Изящная рука Натальи Курниковой спасла русские торги Christie’s от полного провала
Торги Christie’s, состоявшиеся 26 ноября, вопреки сдержанному оптимизму русского отдела аукционного дома, прошли не слишком удачно. Несмотря на то что продано 59% лотов, общая сумма составила всего £7,9 млн. Неутешительный результат можно считать закономерным следствием фатального сочетания двух факторов: очень небольшого числа действительно интересных работ и чрезвычайно высоких цен. Многие из выставленных вещей уже появлялись на русских торгах более ранних лет, не говоря уже о нескольких топ-лотах, которые фигурировали и на Christie’s, и на Sotheby’s в прошлом году. Особенно показательным примером стали «Обнаженные купальщицы» Александра Яковлева, которые были выставлены на русских торгах Sotheby’s в Нью-Йорке в апреле 2007 года с эстимейтом $450—550 тыс. и ушли по верхнему эстимейту. В этом году оценка специалистов Christie’s была существенно выше — £1,2—1,5 млн, и, как и следовало ожидать, работа не продалась.В целом из 22 топ-лотов первой сессии торгов более половины не нашли покупателя. Среди них и два ранних графических эскиза Малевича. Очевидное желание сыграть на сенсационном успехе «Супрематической композиции» на нью-йоркских торгах Sotheby’s в начале ноября не принесло ожидаемого результата. Нижний эстимейт в £300 тыс. оказался непреодолимой планкой. Не вызвали достаточного интереса работы Константина Сомова: «Открытая дверь в сад» (эстимейт £500—700 тыс.) и «Боксер» (эстимейт £600—900 тыс). Последняя вещь уже побывала на русских торгах Christie’s в прошлом ноябре в составе большой парижской коллекции работ художника и была продана за £580 тыс. В этом году «Боксер» сумел преодолеть лишь три шага от стартовой цены и остановился на отметке в £390 тыс. Повторная продажа произведения искусства на аукционных торгах спустя столь непродолжительный промежуток времени всегда вызывает немало вопросов, а потому отсутствие интереса к этому лоту можно считать вполне закономерным.
Примечательно, что в первой, наиболее важной части аукциона не появилось ни одной работы Айвазовского. Несколько марин были представлены позже — в ряду менее дорогих работ художников «второго эшелона». С одной стороны, это можно объяснить тем, что для нынешних торгов не удалось найти работ достаточно высокого уровня. С другой — очевидно, что имя Айвазовского больше нельзя считать обязательным залогом успешных продаж.
Почти все топ-лоты, которые удалось продать, ушли ниже эстимейтов. Хорошим результатом можно считать продажу «Цветочницы» Алексея Харламова за £600 тыс. В 2006 году его «Маленькая швея», с очень похожим сюжетом, выставлялась на русских торгах Bonhams и была продана за £610 тыс., а в июне 2008-го «Девочка, выдувающая мыльные пузыри» ушла за £568 тыс. Хоть предварительная оценка Christie’s на этот раз была несколько завышена, работа ушла по реальной рыночной цене.
Самой дорогой сделкой дня, вызвавшей едва сдерживаемый вздох облегчения у организаторов, стала продажа ведущего лота торгов — «Натюрморта с арбузами» Натальи Гончаровой (эстимейт £1,5—2 млн). После непродолжительной борьбы лот ушел за £1,35 млн к Наталье Курниковой. По шутливому замечанию одного из русских дилеров, присутствующих в зале, именно изящная рука г-жи Курниковой спасла русские торги Christie’s от полного провала.
Бесспорными звездами аукциона стали молодые крестьянки Абрама Архипова. Первая, под номером 266, превысив верхний эстимейт (£100—150 тыс.) более чем в два раза, ушла за £360 тыс. к покупателю в зале. Вторая, «Крестьянка в красной шали» (лот 368, эстимейт £150—200 тыс.), выставленная во второй сессии, вызвала не меньшее оживление и была приобретена за £460 тыс. русским участником торгов. Этот эпизод стал единственным энергетическим всплеском второй части аукциона, завершившейся 70 непроданными лотами, среди которых были Семирадский, Серебрякова, Айвазовский, Левитан, Фальк, Сарьян, Богданов-Бельский, а также большинство выставленных на торги нонконформистов.
Заметно было активное участие коллекционеров с Украины, а также уверенное присутствие покупателей из других стран СНГ, преимущественно из бывших республик Средней Азии. Две работы на восточную тематику: Франц Рубо «Сумерки в военном лагере» и Рихард Зоммер «Самарканд. Узбекистан» — ушли именно туда. Возможно, вовлечение в игру этих сравнительно новых и свежих сил со временем окажет стабилизирующее влияние на русский арт-рынок.
Еще по теме:
Мэтью Баун. «В России кризиса нет»?, 25.11.2008
Анна Арутюнова. Гид по аукционам, 17.11.2008
Анна Савицкая. Гончарова подешевела, 25.11.2008
Ссылки
- 28.06Аукцион Christie’s принес рекордные $207 млн
- 21.06Импрессионисты и модернисты принесли Christie’s 145 млн
- 20.06Картина Миро ставит аукционный рекорд
- 29.05В Лондоне прошли аукционы русского искусства
- 10.05Продана самая дорогая картина Роя Лихтенштейна
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3588921
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2382376
- 3. Норильск. Май 1277116
- 4. ЖП и крепостное право 1111093
- 5. Самый влиятельный интеллектуал России 900313
- 6. Закоротило 825858
- 7. Не может прожить без ирисок 799614
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 769952
- 9. Коблы и малолетки 748643
- 10. Затворник. Но пятипалый 485299
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 418222
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 378415