Более всего нам нравится работать с клиентами, имеющими свой вкус и свое мнение: именно это создает уникальную коллекцию.
Просмотров: 26361
Теа Вестрайх: «Хороший арт-консультант учит коллекционера смотреть работы своими глазами, а не слушать советы других»
Одна из самых влиятельных фигур в нью-йоркском – а значит, и мировом – арт-бизнесе о том, как собрать такую коллекцию, которая не только увековечит имя ее владельца, но и принесет доход
— Вы консультируете коллекционеров искусства с 1982 года. Можно ли сказать, что вы пионер в этой области?— Да, в контексте современного арт-рынка меня можно считать одним из первых арт-консультантов, но с исторической точки зрения это неверно. Практически у всех знаменитых собирателей прошлого были советники: в XVII веке Веласкес помогал собирать коллекцию испанскому королю, а знаменитый антиквар и филателист Генри Дювин консультировал многих промышленных магнатов начала ХХ века. Тот же Марсель Дюшан работал с такими крупными коллекционерами, как Вальтер Арнсберг и Кэтрин Дрир.
— Какие новые горизонты открывает человеку коллекционирование?
— Прежде всего, это возможность учиться новому и двигаться вперед. Во-вторых, когда удается собрать выдающуюся коллекцию — ту, чья ценность и значение с годами лишь возрастают, у человека появляется ощущение, что он многого достиг. Это очень тешит самолюбие, ведь мы судим о человеке по его увлечениям. Наконец, начав собирать искусство, неизбежно попадаешь в мир очень интересных людей — художников, коллекционеров, галеристов, музейных специалистов, и все они оказываются твоими единомышленниками. Однако, возможно, самый главный опыт, получаемый коллекционером, — это возможность вкусить совершенно особенное чувство любви к искусству.
— Как вы пришли в мир искусства?
— Я начинала консультантом Национального фонда поддержки искусств в Вашингтоне. Постепенно мне удалось заработать репутацию в мире искусства — сначала у крупных арт-институций, а затем и в среде коллекционеров. Ко мне стали обращаться за частными консультациями, и со временем это переросло в собственный бизнес. Уже в начале 1980-х, работая напрямую с художниками и коллекционерами, я начала публиковать ограниченным тиражом книги о художниках — о Ричарде Принсе, Мартине Киппенбергере, Майке Келли, Лэрри Кларке, Джеки Пирсоне, Софи Каль и Элизабет Пэйтон. Сейчас мы с Этаном (муж Теи Вестрайх Этан Вагнер, совладелец Thea Westreich Art Advisory Services. — OS) продолжаем серию, недавно вышло пятитомное издание о бельгийском художнике Яне де Коке.
— Как у вас появилась идея такого издательского проекта?
— Дело в том, что мы с мужем одержимы страстью к книгам. Сейчас в нашей библиотеке 12 тысяч томов по истории искусства. Они очень помогают в работе: когда нужно найти информацию для наших клиентов, необходимая литература всегда под рукой. Кроме того, мы лично знакомы со многими ныне живущими художниками, и было бы глупо не использовать возможность издавать книги о них, черпая информацию из первоисточника.
— Вы сказали, что эти издания помогают вам в работе. Расскажите подробнее, в чем же заключается деятельность арт-консультанта?
— Наша главная задача — предоставить максимум информации нашим клиентам. Прежде всего, необходимо определить цель каждого коллекционера, а затем сформулировать для себя концепцию, что и как покупать. Формирование собрания при помощи арт-консультанта — это всегда процесс совместной деятельности, причем оба участника только выигрывают, если у них есть четкое понимание, чего они хотят вместе достичь.
Мы постоянно следим за состоянием арт-рынка, чтобы вовремя поймать наиболее удачный момент для покупки вещей, которые удовлетворяли бы интересам наших клиентов. Наша ежедневная деятельность связана с поиском и приобретением лучших работ выдающихся художников независимо от времени их создания, техники, национальности художника или ценового диапазона. Проще говоря, на рынке есть произведения великих Пабло Пикассо, Энди Уорхола и Ричарда Принса, и все трое, несомненно, наиболее значительные художники своего времени. Но стоимость их работ может существенно колебаться. Выбор правильного произведения великого художника — это сложное и ответственное решение… Можно, конечно, просто сделать ставку на бренды и бездумно покупать работы известных художников, но такой подход в конце концов не принесет коллекционеру желаемых дивидендов. Не менее важно умение приобретать вещи по правильной цене, но для того чтобы грамотно оценить работу, нужно иметь базу данных для сравнения, а это приходит лишь с опытом. Я бы назвала две главные составляющие успеха в нашей профессии — это доступ к информации и знания. {-page-}
Гостиная в нью-йоркской квартире Теи Вестрайх и Этана Вагнера. На стене – картина Джеффа Кунса и скульптуры бельгийца Яна де Кока
— Профессионал в этой области обязательно должен обладать знаниями по истории искусства, навыками знатока и безошибочным художественным чутьем. Кроме того, необходимо разбираться во всех аспектах, связанных с коллекционированием произведений искусства — в вопросах хранения, реставрации, экспертизы и атрибуции, а также лично знать ведущих специалистов в этих областях. Мы более 25 лет в арт-бизнесе, и за это время нам удалось не только собрать библиотеку, о которой я уже говорила, но и составить базу данных по арт-рынку за последние 20 лет. В ней отражены предложения о продаже, цены; кто и что купил на аукционе, а не только информация о цене продажи, которую можно легко получить в интернете. Также мы располагаем кулуарными сведениями и опытом, которые позволяют правильно анализировать все эти данные. За два десятилетия мы обросли связями в среде художников, галеристов, журналистов, издателей и музейных специалистов — всех, кто может помочь нам получить исчерпывающую информацию и выйти на самые труднодоступные для покупки работы.
