настоящее время собрание Людвига поделено между 19 государственными учреждениями в Германии и Европе. Основная часть выставлена в кельнском Museum Ludwig — шедевры русского авангарда вплоть до соц-арта и по сей день привлекают сюда любителей искусства. Начало коллекции, посвященной русскому искусству, было положено приобретением в 1976 году серии коллажей Эль Лисицкого «Пресса». Теперь в ней насчитывается более 300 работ русских художников, в том числе Казимира Малевича, Александры Экстер, Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова и Александра Родченко.

Посмотреть всю галерею

Перевод с английского Яны Токаревой


Другие материалы рубрики:
Выход в люди, 19.12.2008
Юлия Петрова. Валентин Горлов: «Плакат — исчезающая натура», 8.12.2008
Анна Карганова. Ценные вклады, 4.12.2008

 

 

 

 

 

Все новости ›