Гала и Александр Аваловы, владельцы уникальной коллекции китайского фарфора и стекла, рассказали о самых дорогих, интересных и любимых предметах
Собрание супругов Аваловых, московских коллекционеров и хозяев антикварной галереи «Гала» — явление уникальное, и не только на российском фоне. Восточная тема возникла помимо и даже вопреки их основной деятельности — в галерее Аваловых представлены советский агитационный фарфор, живопись и графика российских и западных мастеров. Парадоксальное на первый взгляд увлечение себя оправдало — не у всякого китайского коллекционера найдется столько первоклассных вещей. На аукционах по всему миру вазы, подобные тем, что есть у Аваловых, продаются за баснословные деньги. Более ценные и редкие экземпляры можно увидеть разве что на Тайване, куда стекались драгоценные образцы императорского фарфора, вывезенного в 1920-е годы из Китая. Cобрание Аваловых показали ни много ни мало в Государственном Историческом музее — достойное место для достойной коллекции.
Как все начиналось— Мы стали собирать китайский фарфор в начале 1990-х, а точнее — в 1993 году. Тогда у нас появился потенциальный покупатель, который очень интересовался китайским искусством. Мы решили попытаться построить на этом бизнес, хотя до тех пор занимались исключительно русским искусством. В нашем доме появились две великолепные китайские вазы, а клиента не оказалось в Москве. Вазы пожили у нас два дня, а на третий мы поняли, что не можем с ними расстаться.
Китайский фарфор vs Боголюбов
— Мы не стремимся перевести коллекцию в денежный эквивалент. Но некоторые вазы мы выменивали на живопись и графику известных русских художников. Так, одну из первых наших ваз мы получили в обмен на графику Боголюбова. Китайское искусство очень своеобразно — его либо принимаешь, либо нет. Многие наши друзья удивлялись, как можно обменять работу хорошего русского автора на какое-то непонятное иноземное искусство. Ведь им занимаются единицы, а русское у нас всегда в цене.
Неприкосновенный запас, или Где найти хорошую вазу?
— В России всегда увлекались Востоком. Уже в XVIII веке китайский фарфор стал проникать к нам. Его собирали и российские императоры, и вельможи. Даже в советское время китайский фарфор был весьма популярен. Поэтому основа рынка — это, конечно, коллекции, сформированные людьми, которые вывозили вещи прямо из Китая. Нам повезло — часть вещей удалось купить именно из таких коллекций.
Кстати, очень много хороших и ценных вещей можно найти в бывших советских республиках. Многие вазы из нашей коллекции привезены из Закавказья и Средней Азии. К слову, лучшие предметы, даже лучше, чем в самом Китае, находятся на Тайване — там шедевры, которые в 1920—1930 годы вывез Чан Кайши из императорского дворца Гугун в Пекине.
Но самое главное в нашем деле — это вовремя заметить достойную вещь. Например, в нашей коллекции есть ваза, сделанная «в годы Канси Великой Цин», то есть в начале XVIII века. Она выполнена в сложной технике сквозной ажурной резьбы в сочетании с рельефной лепкой и росписью эмалями и вся покрыта изображениями буддийских монахов, парящих на облаках. Эта вещь не один день находилась в одном московском антикварном магазине, никому не нужная и никем не замеченная — пока ее не увидели мы!
Выставка в ГИМе
— Мы долгое время не афишировали коллекцию, потому что в собирательстве всегда присутствует элемент скрытности. Мы ждали подходящего момента, потому что Китай надо преподносить по-особенному. Конечно, мы выставили в Историческом музее не всю коллекцию — в ней около трехсот вещей, хотя нам очень хотелось, чтобы посетители увидели как можно больше. Но нет ничего хуже загроможденной экспозиции. В итоге мы выбрали около пятидесяти ваз — здесь есть и любимые, и дорогие, и важные, и уникальные. Мы очень гордимся коллекцией китайского стекла — это большая редкость не только в России, но и в Китае. Именно в каталоге нашей выставки появилась первая публикация на русском языке на эту тему.
Фляга для императора
— Самая редкая и ценная вещь, которую можно видеть на выставке, — ваза в форме плоской фляги. По цветовому решению она принадлежит так называемому «черному семейству», то есть все узоры и изображения нарисованы на черном фоне.
Вообще вазы в форме фляги довольно распространены. Но они бывают не больше 55—57 сантиметров в высоту. В нашей коллекции есть пример такой сравнительно невысокой «фляги» — это ваза конца XVIII века, выполненная в технике мильфлер, или «тысяча цветов». Черная же фляга достигает 67 сантиметров. Изготовление вазы такой формы и размера очень сложно с технологической точки зрения. Словом, ни в одной коллекции и ни на одном аукционе нам не удалось найти ничего подобного.
Желтый расцвет
— Еще одна ценная вещь из нашей коллекции — желтая ваза второй половины XVIII века. Это уникальный сосуд, целиком покрытый мастерской резьбой, изображающей дракона, летящего среди цветов, — классический китайский сюжет. Кажется, что сосуд высечен из цельного куска камня. Такая техника встречается редко. В октябре 2001 года ваза такой же формы с узорами в виде дракона и феникса, только красного цвета, была продана на Sotheby’s за 1 млн. 360 тыс. долларов. Но в Китае цвет играет не последнюю роль, а желтый — это цвет императора.
Старше — значит лучше?
— Самые ранние вещи в коллекции относятся к XVI веку. Это ваза и чайник периода Ваньли (конец XVI — начало XVII вв.). Однако для китайского фарфора возраст — не самое главное. Если говорить о денежном эквиваленте этих предметов, то вазы XVIII века наверняка будут стоить гораздо дороже, потому что именно в XVIII веке императорский фарфор достигает своего расцвета. Кстати, в коллекции есть одна, сделанная в период короткого двенадцатилетнего правления императора Юнчжэн (1723—1736). Именно в силу краткости периода такие вазы — большая редкость на нашем антикварном рынке, а потому и ценятся очень высоко.
Испытание для молодоженов
— В нашей коллекции есть расписанные эмалями парные подголовники для молодоженов. На одном изображен дракон, на другом — феникс. Это извечные символы инь и ян, мужского и женского. Несмотря на то что они сделаны из фарфора, китайцы на них спали еще в начале XX века! Но это еще ничего — у нас есть и другая «подушечка» — в виде трехпалой жабы, символизирующей в Китае счастье. Если поспишь на такой подушке, то непременно станешь счастливым. Но приходится помучиться, честно говоря, так как вся поверхность жабы покрыта мелкими пупырышками. Надо будет обязательно поспать на ней...
- 28.06Аукцион Christie’s принес рекордные $207 млн
- 21.06Импрессионисты и модернисты принесли Christie’s 145 млн
- 20.06Картина Миро ставит аукционный рекорд
- 29.05В Лондоне прошли аукционы русского искусства
- 10.05Продана самая дорогая картина Роя Лихтенштейна
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3436146
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2336679
- 3. Норильск. Май 1268256
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897608
- 5. Закоротило 822001
- 6. Не может прожить без ирисок 781552
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 757953
- 8. Коблы и малолетки 740627
- 9. Затворник. Но пятипалый 470740
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402745
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370238
- 12. Винтаж на Болотной 343056