Коллекционеры тратят годы на то, чтобы создать достойное собрание. Если обстоятельства позволяют, любимые вещи остаются со своим владельцем надолго, а продают обычно случайные работы, с которыми не жалко расстаться. Случай Евгения Владимировича Корешкова, собравшего при помощи галереи «Элизиум» уникальную коллекцию нонконформистов, не вписывается в общую картину
На Международном салоне изящных искусств, проходившем в Манеже в мае—июне 2007 года, на стенде галереи «Элизиум» была представлена личная коллекция неофициального русского искусства 1950—1970-х годов. Образцовое собрание нонконформистов, включающее чуть более двухсот великолепных произведений художников-шестидесятников, продавалось только целиком — ситуация сама по себе неординарная, а тем более в случае такой крупной и ценной коллекции. Хотя на стенде была представлена лишь ее часть — только лучшие работы, — полностью ознакомиться с коллекцией можно было здесь же благодаря прекрасно изданному каталогу.Посетители салона, а среди них и сами художники-шестидесятники: Владимир Немухин, Дмитрий Плавинский, Эдуард Штейнберг, Оскар Рабин, Лидия Мастеркова — отмечали высокое качество экспозиции. Коллекционеры интересовались возможностью приобретения отдельных работ. «Нам было особенно приятно, — признается директор галереи «Элизиум» Марина Молчанова, — что вещи, которые были выставлены на Салоне, хотели купить абсолютно все. Но это были только лучшие работы, мы же продавали только всю коллекцию целиком».
Экспозиция галереи «Элизиум» в Манеже привлекала внимание не только своей концептуальностью. Многих интриговал вопрос, что связывает галерею, традиционно известную своей ориентацией на русское искусство начала ХХ века, и коллекционера, собирающего нонконформистов.
История началась почти восемь лет назад, когда в галерею «Элизиум» зашел Евгений Владимирович Корешков. Бывший военный, капитан, симпатичный и талантливый человек, с искусством никак не связанный и никогда им специально не интересовавшийся, решил собрать домашнюю коллекцию работ художников-шестидесятников и обратился за помощью к профессионалам. Галеристы немало удивились, однако согласились на сотрудничество. Результатом стало великолепное собрание живописи, графики и скульптуры нонконформистов.
Собрав действительно значительную коллекцию, вполне целостную и завершенную, владелец с той же твердостью, с которой ранее принял решение покупать работы, теперь хочет с ними расстаться.
На Салоне изящных искусств покупатель на всю коллекцию — а это ни много ни мало 202 каталожные единицы — не нашелся, поэтому с августа 2007-го работы все же начали продаваться по одной. Уже к началу января большая часть произведений обрела новых хозяев. Нет сомнений, что и оставшиеся работы недолго задержатся в галерее и также займут свое место в гостиных поклонников неофициального искусства.
В этой ситуации многое кажется необычным. Например, решение галеристов заняться нехарактерным для них материалом, никак не проецируя это на повседневную и выставочную работу галереи в течение последних восьми лет. Сама попытка единовременной продажи значительного собрания — случай для России нетипичный: коллекционеры редко решаются расстаться со своим собранием вот так, целиком, не находясь при этом под очевидным давлением внешних, вынуждающих их на этот шаг обстоятельств.
Да и сама коллекция, последовательно составлявшаяся в течение нескольких лет и зафиксировавшая творчество почти всех ведущих художников с конца 50-х до 70-х годов ХХ века, включая живопись, графику, скульптуру и даже фарфор — своего рода уникальный, почти лабораторный случай, результат продуктивного сотрудничества галереи и частного лица — и, как следствие, пример формирования не только коллекции, но и личного вкуса, опыта, интуиции коллекционера.
Военная выдержка
— У Евгения Владимировича нет никакого художественного образования, и при этом он обладает очень хорошим вкусом, — рассказывает Марина Молчанова. — Еще до прихода в галерею он увидел у своих знакомых коллекцию, в которой были и шестидесятники, и несколько работ художников начала ХХ века. Евгению понравилась сама идея домашней коллекции произведений искусства.
Когда он впервые пришел в галерею, мы познакомились, разговорились. Евгений рассказал о своем желании собирать коллекцию художников нонконформистов и обратился за содействием к нам. Хотя галерея «Элизиум» действительно не специализируется на искусстве шестидесятников, мы все же согласились сотрудничать.
Начинающий коллекционер ответственно отнесся к несвойственной для себя роли. Он подробно изучил двухтомник «Другое искусство. Москва. 1956—1976» — своего рода библию поклонников отечественного неофициального искусства и главный хронологический и биографический художественный справочник эпохи, начал посещать выставки шестидесятников. Работы интересующих его художников покупались через галерею, разыскивались на аукционах — так и сформировалась коллекция.
