Неприязнь последней русской императрицы к стилю оформления Серебряной гостиной едва ли повлияет на интерес со стороны российских или западных коллекционеров к мебельному гарнитуру, когда-то украшавшему эти покои.

Оцените материал

Просмотров: 40167

Удивительные приключения царской мебели в Финляндии

Саймон Хьюитт · 21/01/2010
Страницы:

©  Hagelstam

Ансамбль из 6 вещей – ранее часть интерьера Серебряной гостиной Зимнего дворца. Были выставлены на торги Hagelstam в декабре 2009

Ансамбль из 6 вещей – ранее часть интерьера Серебряной гостиной Зимнего дворца. Были выставлены на торги Hagelstam в декабре 2009

Если бы мебельный ансамбль такого уровня был выставлен на торги Christie’s или Sotheby’s, аукционные дома непременно устроили бы презентацию, где рассказали бы и об истории предметов, и об их царском происхождении. Однако Bukowski и Hagelstam ограничились качественными фотографиями и лаконичным описанием в каталоге — впрочем, сразу на четырех языках (финском, шведском, английском и русском). Ни в одном из каталогов не были воспроизведены старые фотографии интерьера Серебряной гостиной, которые и служат главным документальным подтверждением провенанса мебели.

Оба аукционных дома датировали предметы 1894 годом и настаивали на том, что их стиль отражает вкусы последнего российского царя Николая II и его супруги Александры Федоровны. Впрочем, это очень далеко от истины!

©  Bukowskis

Деталь предмета мебели из гарнитура Серебряной гостиной Зимнего дворца. Продано на аукционе Bukowskis в декабре 2009

Деталь предмета мебели из гарнитура Серебряной гостиной Зимнего дворца. Продано на аукционе Bukowskis в декабре 2009

Именно в 1894 году Николай и Александра заключили брак и вскоре были коронованы на царствие. Можно было бы предположить, что Серебряная гостиная относится к числу интерьеров, созданных специально к восшествию на престол нового императора. Однако известно, что первые месяцы новобрачные провели в Аничковом дворце, резиденции матери Николая, вдовствующей императрицы Марии Федоровны. В то же время оформлением новых покоев для семьи Николая II занималась старшая сестра Александры Елизавета Федоровна (жена дяди Николая — великого князи Сергея Александровича). Вполне логично, что Елизавета обратилась именно к Набокову и Свирскому — официальным поставщикам императорского двора (они получили этот статус в 1889-м, после выполнения заказа на интерьеры царской яхты «Полярная звезда»).

©  Bukowskis

Стол из гарнитура Серебряной гостиной Зимнего дворца. Снят с торгов Bukowskis в мае 2009

Стол из гарнитура Серебряной гостиной Зимнего дворца. Снят с торгов Bukowskis в мае 2009

Эклектичные интерьеры в неоклассическом стиле отражали вкусы европейских монархов второй половины XIX века, но новой императрице они не нравились. Известно, что Александра Федоровна ненавидела свои покои в Зимнем дворце и старалась проводить как можно больше времени в Александровском дворце Царского села. Лишним доказательством тому служит тот факт, что, когда интерьеры Александровского дворца были переоформлены в 1902-м, в качестве архитектора царица пригласила не Набокова, а новомодного мастера — работавшего в стиле модерн Романа Мельцера.

В этом нет ничего удивительного: Александра родилась в Дармштадте, столице стиля модерн, который очень нравился ее брату, князю Эрнсту Людвигу Гессенскому. Новая гостиная, оформленная Мельцером для императрицы в Царскосельском дворце, считается одним из лучших интерьеров стиля модерн в России (известна как Кленовая гостиная). Впрочем, неприязнь последней русской императрицы к стилю оформления Серебряной гостиной едва ли может повлиять на интерес со стороны российских или западных коллекционеров к мебельному гарнитуру, когда-то украшавшему эти покои.

Перевод с английского Анны Савицкой
Страницы:

 

 

 

 

 

Все новости ›