— Существует ли своеобразный этический кодекс арт-консультантов?
— Это очень важный вопрос. Действительно, в нашей деятельности мы придерживаемся определенных правил. Главное для нас — максимально соблюсти интересы клиентов: предоставить им полную и точную информацию, чтобы они могли принять взвешенное решение о покупке. По каждой работе, о приобретении которой думает коллекционер, мы предоставляем ему целый пакет документов: описание произведения и наше мнение о его ценности для конкретного собрания, провенанс, описание сохранности и данные о продажах этого художника на рынке. Мы всегда проводим собственное исследование и не полагаемся всецело на сведения, предоставленные продавцом.
Наконец, наша работа оплачивается только нашими клиентами, и мы никогда не берем процентов с продаж от третьих лиц, будь то галереи или аукционные дома.
— Часто, начиная собирать коллекцию, люди обращаются за советом к арт-дилерам, экспертам аукционных домов и музейным специалистам. Как вы относитесь к такой практике?
— Все они: и дилеры, и музейщики, и специалисты аукционных домов, даже если это профессионалы самого высокого уровня, — преследуют прежде всего свои интересы и работают на себя или на свою компанию, а не на коллекционера. Это не значит, что их консультации не могут быть полезны для получения информации, но целиком доверять только их мнению в вопросах приобретения работ я бы не стала.
— Несколько месяцев назад в журнале New York Times были опубликованы фотографии вашего собрания. Как вам удается сочетать деятельность арт-консультанта с собиранием собственной коллекции? Не возникает ли конфликта интересов?
— На самом деле большая часть моего собрания состоит из работ, ранее отвергнутых нашими клиентами. Когда мы с мужем покупали Джеффа Кунса, Синди Шерман и Ричарда Принса, все они еще были непроверенными художниками, и коллекционеры порой не решались на их приобретение. Например, мы купили поздний автопортрет Уорхола, который многие считали второстепенной работой первоклассного художника, а мы посчитали иначе.
С другой стороны, коллекционеры больше доверяют консультантам, которые имеют собственные собрания, — ведь мы советуем людям вкладывать деньги в искусство, и важно показать, что то же самое делаем мы сами. {-page-}
— Как вам удалось превратить свою страсть к искусству в успешный бизнес?
— Мои интерес к некоторым художникам и их работам все время побуждал меня узнавать новое, анализировать, определять, какая вещь хороша, а какая нет. Именно эти знания и навыки необходимы для принятия решения о покупке. В какой-то момент я осознала, что многие коллекционеры нуждаются в том, чтобы их собрание формировали так же увлеченно, преданно и вдумчиво, как я выбирала вещи для себя.
— Какой коллекционер будет для вас идеальным клиентом?
— Профессионализм в том и заключается, чтобы суметь найти подход к любому клиенту. Впрочем, каждый раз встречаясь с потенциальным клиентом, мы надеемся обнаружить серьезного и увлеченного человека, готового действовать. Совершенно необходимо взаимное доверие. Чем лучше складываются наши отношения, тем более высоких результатов удается в итоге достичь. Когда удается установить контакт с человеком, то проще разобраться в его личных предпочтениях и целях.
— А что, если интересы коллекционера отличаются от ваших собственных?
— Более всего нам нравится работать с клиентами, имеющими свой вкус и свое мнение: именно это создает уникальную коллекцию, и по качеству, и по разнообразию. Советовать одинаковое искусство неправильно и неинтересно. Просто сказать «я хочу купить Кунса» — плохой подход, но сказать «я хочу великую вещь Кунса», а потом и определить такую работу и суметь ее приобрести — вот ключ к формированию первоклассной коллекции. Чаще всего собрание целиком стоит дороже, чем его отдельные части — известны примеры, когда работы продавались дороже именно из-за контекста, из-за коллекции, в которой они находились. Некоторые коллекционеры имеют репутацию людей с безупречным вкусом, поэтому вещи, которые они выберут, будут высоко цениться.
