Глава русского отдела Christie's АЛЕКСЕЙ ТИЗЕНГАУЗЕН рассказал OPENSPACE.RU о том, что предложат российским коллекционерам на аукционе живописи 26 ноября
Алексей Тизегаузен, глава русского отдела Christie’s. Вверху - картина Константина Сомова «Дверь в сад». 1938. Холст, масло. 64,5х54см. Внизу – «Абстрактная композиция с палитрой» Натальи Гончаровой. Холст, смешанная техника. 73,6х50,2см
— Каждый год в ноябре проходят самые важные торги русского искусства в Лондоне. Думаю, в этом году нам удалось собрать интересную коллекцию и картин, и декоративно-прикладного искусства. На этот раз мы сделали два каталога живописи. Один — из самых значительных работ, другой — из вещей просто высокого уровня.
— Почему вы решили разделить торги русской живописи на два аукциона и по каким критериям?
— Первый аукцион мы постарались сделать максимально интересным, разнообразным и в то же время небольшим. Мы выбрали для него лучшие лоты — картины Натальи Гончаровой, Александра Яковлева, Кузьмы Петрова-Водкина, Александры Экстер. Это не значит, что второй каталог живописи хуже. Например, там есть Франц Рубо — он всегда хорошо продается, но цены на его работы пока не очень высокие. Изображение Кавказа («Военный лагерь вечером», эстимейт £50—70 тыс.) я бы даже хотел иметь дома.
— Как собиралась коллекция предстоящих аукционов живописи?
— Чтобы строить коллекцию, нужны вещи, или, есть такое ужасное слово — «товар». Нам приносят картины, мы выбираем то, что нам нравится. Конечно, когда вы составляете каталог, то думаете, что хотели бы иметь два Шишкина, два Айвазовских, два Сурикова, три Похитонова — но это не ГУМ, и так не получается!
Например, на наших аукционах в последние два-три года регулярно появлялись работы одного художника; кто-то тогда хохотал, кто-то краснел, но покупали их очень хорошо. Я имею в виду эротическую графику Зичи. Когда я первый раз включил их в каталог русских торгов, многие возмущались. Но они были востребованы, многие коллекционеры искали именно рисунки Зичи. В этот раз я бы, может, и хотел поставить его работы, но, извините, не нашел — их сейчас нет на рынке.
— Как меняются вкусы русских покупателей и рынок русского искусства в целом в последние годы?
— С каждым годом становится все трудней и трудней находить новые работы. Рынок развивается, и люди хотят покупать только солидные вещи, они больше не собирают мелочь. Главным критерием стало качество. Коллекционеры теперь играют большую роль в процессе — раньше у них были консультанты, теперь собирают сами и хотят собирать «имена». Наши клиенты теперь решают, что покупать, опираясь на собственный вкус.
Казимир Малевич. Рисунок на обороте композиции «Жнецы», выполненный карандашом на бумаге, наклеенной на картон
Казимир Малевич. Рисунок на обороте композиции «Жнецы», выполненный карандашом на бумаге, наклеенной на картон
— Прежде всего, графика Малевича большая редкость для рынка. Когда мне позвонили и предложили его работу, я отнесся к этому скептически. Нам регулярно предлагают якобы Малевича, но это не имеет никакого к нему отношения. Однако владелец настаивал, и я согласился посмотреть, как оказалось, не зря. Коллекционер рассказал, что после приобретения акварели он начал ее подробно изучать — даже сделал экспертизу в Третьяковке у Елены Михайловны Жуковой. Сотрудники музея тоже не сразу поверили своим глазам, но это действительно был Малевич, притом первоклассный. Один лот, акварель «Жнецы» 1912—1913 годов, и еще три рисунка с оборота (эстимейт £300—500 тыс.) — ранние зарисовки: наброски обнаженной натуры и изображения глаза периода кубофутуризма. Это уникальный случай, когда по одной работе можно проследить весь творческий путь художника.
— В первом каталоге аукциона живописи 26 ноября сразу несколько работ Константина Сомова, и две из них — уже были на аукционах Christie’s. Насколько я знаю, все они происходят из одного собрания. Расскажите, пожалуйста, о провенансе этих картин.
