Оцените материал

Просмотров: 16258

Christie’s остался на плаву

Елизавета Романова · 27/11/2008
Изящная рука Натальи Курниковой спасла русские торги Christie’s от полного провала

©  Christie’s

 Абрам Архипов. Молодая крестьянка. 1920-е. Холст, масло, 121.9 x 93.3 см

Абрам Архипов. Молодая крестьянка. 1920-е. Холст, масло, 121.9 x 93.3 см

Торги Christie’s, состоявшиеся 26 ноября, вопреки сдержанному оптимизму русского отдела аукционного дома, прошли не слишком удачно. Несмотря на то что продано 59% лотов, общая сумма составила всего £7,9 млн. Неутешительный результат можно считать закономерным следствием фатального сочетания двух факторов: очень небольшого числа действительно интересных работ и чрезвычайно высоких цен. Многие из выставленных вещей уже появлялись на русских торгах более ранних лет, не говоря уже о нескольких топ-лотах, которые фигурировали и на Christie’s, и на Sotheby’s в прошлом году. Особенно показательным примером стали «Обнаженные купальщицы» Александра Яковлева, которые были выставлены на русских торгах Sotheby’s в Нью-Йорке в апреле 2007 года с эстимейтом $450—550 тыс. и ушли по верхнему эстимейту. В этом году оценка специалистов Christie’s была существенно выше — £1,2—1,5 млн, и, как и следовало ожидать, работа не продалась.

©  Christie’s

 Алексей Харламов. За плетением венка. Холст, масло. 73,6 x 103,5

Алексей Харламов. За плетением венка. Холст, масло. 73,6 x 103,5

В целом из 22 топ-лотов первой сессии торгов более половины не нашли покупателя. Среди них и два ранних графических эскиза Малевича. Очевидное желание сыграть на сенсационном успехе «Супрематической композиции» на нью-йоркских торгах Sotheby’s в начале ноября не принесло ожидаемого результата. Нижний эстимейт в £300 тыс. оказался непреодолимой планкой. Не вызвали достаточного интереса работы Константина Сомова: «Открытая дверь в сад» (эстимейт £500—700 тыс.) и «Боксер» (эстимейт £600—900 тыс). Последняя вещь уже побывала на русских торгах Christie’s в прошлом ноябре в составе большой парижской коллекции работ художника и была продана за £580 тыс. В этом году «Боксер» сумел преодолеть лишь три шага от стартовой цены и остановился на отметке в £390 тыс. Повторная продажа произведения искусства на аукционных торгах спустя столь непродолжительный промежуток времени всегда вызывает немало вопросов, а потому отсутствие интереса к этому лоту можно считать вполне закономерным.

Примечательно, что в первой, наиболее важной части аукциона не появилось ни одной работы Айвазовского. Несколько марин были представлены позже — в ряду менее дорогих работ художников «второго эшелона». С одной стороны, это можно объяснить тем, что для нынешних торгов не удалось найти работ достаточно высокого уровня. С другой — очевидно, что имя Айвазовского больше нельзя считать обязательным залогом успешных продаж.

©  Christie’s

 Наталья Гончарова. Натюрморт с арбузами. Холст, масло. 118,8 x 106

Наталья Гончарова. Натюрморт с арбузами. Холст, масло. 118,8 x 106

Почти все топ-лоты, которые удалось продать, ушли ниже эстимейтов. Хорошим результатом можно считать продажу «Цветочницы» Алексея Харламова за £600 тыс. В 2006 году его «Маленькая швея», с очень похожим сюжетом, выставлялась на русских торгах Bonhams и была продана за £610 тыс., а в июне 2008-го «Девочка, выдувающая мыльные пузыри» ушла за £568 тыс. Хоть предварительная оценка Christie’s на этот раз была несколько завышена, работа ушла по реальной рыночной цене.

Самой дорогой сделкой дня, вызвавшей едва сдерживаемый вздох облегчения у организаторов, стала продажа ведущего лота торгов — «Натюрморта с арбузами» Натальи Гончаровой (эстимейт £1,5—2 млн). После непродолжительной борьбы лот ушел за £1,35 млн к Наталье Курниковой. По шутливому замечанию одного из русских дилеров, присутствующих в зале, именно изящная рука г-жи Курниковой спасла русские торги Christie’s от полного провала.

©  Christie’s

 Абрам Архипов. Молодая крестьянка. 1920-е. Холст, масло, 121.9 x 93.3 см

Абрам Архипов. Молодая крестьянка. 1920-е. Холст, масло, 121.9 x 93.3 см



Бесспорными звездами аукциона стали молодые крестьянки Абрама Архипова. Первая, под номером 266, превысив верхний эстимейт (£100—150 тыс.) более чем в два раза, ушла за £360 тыс. к покупателю в зале. Вторая, «Крестьянка в красной шали» (лот 368, эстимейт £150—200 тыс.), выставленная во второй сессии, вызвала не меньшее оживление и была приобретена за £460 тыс. русским участником торгов. Этот эпизод стал единственным энергетическим всплеском второй части аукциона, завершившейся 70 непроданными лотами, среди которых были Семирадский, Серебрякова, Айвазовский, Левитан, Фальк, Сарьян, Богданов-Бельский, а также большинство выставленных на торги нонконформистов.

Заметно было активное участие коллекционеров с Украины, а также уверенное присутствие покупателей из других стран СНГ, преимущественно из бывших республик Средней Азии. Две работы на восточную тематику: Франц Рубо «Сумерки в военном лагере» и Рихард Зоммер «Самарканд. Узбекистан» — ушли именно туда. Возможно, вовлечение в игру этих сравнительно новых и свежих сил со временем окажет стабилизирующее влияние на русский арт-рынок.

Еще по теме:
Мэтью Баун. «В России кризиса нет»?, 25.11.2008
Анна Арутюнова. Гид по аукционам, 17.11.2008
Анна Савицкая. Гончарова подешевела, 25.11.2008

Ссылки

Все новости ›