— Неизбежно возникает вопрос о предмете искусства как объекте для инвестиций. Изменяется ли ваша стратегия при работе с инвесторами?
— Нет. Наша деятельность направлена на поиск и приобретение выдающихся работ, но это не исключает того, что они имеют и инвестиционную ценность. История арт-рынка, со всеми его взлетами и падениями, подтвердила это. В долгосрочной перспективе качество произведения и его цена выравниваются: с течением времени стоимость великого искусства всегда увеличивается. Впрочем, за последние десять лет мы наблюдали и обратные примеры, но это можно легко объяснить, высокая цена еще не гарантирует качество работы.
— В последнее время из-за сильнейшего экономического спада рынок искусства серьезно «просел». Как вы советуете коллекционерам вести себя сейчас?
— Я предлагаю своим клиентам извлечь максимум выгоды в сложившейся ситуации: история показала, что кризис — это идеальное время для приобретения работ высочайшего качества, которые раньше не появлялись на рынке или стоили неоправданно дорого. Такая возможность и сейчас выдается нечасто, ведь сегодня хорошие работы продают лишь те, кому очень нужны деньги. Остальные владельцы стараются придержать вещи до лучших времен, которые рано или поздно обязательно наступят.
— Помогаете ли вы своим клиентам продавать работы? Как нужно действовать коллекционеру, который решился расстаться с собранием или его частью?
— Каждый коллекционер рано или поздно приходит к тому, чтобы продать что-то. Хотя бы для того, чтобы выручить средства и купить другую вещь. В этом случае наша задача — помочь клиенту получить максимальную цену для этой работы. Для этого мы прежде всего определяем реальную стоимость предмета, и здесь это так же важно, как и грамотно оценить работу при покупке. Потом мы намечаем несколько путей продажи: если вещь приобреталась в галерее, сначала стоит узнать, сколько они готовы предложить коллекционеру при ее перепродаже. Одновременно мы выясняем, каков будет эстимейт работы на аукционе. Должна заметить, что наши давние связи с ведущими аукционными домами часто позволяют клиентам заключить выгодную сделку: для них могут быть снижены комиссионные, и часто удается сэкономить на стоимости транспортировки и страховке. Кроме того, в некоторых странах закон позволяет как бы менять одно произведение на другое. Поэтому если наш клиент продает работу, чтобы купить другую, существуют способы сделать это наименее затратным образом.
Перевод с английского Анны Савицкой
КомментарииВсего:6
Комментарии
Читать все комментарии ›
- 28.06Аукцион Christie’s принес рекордные $207 млн
- 21.06Импрессионисты и модернисты принесли Christie’s 145 млн
- 20.06Картина Миро ставит аукционный рекорд
- 29.05В Лондоне прошли аукционы русского искусства
- 10.05Продана самая дорогая картина Роя Лихтенштейна
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451984
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343496
- 3. Норильск. Май 1269090
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897795
- 5. Закоротило 822302
- 6. Не может прожить без ирисок 783218
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 760123
- 8. Коблы и малолетки 741337
- 9. Затворник. Но пятипалый 472239
- 10. ЖП и крепостное право 408066
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403565
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370896
Являюсь автором двух не имеющих аналогов в творчестве трансперсональных произведении в стиле супернатурализма. А именно: "НЕМАТЕРИАЛИЗОВАННОГО НИЧТО" и "КОЛХИДСКОЙ ПАРАДИГМИ". Произведении упакованы в двух "ПРЕДМЕТАХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ РОСКОШИ". Авторские права защищены. Сертификат упаковки и нотариальные авторские документы прилагаются. Стоимость "НЕМАТЕРИАЛИЗОВАННОГО НИЧТО" 1 000 000 001 долларов(произведение создано исключительно для истинного миллиардера). Ценность "КОЛХИДСКОЙ ПАРАДИГМИ" 77 748 469 312 грамм золота (магическое число С. Дали). Кто купит "НЕМАТЕРИАЛИЗОВАННОЕ НИЧТО" в истории мировой культуры человечества войдёт человеком материализующим "НЕМАТЕРИАЛИЗОВАННОЕ НИЧТО".
Покупая "НЕМАТЕРИАЛИЗОВАННОЕ НИЧТО", покупатель получает непревзойдённое никем и никогда в творчества УДОВОЛЬСТВИЕ - становится автором последнего произведения человека разумного. При покупке в подарок от меня получает "КОЛХИДСКУЮ ПАРАДИГМУ.
Я не имею возможности их выставит. не имею возможности про них опубликовать - нет денег. если есть кто поможет выставит готов обсудить предложения.