Добротная и добродушная живопись художников-соцреалистов не только соответствует духу времени, но и удачно вписывается в новую российскую «патриотическую парадигму». В наши дни купить картины, на которых воспитывались поколения советских школьников, становится все труднее. О том, где и почем продается и покупается советская живопись, рассказывает Анна Савицкая
Добротная и добродушная живопись художников-соцреалистов не только соответствует духу времени, но и удачно вписывается в новую российскую «патриотическую парадигму». В наши дни купить картины, на которых воспитывались поколения советских школьников, становится все труднее. О том, где и почем продается и покупается советская живопись, рассказывает Анна Савицкая
Первые в этом году крупные торги советской живописи и графики прошли в «СОВКОМе» 2 февраля. На аукционе были представлены работы 1930-х — начала 2000-х годов: от мастеров соцреализма и «сурового стиля» до наших современников, в пику актуальному искусству хранящих традиции советской живописи. Стартовые цены аукциона рассчитаны на любой кошелек: за 3—8 тыс. рублей можно было купить графику, а за 300—500 тыс. рублей — и живопись наиболее известных и востребованных мастеров советского искусства.Торги прошли не без успеха: из 170 представленных лотов ушло 109. Со значительным превышением стартовых цен проданы «Лыжники на отдыхе» Н.И. Дормидонтова (180 тыс. рублей), «Порт» А.Н. Семенова (100 тыс. рублей) и «Майский свет» М.Г. Аббакумова (цена на работу 2006 года взлетела с 70 тыс. до 95 тыс. рублей). За многие работы торговались не только в зале, но и по телефону — эта уже традиционная для Запада процедура у нас пока что только приживается.
Самыми дорогими лотами оказались работы классика соцреализма С.В. Герасимова — «Ночной пейзаж. Можайск» (300 тыс. рублей), мастера ленинградской пейзажной школы Н.Е. Тимкова — «Голубой март» (220 тыс. рублей) и московского пейзажиста, ученика Б.В. Иогансона, Н.П. Федосова — «Вечером на опушке» (200 тыс. рублей). А это значит, что искусство советских пейзажистов, политически неангажированное, качественное по уровню живописи и лиричное по настроению, весьма востребовано на рынке и уверенно растет в цене.
«СОВКОМ» — не единственный московский аукцион, где можно приобрести пейзажи, натюрморты и ностальгические сцены из недавней действительности. Советскую живопись предлагают и на аукционах в «Галерее Леонида Шишкина», еженедельных торгах «Гелоса» (в стринге современной живописи), а также на аукционах, которые четырежды в год проводит «Русская галерея искусств». Уровень цен значительно варьируется в зависимости от известности художника, времени создания произведения, качества работы, а также уровня самого аукциона. Так, на обычном пятничном аукционе в «Гелосе» или на появившихся в «СОВКОМе» в прошлом году торгах «Прямые продажи» можно купить добротную советскую живопись 1950—1980-х годов по невысоким ценам — за 5—16 тыс. рублей при стартовых ценах в 2—3,5 тыс. На эти торги выставляются полотна без ярких художественных особенностей — зато отличающиеся качеством технического исполнения и жизнеутверждающим сюжетом. Но и здесь можно встретить интересные работы, которые со временем сильно поднимутся в цене. Председатель совета директоров Совкомбанка и глава галереи «СОВКОМ» Юрий Тюхтин отметил, что в прошлом году работы В.М. Гедикяна выставлялись на «Прямых продажах» за 5—8 тыс. рублей, но уже на последнем аукционе его работа «Овцы в горах» была выставлена с эстимейтом 30—50 тыс., а продана — за 55 тыс. рублей.
На крупных аукционах реалистическая живопись советского периода уходит за весьма значительные суммы — так, Л.Л. Тукачев, Ю.В. Разумовская, С.Х. Юнтунен стоили на прошлогоднем «СОВКОМе» 70—80 тыс. рублей, а А.Л. Головчанская, А.С. Папикян — уже свыше 100 тыс.
