Оцените материал

Просмотров: 16915

Непристойное наследство

Наталья Веденеева · 18/08/2008
В отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина показывают иллюстрации Эдгара Дега из собрания Юрия Петухова

©  Из коллекции Юрия Петухова

 Иллюстрация из книги Людовика Галеви «Семья Кардиналь»

Иллюстрация из книги Людовика Галеви «Семья Кардиналь»

Графика Дега малоизвестна: гравюры редко покидали мастерскую, и видели их очень немногие. Проблема заключалась прежде всего в их тематике: Дега рисовал сцены из жизни «закрытых заведений» Монмартра, проституток, многочисленные ню. Известно, что после смерти художника немало работ подобного рода уничтожил его брат Рене Дега, беспокоясь о репутации родственника. Уцелевшие вещи постепенно оказались в руках частных коллекционеров, а затем перешли в музейные собрания.

©  Из коллекции Юрия Петухова

 Иллюстрация из книги Лукиана «Разговоры гетер»

Иллюстрация из книги Лукиана «Разговоры гетер»




На выставке «В пространстве полусвета» представлены два «роскошных издания» — «Разговоры гетер» Лукиана (1935) и «Семья Кардиналь» Людовика Галеви (1938), — осуществленные парижскими библиофилами маршаном Амбруазом Волларом и издателем Огюстом Блэзо. В них монотипии Дега воспроизведены в тиражной технике офорта. Юрий Петухов, владелец изданий и коллекционер, рассказал историю их приобретения и поделился планами на будущее.

©  Из коллекции Юрия Петухова

 Иллюстрация из книги Лукиана «Разговоры гетер»

Иллюстрация из книги Лукиана «Разговоры гетер»



— Как возникла идея приобрести эти издания?

— Весьма стихийно. С первыми листами я столкнулся пару лет назад в одной французской галерее. В течение года я думал, как поступить, потому что цена была немалая и речь шла о разрозненных листах, а не полном комплекте иллюстраций. Кроме того, это все-таки не сами монотипии Дега, а офорты с них. Часто бывая за рубежом, я всюду заходил в книжные магазины, букинистические лавки. Там мне попадались разные монографии, посвященные Дега, и парадоксальным образом я всегда открывал их ровно на том месте, где были воспроизведены эти композиции. Постепенно я пришел к выводу, что листы надо покупать. Потом подумал, что хорошо бы найти сами издания, для которых эти иллюстрации были созданы. Долгое время поиски шли безуспешно. Удача пришла внезапно: на очередном парижском аукционе мне удалось купить «Разговоры гетер». А буквально через неделю на другом аукционе продавалось издание «Семьи Кардиналь».

©  Из коллекции Юрия Петухова

 Иллюстрация из книги Людовика Галеви «Семья Кардиналь»

Иллюстрация из книги Людовика Галеви «Семья Кардиналь»



— Насколько редки подобные издания на антикварном рынке?

©  Из коллекции Юрия Петухова

 Иллюстрация из книги Людовика Галеви «Семья Кардиналь»

Иллюстрация из книги Людовика Галеви «Семья Кардиналь»

— Отдельные иллюстрации попадаются регулярно, но целые книги найти сложно. Тем более столь редкий экземпляр, как «Разговоры гетер» с автографом Воллара, который мне удалось приобрести. Вторая книга, «Семья Кардиналь», тоже ценный образец. Изначально эти издания были выпущены не в сброшюрованном виде, а в виде портфолио. У издания, которое оказалось у меня в руках, редчайший переплет, сделанный одним из наиболее дорогих мастеров Парижа того времени. По рассказам парижских антикваров, сейчас только подобный переплет стоит около 3000 евро.

— Собираетесь ли вы и дальше собирать роскошные издания?

— Вероятно, да. Дело в том, что недавно нашлись еще две книги с иллюстрациями Дега, и, если я их приобрету, у меня будут все издания с графикой этого мастера. Кроме того, в ходе подготовки выставки в ГМИИ у меня возникла идея, почему бы не купить все издания Воллара? А это книги с гравюрами Боннара, Руо, многих других знаменитых авторов.

 

 

 

 

 

Все новости ›