Оцените материал

Просмотров: 22430

Фаберже на пути от монархов к олигархам

Анна Савицкая · 07/11/2008
Sotheby’s привез в Москву коллекцию для тех, кто хочет снискать славу спасителя национального достояния, но пока не знает как

©  Евгений Гурко

 Ольга Вайгачёва показывает топ-лот аукциона 24 ноября

Ольга Вайгачёва показывает топ-лот аукциона 24 ноября

Sotheby’s проводит в Историческом музее очередную выставку — на суд московских клиентов представили около 30 предметов декоративно-прикладного искусства. В основном это изделия фирмы Карла Фаберже, столь любимые российскими коллекционерами. В последние годы к традиционному ажиотажу русских покупателей вокруг работ Фаберже добавился еще один аспект — желание обладать именно теми вещами, которые некогда принадлежали членам царской семьи. Цены на такие предметы растут пропорционально спросу, порой вопреки здравому смыслу — достаточно вспомнить покупку Виктором Вексельбергом коллекции императорских яиц Фаберже у семьи Форбс за сумму, превышающую $100 млн.

©  Евгений Гурко

 Михаил Перхин. Рамка в золотой оправе. Боуэнит. Ок. 1890

Михаил Перхин. Рамка в золотой оправе. Боуэнит. Ок. 1890


Большая часть предметов была подарена в период с конца XIX до начала ХХ века датской принцессе Тире ее сестрой — императрицей Марией Федоровной, женой  Александра III. Изделие Фаберже уже давно стало синонимом «царского подарка», поэтому специалисты Sotheby’s уже не в первый раз делают ставку на русского покупателя — аукцион включили в лондонскую русскую неделю (он пройдет 24 ноября), а выставку топ-лотов привезли в Москву.

©  Евгений Гурко

 Печать-подвеска. Федор Афанасьев. Агат, золото, эмаль. 1908-1910

Печать-подвеска. Федор Афанасьев. Агат, золото, эмаль. 1908-1910


Не будет преувеличением сказать, что именно русской императрице Карл Фаберже обязан своей мировой славой — она познакомила с его изделиями королевские дома Европы. Мария Федоровна состояла в родстве чуть ли не с половиной европейских монархов, а ее отца, короля Кристиана IX, прозвали «тестем Европы». Иногда все члены семьи съезжалась в Данию, и каждый раз перед поездкой Мария Федоровна покупала у Карла Фаберже подарки своим родственникам.

©  Евгений Гурко

 Эмалированная коробочка. Томас Иди и Ко. Лондон. 1906

Эмалированная коробочка. Томас Иди и Ко. Лондон. 1906


Одним из популярных сувениров в монарших семьях были резные фигурки животных, выполненные из полудрагоценных камней. На выставке представлены две вещи подобного типа с эстимейтом £30—50 тыс. — крошечная статуэтка голубя из обсидиана и фигурка кошки из агата. Одно из самых больших собраний резных статуэток животных работы Фаберже находится в Британской королевской коллекции. Как рассказала Ольга Вайгачева, специалист по декоративно-прикладному искусству Sotheby’s в Лондоне, Мария Федоровна несколько раз дарила такие фигурки своей сестре, британской королеве Александре, которой они понравились так, что она решила собрать из них коллекцию и заказала Карлу Фаберже целый «зоопарк» статуэток.

©  Евгений Гурко

 Генрик Вигстрем. Печать. Золото трех цветов, эмаль, боуэнит. 1899-1908

Генрик Вигстрем. Печать. Золото трех цветов, эмаль, боуэнит. 1899-1908


Центральным экспонатом выставки, а также и топ-лотом лондонского аукциона станет небольшая (всего 7,5 см высотой) рамка для фотографии в форме сердца. Сохранилась прилагавшаяся к ней записка Марии Федоровны: «Моей любимой Тире, в канун Рождества 1905». Рамка выполнена в сложной технике гильошированной эмали, а само изображение окаймлено жемчугом. Вместо фотографии в рамку вставлен миниатюрный портрет Марии Федоровны, выполненный датчанином, работавшим в Санкт-Петербурге, Зигнедом Зенграфом. Специалисты Sotheby’s оценили предмет в £60—80 тыс., однако рассчитывают, что в ходе торгов его цена поднимется.

©  Евгений Гурко

 Генрик Вигстрем. Пудреница. Золото двух цветов, позолоченное серебро, зеленая гильошированная эмаль. 1908-1917

Генрик Вигстрем. Пудреница. Золото двух цветов, позолоченное серебро, зеленая гильошированная эмаль. 1908-1917


Несколько дешевле, с эстимейтом £40—60 тыс., будет выставлен на торги другой подарок русской императрицы — настольный звонок из эмали лавандового цвета и белой гильошированной эмали. И звонок, и рамка были выполнены мастером фирмы Фаберже Михаилом Перхиным.

©  Евгений Гурко

 Михаил Перхин. Настольный звонок. Золото двух цветов, гильошированная эмаль. 1899-1903

Михаил Перхин. Настольный звонок. Золото двух цветов, гильошированная эмаль. 1899-1903


Однако не все вещи в коллекции стоят заоблачных денег. Есть среди привезенных в Москву лотов и недорогие, но очень изящные. Правда, это уже не предметы русского искусства, а европейские вещи. Например, рамки для фотографий фирмы Картье оценены всего в £1 тыс. По словам Ольги Вайгачевой, французский ювелир подражал работам Карла Фаберже.

©  Евгений Гурко

 Даррен Блумкуист показывает золотой коробок для восковых спичек. Ок. 1890

Даррен Блумкуист показывает золотой коробок для восковых спичек. Ок. 1890

Некоторые изделия столь миниатюрны и замысловаты, что вспоминаешь подкованную Левшой блоху. Например, крошечная настольная печать из золота, выполненная в форме гири. Печать раскрывается, и внутри можно найти две фотографии — греческого короля Георга и его жены Ольги. Как рассказал Дарен Блумквист, специалист по декоративно-прикладному искусству Sotheby’s (Лондон): «Скорее всего, печать была заказана по случаю годовщины свадьбы Георга и Ольги, а позже подарена принцессе Тире Датской». Вообще, печати часто выбирались в качестве подарков — например, печать с рукояткой в форме рыбки (эстимейт £12—18 тыс.). На месте для печати нет гравировки — она никогда не использовалась по назначению, а была лишь украшением. Рукоятка выполнена из бовенита, сама печать — из золота и украшена эмалью. По словам Блумквиста, «бовенит — один из излюбленных материалов Фаберже. Его чистота и прозрачность позволяли выполнять самые разные фигуры».

После смерти принцессы Тиры Датской коллекция несколько раз меняла владельцев, однако всегда оставалась в датской королевской семье. Теперь наследники приняли решение о продаже собрания. Не называя имени нынешнего владельца, Ольга Вайгачева все же упомянула, что часть средств, вырученных от продажи коллекции, пойдет на создание кукольного музея в Лаубахе. Но собрание, более ста лет находившееся в одной семье, скорее всего, вновь разойдется «на подарки» и окажется рассредоточенным по всему миру, если, конечно, срочно не найдется очередной олигарх. А он, похоже, не найдется, потому что до аукциона остается меньше трех недель, а, по словам Михаила Каменского, никаких предложений о выкупе всего собрания в Sotheby’s до сих пор не поступало.

©  Евгений Гурко

 Рамка. Серебро, позолота, эмаль, жемчуг. Ок. 1890

Рамка. Серебро, позолота, эмаль, жемчуг. Ок. 1890

 

 

 

 

 

Все новости ›