Передел арт-рынка не обходится без интриг и конфликтов, особенно когда речь заходит о том, какому искусству быть первым — старому или новому
Конфликты хозяйствующих субъектов в нашей стране дело не новое, и, когда нефтяники делят свои скважины и вышки, это понятно и просто. Но когда у всех на глазах начинается жесткий передел и переориентация художественного рынка, становится немного не по себе. И все ничего, если бы этот передел происходил естественным путем, с постепенным вхождением современного искусства на рынок. Но нет! Не таковы наши современные галерейщики. Ждать они не умеют, им нужно взять все и сразу. В лучших традициях гангстерских 90-х.В последние годы наш антикварный рынок, как та унтер-офицерская вдова, сам себя высек: у людей появилось огромное количество свободных денег, которые они пожелали вложить в произведения русской живописи. Чтобы было как в советские времена, когда в правильной грузинской семье обязательно должны присутствовать две вещи — черная «Волга» и Айвазовский. Но наследие Айвазовского не резиновое, на всех желающих, которым деньги ляжку жгут, его не хватает. И началась череда подделок-переделок, ведь обилетить нужно было каждого желающего, не беда, что почти не осталось уже свободных настоящих Шишкиных и Айвазовских. Но сколь веревочке ни виться, а конец все равно будет. И конец этот настал. Нехороший, прямо скажем, конец: кого-то посадили в тюрьму, кого-то уволили из музея. Но это были лишь цветочки. Ягодками стала потеря нашими новоиспеченными коллекционерами веры в старое русское искусство.
Известная светская дама Ольга Слуцкер в интервью одному журналу рассказала, что снесла все свое старое русское искусство в гараж, где ему и место, поскольку «уважаемые питерские антиквары» оказались не совсем чисты на руку и навтыкали Ольге одних фальшаков. Соответственно, место на стенах освободилось, а свято место, как известно, пусто не бывает.
Современные галерейщики, до этого мирно дремавшие в своем углу, встрепенулись и почувствовали, что их звездный час настал. Стратегия захвата рынка была выбрана в ключе «мочить антикваров в сортире». Ведь объяснить покупателю, почему Виноградов и Дубосарский стоят столько же, сколько Константин Коровин, можно лишь одним способом. Правильно, лишив покупателя альтернативы и объяснив, что только ныне живущие художники — это круто, а Коровины, Шишкины и Левитаны — лоховство и подделки.
И понеслось. Начались своеобразные соревнования между галереями — кто больнее пнет антикваров. Перещеголяла всех, конечно, галерея «Триумф», один из владельцев которой, к слову, раньше торговал антиквариатом. Но своевременно почувствовав тренд, антиквариат быстренько распродали, а галерея занялась искусством современным. «Триумфаторы» придумали издать убийственный «Каталог подделок русской живописи». И ведь не просто издали, а поступили в лучших традициях известного «лондонского страдальца» (в стенах бывшего дома приемов ЛогоВАЗа как раз и находится галерея). А именно: автором каталога назначили опального эксперта по русской живописи (который сам ранее будто бы ошибся более 200 раз), подтянули чиновников Россвязьохранкультуры. Последние же, дабы реабилитироваться за прохлопанные подделки и бардак в музейной экспертизе, начали делать заявления планетарного масштаба вроде: «Будьте новыми Третьяковыми и Щукиными, покупайте работы своих современников!»
Но Россвязьохранкультуру расформировали, чиновникам надавали по рукам, а издание новых томов обличительного каталога как-то затихло. Вся эта мышиная возня напоминает пир во время чумы, особенно на фоне проведенной недавно тотальной музейной инвентаризации, вскрывшей недостачу более 50 тысяч единиц в фондах музеев. Рынок большой, и места на нем хватит всем, поэтому пора перестать заниматься перетягиванием одеяла и начать создавать то, чего у нас, увы, пока нет: грамотный, законодательно регламентированный рынок искусства.
Автор – владелец галереи живописи и графики «Маяк»
КомментарииВсего:7
Комментарии
Читать все комментарии ›
- 28.06Аукцион Christie’s принес рекордные $207 млн
- 21.06Импрессионисты и модернисты принесли Christie’s 145 млн
- 20.06Картина Миро ставит аукционный рекорд
- 29.05В Лондоне прошли аукционы русского искусства
- 10.05Продана самая дорогая картина Роя Лихтенштейна
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451861
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343449
- 3. Норильск. Май 1268803
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897730
- 5. Закоротило 822202
- 6. Не может прожить без ирисок 782699
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759629
- 8. Коблы и малолетки 741070
- 9. Затворник. Но пятипалый 471685
- 10. ЖП и крепостное право 407991
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403297
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370683
Конечно, когда я писал этот материал, я ожидал, что меня будут обвинять в предвзятости и необъективности. Но, поверьте, я достаточно хорошо владею темой и когда пишу про " более 200", то цифру беру не с потолка.
Я никого не собираюсь защищать. Мне искренне больно за то, о чем пишу в крайнем абзаце статьи.
"Кто писал не знаю, а я, дурак, читаю." (Чехов)