Оцените материал

Просмотров: 23002

Айвазовский и Баскиа встретились на фабрике

Анна Савицкая · 02/04/2009
Sotheby’s показывают топ-лоты предстоящих торгов в выставочном пространстве Baibakov Art Projects на «Красном Октябре»

©  Евгений Гурко

Глава отдела русского искусства Sotheby’s в Лондоне Джоанна Викери на фоне работы Исаака Бродского «Нянька с детьми»

Глава отдела русского искусства Sotheby’s в Лондоне Джоанна Викери на фоне работы Исаака Бродского «Нянька с детьми»

1—2 апреля в Москве проходит предаукционная выставка Sotheby’s, где выставлены произведения русского и западного искусства. На этот раз площадкой для ставшего уже традиционным весеннего показа стала фабрика «Красный Октябрь». Монументальные формы промышленной архитектуры XIX века, обшарпанные стены и кафельные полы идеально подходили для выставок «молодого» искусства Baibakov Art Projects, но произведения русских классиков вроде Айвазовского и Бродского в пространстве Карамельного цеха выглядят странно. Когда Ларри Гагосян показывал звезд западного искусства на шоколадной фабрике, это было концептуально: очень дорогие, но часто провокативные работы знаменитых художников были выставлены в запущенном здании, каждый квадратный метр которого на вес золота, потому что из окон видны Кремль и храм Христа Спасителя — главные символы нового российского процветания. Однако выставка консервативного и респектабельного западного аукционного дома в этом окружении заметно проигрывает, а сочетание стендов фирменного темно-синего цвета с золотым логотипом Sotheby’s и битого кафельного пола словно должно лишний раз напоминать о том, что для арт-рынка наступили непростые времена.

©  Евгений Гурко

Карамельный цех фабрики «Красный Октябрь». На первом стенде диптих «Приготовление блинов»  и «Портрет девочки с игрушками» Бориса Григорьева. Далее: Александр Косолапов. «Ленин Кока-кола»

Карамельный цех фабрики «Красный Октябрь». На первом стенде диптих «Приготовление блинов» и «Портрет девочки с игрушками» Бориса Григорьева. Далее: Александр Косолапов. «Ленин Кока-кола»

Выставка организована для того, чтобы проанонсировать в Москве сразу несколько серий аукционов ближайших трех месяцев: нью-йоркские торги русского искусства 22 апреля и аукцион импрессионистов и модернистов, а также современного искусства 5 и 12 мая. Кроме того, уже сейчас Sotheby’s решил показать московским клиентам несколько работ, которые будут продаваться в рамках лондонской русской недели в июне. Как всегда, привезли самое дорогое, но цены приятно удивляют. Так, самый дорогой русский лот — «Отплытие Колумба из Палоса» Ивана Айвазовского — можно будет приобрести 22 апреля в Нью-Йорке за $1—1,5 млн, хотя работы этой серии еще в прошлом году уходили на торгах Sotheby’s и MacdDougall за $1,6 и 1,8 млн соответственно.

По словам главы нью-йоркского русского отдела Сони Беккерман, было принято решение не повышать эстимейты и на работы ныне востребованного на рынке Бориса Григорьева. На аукцион выставлен его диптих «Приготовление блинов Crepes Suzette» (эстимейт $500—700 тыс.) 1930-х годов и «Портрет девочки с игрушками» (эстимейт $700—900 тыс). Спрос на работы художника постоянно растет (что подтверждается и обилием подделок). Достаточно вспомнить очень удачные продажи его «Пастуха в горах» и «Крестьян, играющих на дудке» — более чем по $3 млн — на нью-йоркском аукционе импрессионистов и модернистов (и это, заметим, не специализированные русские торги, рассчитанные прежде всего на отечественных коллекционеров!). Тогда рекорды Григорьева затмил сенсационный уход «Супрематической композиции» Малевича за $60 млн.