Как на подбор
— То, что мы имеем в результате, — это пример четко выстроенной коллекции, продуманной именно как цельное собрание. Конечно, в некоторой степени тут сказалось наше влияние.
Я вообще противник эклектики, не люблю, когда коллекция выглядит эклектично, и призываю людей, которые к нам приходят, никогда не торопиться, а разобраться и понять, что же все-таки нравится. Важно, чтобы человек умел сам сориентироваться и разбирался в материале. Это действительно важно.
Задача галереи — в первую очередь не пропустить неправильные вещи и дать, если это необходимо, какой-то совет. Но все равно, на первом месте — вкус коллекционера. Ему обязательно нужно учиться разбираться самому. И хорошо, если коллекция все же будет формироваться в каком-то одном направлении.
Влияние галеристов заметно прежде всего в самой стратегии подбора вещей. Коллекция достаточно равномерная. Представлено творчество почти всех основных художников этого периода, охвачены почти все направления. Редкому коллекционеру удается выдерживать пропорции самостоятельно и не отклоняться от заданного вектора.
Провенанс работ также не вызывает сомнения: либо подлинность большинства произведений подтверждалась непосредственно у их создателей, либо они были приобретены у семьи того или иного художника. Возможность точной атрибуции также становится немаловажным преимуществом коллекционирования предметов искусства именно этого периода.
В коллекции Корешкова представлены действительно уникальные вещи — это и серия работ из собрания профессора Александра Мясникова, известного врача и коллекционера, друга Георгия Костаки, и ранние работы Владимира Яковлева и Льва Кропивницкого. Произведения такого уровня редко появляются на рынке. Стоит отметить и работы Владимира Вейсберга, Элия Белютина и Лидии Мастерковой начала 1980-х годов, а также натюрморт Дмитрия Краснопевцева. На Салоне в Манеже на стенд галереи пришел человек, который некогда купил непосредственно эту вещь во Франции у самого художника, а затем продал на аукционе, где она и была приобретена Корешковым.
— Немаловажным фактом в пользу выбора основным направлением коллекционирования искусства шестидесятников было то, что в то время, когда приобретались работы, их цена была еще не столь высока, как сейчас. Можно было найти очень качественные вещи за удовлетворительные деньги.
Инвестиции в уют
И Евгений Корешков, и Марина Молчанова утверждают, что в их случае речь совсем не шла о составлении собрания как предмета инвестирования. Главной целью было оформление домашнего пространства коллекционера.
— Евгений Викторович просто горел, все хотел посмотреть лично, постоянно находил новые работы в течение этих 7—8 лет. И вот наступил момент, когда он устал. У него вдруг пропал интерес. Я стала расспрашивать, почему он ничего не ищет дальше, предлагать расширять коллекцию, все же еще есть много неохваченных направлений. В собрании представлены в основном московские художники, можно было бы расширить «питерское направление», собирать, например, «белютинцев», чьих работ, включая произведения самого Белютина, в коллекции довольно мало. Однако Евгений категорически отказался. Он устал.
И вот тогда совместно родилась идея оформить имеющуюся коллекцию как книгу, а затем владелец принял решение все работы продать. Речь категорически не шла о том, чтобы подождать еще лет пять, пока вещи поднимутся в цене, хотя, если бы это была чисто инвестиционная программа, так и следовало бы поступить. Коллекция импульсивно собиралась, и так же импульсивно было принято решение ее продать.
Расставание с идеалом
Практически идеальное собрание нонконформистов сохранится как одно целое только в формате каталога. Прекрасное издание в лучших традициях галереи «Элизиум» не только подробнейшим образом репродуцирует коллекцию, но и содержит биографические сведения о каждом художнике, чьи работы в нее входили.
Каталог коллекции назван «Другое искусство», вероятно, в честь издания, с которого собрание некогда началось. И он также имеет немало шансов стать настольной книгой для всех интересующихся неофициальным искусством периода 1950—1970-х годов.
— Евгений Владимирович продолжает приходить в галерею. Мы давно работаем с искусством начала ХХ века, у нас свое собрание, которое ему очень нравится. Евгений продолжает покупать работы, однако совершенно другого стиля и направления. Возможно, в перспективе у него сложится новая, но уже совершенно отличная от прежней коллекция.
- 28.06Аукцион Christie’s принес рекордные $207 млн
- 21.06Импрессионисты и модернисты принесли Christie’s 145 млн
- 20.06Картина Миро ставит аукционный рекорд
- 29.05В Лондоне прошли аукционы русского искусства
- 10.05Продана самая дорогая картина Роя Лихтенштейна
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451755
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343380
- 3. Норильск. Май 1268629
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897688
- 5. Закоротило 822140
- 6. Не может прожить без ирисок 782374
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759005
- 8. Коблы и малолетки 740922
- 9. Затворник. Но пятипалый 471341
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403129
- 11. ЖП и крепостное право 389369
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370514