Эксперт аукционного дома Christie’s Мария Паффити рассказала OPENSPACE.RU о рынке икон и предстоящих торгах 24 и 27 ноября в Лондоне
Отдел икон Christie’s — один из самых молодых и бурно развивающихся. Всего за три года общая сумма продаж выросла с £77 тыс. до £7 млн. Этот год обещает стать не менее успешным — после июньских русских торгов общая сумма уже достигла £3,8 млн. Глава отдела Мария Паффити согласилась поделиться секретами успеха на рынке и рассказать о работе, предшествующей аукционам икон.— Мария, сколько лет вы руководите отделом икон Christie’s?
— Я пришла в Сhristie’s в конце 2005 года, и тогда иконы находились в ведении департамента предметов из серебра, миниатюр и древностей. Растущий интерес к этой области в последние годы привел к тому, что отдел икон стал самостоятельным, и мы начали проводить отдельные торги.
— Сколько раз в год продаются иконы на Christie’s?
— Сейчас мы проводим торги дважды в год в рамках русской недели в Лондоне, в июне и ноябре, а также включаем стринг икон в состав других, менее значительных торгов, которые проходят не только на Кинг-cтрит, но и в Саут-Кенсингтон, где традиционно представлены более доступные вещи. Кроме того, в апреле следующего года иконы впервые появятся на русских торгах в Нью-Йорке.
— Ваш отдел занимается иконами и византийским искусством разных эпох и регионов. Другое направление — древнерусское искусство. Скажите, иконы какого времени наиболее часто встречаются на рынке?
— Одна из самых ранних из проданных нами русских икон — «Рождество Христово», написанное около 1500 года (аукцион 13 декабря 1995 года, £265,5 тыс.). На ближайших торгах будет икона самого конца XV века — «Богоматерь Тихвинская» московской школы (лот 18, эстимейт £200—300 тыс.), но в основном на аукционах представлена русская иконопись XVI — начала ХХ веков.
— Много ли русских коллекционеров среди клиентов вашего отдела?
— Русские коллекционеры, живущие как в России, так и за ее пределами, — наши главные покупатели. Это касается не только русских икон. Все наиболее значительные византийские и критские иконы на последних торгах тоже были куплены русскими. Их интерес обеспечивает этому сегменту неизменный рост. Однако они приобретают только вещи высокого качества.
— Как вам удается находить работы для торгов? Ведь вывоз старинного искусства, в том числе икон, из России запрещен. Те же правила, насколько мне известно, действуют и в Греции.
— В нашем каталоге нет ни одной вещи, привезенной из России, Греции и Кипра, все лоты происходят из частных западных коллекций — из Европы, Америки и даже Японии. Работы, представленные на торги, были проверены министерством культуры Великобритании — мы выясняли, не были ли они украдены и не находятся ли в розыске. Что касается русских икон, то мы всегда направляем запросы с фотографиями в Росохранкультуру. Наш главный принцип: никогда не выставлять на аукцион предметы с сомнительным провенансом.
— Откуда же берется такое количество православных икон на западных аукционах?
— Основная часть русского искусства попала на Запад после революции 1917 года. В эмиграцию русские увозили именно иконы, ведь это религия. Позднее советское правительство официально продавало православное искусство за границу — так оно оказалось в частных западных коллекциях.
— Как вы поступаете с предметами, нелегально вывезенными в 1970—1980-е годы из Советского Союза, никем не учтенными и мало кому известными?
— Мы делаем все, чтобы эти работы не попали на наши торги. Я считаю, что аукционы во многом способствуют тому, чтобы рынок икон становился более прозрачным — после того как изображение иконы появилось в нашем каталоге, ее намного труднее украсть и перепродать, она уже известна большему числу коллекционеров и специалистов.
— Кроме огромного количества вещей с «криминальным прошлым» и вывезенных контрабандой, рынок икон полон подделок. Даже для подлинных вещей необходимо определить время создания и школу. Как вы решаете эти проблемы?
— Я считаю, что достаточно хорошо разбираюсь в иконах. Когда мне необходимо подкрепить свои соображения по поводу той или иной вещи мнением специалиста, я обращаюсь к российским ученым и музейным экспертам. Разумеется, я долго изучала эту область и продолжаю узнавать что-то новое в процессе работы, но я не могу знать все. Поэтому для нас так важны тесные контакты с византинистами и учеными, занимающимися иконами в России.
— Как формируются цены на предметы православного искусства?
— Существует множество факторов, которые влияют на цену произведения искусства. Когда видишь новую вещь, задаешь себе вопрос, подлинная ли она и насколько хорошо выполнена. Произведение пусть и V века, но плохого качества, конечно, имеет историческую ценность, но стоить может значительно дешевле первоклассной работы более позднего периода, например XVI или даже начала ХХ века.
Святой Благоверный князь Владимир. Серебряный оклад с позолотой и эмалью. Именник Ивана Тараброва с фабричным клеймом Ореста Петровича Курлюкова. Москва,1895 г. 31,3×27,1 см
На цену влияет и редкость. Так, византийский сосуд VI—VII веков в форме голубя (лот 40, эстимейт £150—200 тыс.), который появится на нашем аукционе 24 ноября, — уникальная вещь. Я не знаю прецедентов появления аналогичных сосудов на рынке, а из музейных работ эту вещь можно сравнить лишь с одним из экспонатов музея Метрополитен. Определять эстимейт было очень сложно, но я опиралась на данные о продажах других редких византийских предметов этого времени.
Цена зависит и от материала и сохранности работы. Например, резная фигура святого Георгия из слоновой кости (лот 48) сохранилась со значительными утратами, однако уровень исполнения и редкость позволили оценить ее в £75—95 тыс. Что касается ранних икон, то их часто многократно переписывали, и это значительно снижает стоимость.
— Влияет ли на стоимость иконы ее сюжет?
— Излюбленными сюжетами русских коллекционеров стали изображения Богоматери — Владимирской, Тихвинской или Казанской, а также образы столь популярного в России Николая Чудотворца. Естественно, это влияет на цену. Например, очень поздняя икона (XVIII век) Святого Владимира — князя, обратившего Русь в православие, — должна иметь большой успех среди русских коллекционеров, я оценила ее в £40—60 тыс. Аналогичное изображение другого святого, думаю, было бы менее востребовано. Кроме того, покупатели предпочитают наиболее оптимистичные из христианских сюжетов — например, яркое и праздничное изображение Рождества покупают охотнее, чем иконы «Успение» или «Распятие».
Еще по теме:
Анна Арутюнова. Из деревни в музей
Иеремия Херцог. Иконы на Christie’s
Ссылки
- 28.06Аукцион Christie’s принес рекордные $207 млн
- 21.06Импрессионисты и модернисты принесли Christie’s 145 млн
- 20.06Картина Миро ставит аукционный рекорд
- 29.05В Лондоне прошли аукционы русского искусства
- 10.05Продана самая дорогая картина Роя Лихтенштейна
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3457046
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2346705
- 3. Норильск. Май 1274439
- 4. ЖП и крепостное право 990211
- 5. Самый влиятельный интеллектуал России 899446
- 6. Закоротило 824813
- 7. Не может прожить без ирисок 793958
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 767302
- 9. Коблы и малолетки 746120
- 10. Затворник. Но пятипалый 480698
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 411803
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 375821