— Я очень рад, что Сомов, который опубликован на обложке («Дверь в сад», эстимейт £500—700 тыс.), вернулся. Я объясню, почему: эту работу мы продали в 1991 году с трудом за £6 тыс. Это вещь из одной известной французской коллекции, распродажу которой мы проводили в прошлом году. Владельцы собрания — семья, в которой художник прожил последние годы своей жизни. Когда он умер, у них остались практически все его поздние вещи, а также личный архив.
Я могу рассказать, как впервые попал в эту семью. В том же 1991-м ко мне пришла жена того самого человека, который был другом художника, и предложила мне работы Сомова. Как вы понимаете, рынка русского искусства тогда не было. Я решил выставить на аукцион пять его картин, продать, правда, удалось только три. На этом история, казалось, и закончилась, и я позабыл о них. Но три года назад, когда рынок достиг своего пика и Сомов попал в число самых дорогих русских художников, я вспомнил об этих работах и стал искать этих людей. Я помнил, что у женщины был сын, который жил где-то под Парижем, и попросил своего помощника разыскать его. Помог случай: мне позвонила коллега из парижского отдела импрессионистов и модернистов и рассказала, что им предлагали картины некоего Сомова. Она спросила: «Имя Сомов что-нибудь говорит тебе?» Знаете, на следующий день я уже был в Париже. Зашел к ним, посмотрел картины и назвал примерные цены — триста, сто пятьдесят тысяч и так далее. Человек, владелец собрания, мне ответил: «Это несерьезно. Они не могут столько стоить». Однако год назад распродажа коллекции Сомова прошла очень успешно. Сейчас одна из работ, продававшихся на том аукционе, «Боксер» (эстимейт £600—900 тыс.), опять попала на торги, и я думаю, что она уйдет за большие деньги.
— Наконец последний вопрос. Когда вы составляли каталог этих торгов, ставили эстимейты, учитывали ли вы нынешнюю непростую экономическую ситуацию?
— Все меня спрашивают о кризисе. Просят делать какие-то прогнозы. Что я могу сказать? Да, кризис есть, и мы это учитываем. Мы сняли несколько работ с аукциона еще до того, как каталог ушел в печать. Но я убрал только те работы, которые посчитал слабыми.
Однако я не менял цены на топ-лоты. Их владельцы звонили мне, чтобы узнать, не снял ли я их картины с аукциона. Я отвечал, что не знаю, почему они меня об этом спрашивают. Да, может быть, иногда просыпаюсь ночью — думаю о предстоящем аукционе, о кризисе, — но о вашем лоте я и не вспоминал. Ведь дорогие и качественные вещи всегда будут востребованы.
Еще по теме:
Анна Арутюнова. Гид по аукционам, 17.11.2008
Анна Савицкая. Вера как залог успеха, 13.11.2008
Christie’s против кризиса, 16.10.2008
Анна Савицкая. Предаукционный десант, 9.10.2008
Иеремия Херцог. Русская неделя: что покупать на Sotheby’s и Christie’s, 7.06.2008
Иеремия Херцог. Что (не) покупать: Christie’s, 4.02.2008
Иеремия Херцог. Итоги торгов: сеанс разоблачения, 19.06.2008
Ссылки
- Анна Арутюнова. Гид по аукционам, 17.11.2008
- Анна Савицкая. Вера как залог успеха, 13.11.2008
- Christie’s против кризиса, 16.10.2008
- Анна Савицкая. Предаукционный десант, 9.10.2008
- Иеремия ХЕРЦОГ:
- Иеремия Херцог. Русская неделя: что покупать на Sotheby’s и Christie’s, 7.06.2008
- Иеремия Херцог. Что (не) покупать: Christie’s, 4.02.2008
- Иеремия Херцог. Итоги торгов: сеанс разоблачения, 19.06.2008
- 28.06Аукцион Christie’s принес рекордные $207 млн
- 21.06Импрессионисты и модернисты принесли Christie’s 145 млн
- 20.06Картина Миро ставит аукционный рекорд
- 29.05В Лондоне прошли аукционы русского искусства
- 10.05Продана самая дорогая картина Роя Лихтенштейна
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3438055
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2338319
- 3. Норильск. Май 1268259
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897608
- 5. Закоротило 822012
- 6. Не может прожить без ирисок 781563
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758015
- 8. Коблы и малолетки 740643
- 9. Затворник. Но пятипалый 470744
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402750
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370242
- 12. Винтаж на Болотной 343072