Оцените материал

Просмотров: 16298

Торги широкого профиля

Анна Савицкая · 15/12/2008
Главный эксперт аукционного дома Res Raritas Сергей Короневский рассказал о принципах работы дома и его дальнейших планах

©  Евгений Гурко

Торги широкого профиля
Сообщения о том, что в Москве откроется аукционный дом Res Raritas, который будет проводить торги западной живописи, вызывали некоторое недоумение — считается, что у российских покупателей спросом пользуется исключительно отечественное искусство. Между тем первые торги, прошедшие в октябре и ноябре, продемонстрировали неплохие результаты. Достигнутый уровень цен оказался намного выше ожиданий организаторов, за некоторые работы покупатели в зале активно торговались. На последнем аукционе, например, намного превысило стартовую цену (240 тыс. рублей) голландское полотно начала XVII века «Богиня Церера, лежащая на фоне лесного пейзажа» — оно ушло примерно за 400 тысяч рублей.

©  Евгений Гурко

 «Богиня Церера, лежащая на фоне лесного пейзажа». Начало XVII века.
Дерево, масло, 46х64,5 см

«Богиня Церера, лежащая на фоне лесного пейзажа». Начало XVII века. Дерево, масло, 46х64,5 см

Однако амбициозный план продвижения в России западноевропейского искусства XVII — начала ХХ веков все же не вполне удался. Еще примеры «Гелоса» или «Совкома» показали, что специализированные торги в Москве не выдерживают конкуренции, а выживают лишь те, кто предлагает предметы на разный вкус. Специалисты Res Raritas решили принимать на аукционы как западное, так и русское серебро, различные предметы интерьера, русскую живопись. Невысокие цены удается удерживать благодаря небольшим комиссионным — всего 10%. Ноу-хау аукционного дома — отсутствие эстимейтов и резервных цен. В каталоге указываются только стартовые цены. Об этих и других особенностях работы Res Raritas рассказывает Сергей Короневский.

©  Евгений Гурко

Торги широкого профиля

©  Евгений Гурко

 Икона «Св. Артемий с предстоящими, житием и жизнеописанием». Мстёра.  XIX век. Кипарис, левкас, темпера. 36,5х31 см

Икона «Св. Артемий с предстоящими, житием и жизнеописанием». Мстёра. XIX век. Кипарис, левкас, темпера. 36,5х31 см

— Почему приоритетным направлением была выбрана именно западная живопись?

— Дело в том, что доверие к русскому искусству сильно подорвано валом подделок. Еще свежи воспоминания о том, как работы западных художников переписывали и, исправив подпись, выдавали за русскую реалистическую живопись. Действительно, все наши академики, от Айвазовского до Каменева и Киселева, учились за рубежом, и по манере они очень похожи на своих европейских современников. Поэтому мы решили предложить коллекционерам западную живопись высокого уровня, но по умеренным ценам.

— А как вы решаете проблему экспертизы?

— На русское искусство делаем почти всегда, на западное — реже. Если у покупателя возникает желание получить экспертное заключение, мы обращаемся к специалистам из Пушкинского музея.

©  Евгений Гурко

 Табакерка «Клавесин». Англия. Последняя четверть XVIII века. Медный сплав, эмаль, живописная эмаль, литье, золочение, монтировка.12х5,5х3,5 см

Табакерка «Клавесин». Англия. Последняя четверть XVIII века. Медный сплав, эмаль, живописная эмаль, литье, золочение, монтировка.12х5,5х3,5 см

Но ведь музеям запрещено проводить экспертизу?

©  Евгений Гурко

 Крюшонница

Крюшонница "Походный казан". 15 предметов. Россия. Рубеж XIX – XX веков. Серебро, литье, чеканка, гравировка, монтировка. Высота 53,5 см.



— Получить заключение на бланке музея по-прежнему можно, но сделать это теперь куда сложнее. Приходится обращаться в Министерство культуры, чтобы они сделали запрос в музей — и только тогда сотрудники могут провести экспертизу.

— Расскажите, пожалуйста, о наиболее интересных лотах предстоящих торгов?

— Самые старые предметы относятся к XVIII веку, это оловянный фонтан для вина из западной музейной коллекции (150 тыс. рублей) и две английские табакерки, украшенные эмалями (18 и 30 тыс.). Из русских вещей того же времени я бы отметил икону «Спас Смоленский» (400 тыс.). Ее приписывают кругу мастеров Оружейной палаты — Ирина Бусева-Давыдова, которая занимается этим периодом, видела икону и собирается включить ее в свою монографию.

— Вы почувствовали влияние финансового кризиса на общее состояние русского рынка искусства?

©  Евгений Гурко

 Икона «Спас Смоленский с предстоящими Сергием Радонежским и Макарием Калязинским». Первая четверть XVIII века. Круг мастеров  Оружейной палаты. Дерево, левкас, темпера. 134х82 см

Икона «Спас Смоленский с предстоящими Сергием Радонежским и Макарием Калязинским». Первая четверть XVIII века. Круг мастеров Оружейной палаты. Дерево, левкас, темпера. 134х82 см



— Экономические неурядицы, безусловно, сказываются. Пока не столько на платежеспособности клиентов, сколько на их настроении: покупатели выжидают. В России крупных сделок не совершается, рынок замер. На Западе дела обстоят гораздо лучше — русские торги прошли, по нынешним временам, очень удачно.

— Что по-прежнему остается востребованным на рынке?

— Всегда останется интерес к изделиям из серебра, особенно русским. Не страшен никакой кризис и русскому дереву начала ХХ века — от мебели до шкатулок. На ближайшем аукционе у нас будет резная аптечка по эскизу Елены Поленовой, из абрамцевских мастерских. Думаю, она вызовет интерес у покупателей.

— Судя по всему, Res Raritas продолжит проводить аукционы и в следующем году, несмотря на кризис. Каковы ваши ближайшие планы?

— В марте мы собираемся провести русские торги. Коллекция будет небольшой, но у нас уже есть несколько очень интересных предметов. Мы планируем выставить на аукцион императорскую вазу в стиле шинуазри эпохи Александра II. Это вещь музейного уровня, таких известно все две: одна — в Эрмитаже, вторая — в Петергофе. Но всех секретов я пока раскрывать не стану.

Посмотреть галерею полностью


Другие материалы рубрики:
Ольга Абрамова. Пух перед Рождеством, 12.12.2008
Анна Арутюнова. Пилюли для коллекционеров, 10.12.2008
Старые знакомые, 2.12.2008

Ссылки

 

 

 

 

 

Все новости ›