©  Евгений Гурко

Иван Айвазовский. Отплытие Колумба из Палоса

Иван Айвазовский. Отплытие Колумба из Палоса

Несмотря на кризис и значительную корректировку эстимейтов, Соне Беккерман удалось найти для апрельского аукциона любимые покупателями из России имена — это Айвазовский, без которого не обходятся ни одни приличные русские торги, Григорьев и Рерих с его былинно-русской стилистикой. В Москву привезли две работы Рериха — «Мистерия», с предварительной оценкой $300—500 тыс., и «Св. Меркурий Смоленский», эстимейт $500—700 тыс.

©  Евгений Гурко

Михаил Нестеров. Пересвет и Ослябя

Михаил Нестеров. Пересвет и Ослябя

Представленные на выставке лоты русского аукциона в Лондоне 9 июня выглядят поскромнее. Поиск вещей для аукциона еще продолжается, но то, что уже есть, не слишком впечатляет. Топ-лот пока что «Пересвет и Ослябя» Михаила Нестерова 1920-х годов (эстимейт ₤400—600 тыс.) — по стилю напоминает «Видение отроку Варфоломею», продававшееся в Нью-Йорке два года назад, только меньше размером и, конечно, подешевле: та работа ушла за £4,3 млн, но это были времена русского аукционного бума. Еще в июне будут продавать небольшого, отреставрированного до неузнаваемости Поленова — его «Барка» оценивается в ₤80—120 тыс.

Глава лондонского отдела русского искусства Джоанна Викери привезла в Москву сразу несколько работ советских художников. Среди них «Нянька с детьми» любимца вождей Исаака Бродского (эстимейт ₤300—500 тыс.). По иронии судьбы прежний владелец картины считал ее произведением кого-то из известных импрессионистов — тех, чей стиль в Советской России считался «формальным» и вредным для официального искусства. Кроме того, по желанию этого коллекционера холст был надставлен и дописан в верхней части. Только когда работу принесли в аукционный дом, автор был определен, а позднейшие изменения устранены.

©  Евгений Гурко

Олег Васильев. Ольга Михайловна и Наташа

Олег Васильев. Ольга Михайловна и Наташа

В рамках лондонской русской недели в июне наряду с аукционом классического искусства пройдут и торги, где будут продаваться работы современных художников. Последние два года эти торги проводились в феврале, но в этом году были перенесены на лето. По словам Джоанны Викери, на торги выставят как работы мэтров советского андеграунда, так и произведения более молодых художников. Викери рассказала, что современное отечественное искусство пользуется большим спросом среди западных коллекционеров, чем традиционное. Так, по-прежнему востребованной остается советская атрибутика. На выставке представлена подобная работа: в ней художник использует приемы поп-арта и сопоставляет профиль Ленина и эмблему кока-колы на красном фоне — «Ленин Кока-кола» Александра Косолапова оценивается организаторами торгов в ₤25—35 тыс. Также в Москву привезли работы Олега Васильева, Гриши Брускина и Георгия Кизевальтера.

©  Евгений Гурко

Альберто Джакометти. Кот

Альберто Джакометти. Кот

Впрочем, самые дорогие работы на выставке Sotheby’s отнюдь не русские произведения. Миллионными эстимейтами щеголяют топ-лоты торгов импрессионистов и модернистов, а также современного искусства. Импрессионисты представлены скульптурой Альберто Джакометти «Кот», оцененной в $16—22 млн, и пейзажем Эдварда Мунка «Лодки в Асгардстранд» (эстимейт $1,8—2,5 млн). Восьмизначные цифры не должны смущать: рекорд для работ Джакометти составляет $27,4 млн — именно за столько в мае прошлого года на Christie’s была продана его «Стоящая женщина», а «Вампир» Мунка уже в кризисные времена ушел за $38,1 млн (Sotheby’s, 3 ноября 2008 года). Из современного искусства привезли «Красного человека один» Жан-Мишеля Баскиа (эстимейт $4—6 млн) и две работы Энди Уорхола — «Цветы» и «Револьвер», оцененные в $400—600 тыс. и $350—450 тыс. соответственно.

Посмотреть всю галерею


Другие материалы раздела:
Беттина Крогеманн. Русский балет в европейском фарфоре, 01.04.2009
Елизавета Романова. TEFAF в плюсе, 23.03.2009
Анна Савицкая. Новая тактика аукционной игры, 17.03.2009
Все новости ›