В отличие от аукционов галереи, занимающиеся советским искусством и современными художниками, воспитанными в советской реалистической традиции, делают ставку только на дорогие работы. К примеру, пейзаж признанного мастера может стоить около 130 тыс. рублей и выше. Однако это связано с тем, что главными покупателями аукционов по-прежнему остаются дилеры, а галереи ориентированы на работу с коллекционерами. По словам Анастасии Цыплаковой, директора галереи «АРТ ПРИМА», открывшейся в феврале в новом помещении на Чистых прудах выставкой «Романтики реализма», коллекционеры часто избегают участия в аукционных торгах из-за чрезмерной агрессивности этой формы продажи. Выбирая картины для собственной коллекции, необходимо внимательно присматриваться к работам того или иного художника. Возможно, потребуется несколько раз посмотреть вещь, прежде чем приобрести ее. Такую возможность готовы представить галереи, работающие индивидуально с каждым покупателем и экспонирующие работы в интерьере, приближенном к домашнему. Галереи подолгу работают с одним художником или направлением, продвигая его на рынке: проводят выставки, издают монографии и каталоги.
«АРТ ПРИМА» делает ставку на мастеров «романтического реализма». Этот лиричный и красивый, но ничего не объясняющий термин галерея ввела в обиход на свой страх и риск, назвав так выставку, прошедшую в ЦДХ в декабре 2007 года. Там показали художников, чье творчество «воспевает красоту мира и начисто лишено практических примесей». Теперь «романтический реализм» — своего рода ноу-хау «АРТ ПРИМЫ». А кроме того — удачный коммерческий ход, который позволил галерее объединить довольно обширное и разрозненное наследие советских пейзажистов.
По-видимому, именно такое — свободное от любой идеологии — искусство в ближайшее время ждет коммерческий успех. Последний аукцион в «СОВКОМе» показал, что работы с ярко выраженным «советским» сюжетом — например, «Сталин среди детей» В.Я. Коновалова, «Ленин и Сталин в Горках» К.М. Молчанова или индустриальные пейзажи — не вызывают у покупателей особого интереса. Возможно, по этой причине не ушли и топ-лоты аукциона — картина «Дети на елке» неизвестного художника, похожая на все хрестоматийные произведения соцреализма одновременно, и полотно «В.И. Ленин с крестьянами» К.М. Молчанова, написанное в лучших традициях советской живописи. Возможно, впрочем, что цены на эти монументальные произведения были чрезмерно завышены.
Причины нынешнего интереса российских коллекционеров к советской живописи во многом совпадают с причинами моды на нее на Западе 15—20 лет назад. По словам известного лондонского галериста и специалиста по советской живописи Мэтью Бауна, все дело в высоком уровне реалистической техники советских художников и позитивном настрое их живописи. А еще, конечно, в смехотворных ценах, по которым все это можно было купить в 1980—1990-е годы.
На сегодняшний день на российском рынке осталось еще достаточно недорогой и качественной советской живописи. Пока что покупатель не готов переплачивать за работы художников второго и третьего ряда. Но, как отмечает Мэтью Баун, путинская Россия заново переосмысливает советское прошлое, трактуя его в позитивном ключе. Соцреализм 1930—1970-х годов вполне соответствует новой «патриотической парадигме». А значит, ценам на него предстоит серьезный рост.
- 28.06Аукцион Christie’s принес рекордные $207 млн
- 21.06Импрессионисты и модернисты принесли Christie’s 145 млн
- 20.06Картина Миро ставит аукционный рекорд
- 29.05В Лондоне прошли аукционы русского искусства
- 10.05Продана самая дорогая картина Роя Лихтенштейна
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451981
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343495
- 3. Норильск. Май 1269086
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897793
- 5. Закоротило 822298
- 6. Не может прожить без ирисок 783207
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 760116
- 8. Коблы и малолетки 741324
- 9. Затворник. Но пятипалый 472231
- 10. ЖП и крепостное право 408066
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403563
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370887