Оцените материал

Просмотров: 39245

Загадки старых мастеров

Анна Савицкая · 06/11/2008
На торгах 10—11 ноября в Амстердаме будут и школа Рембрандта, и мастерская Рубенса, но лучше обратить внимание на скромных малых голландцев

©  Sotheby’s

 Виллем Клас Хеда. Натюрморт с бокалом. 1630. 41,5х57,3

Виллем Клас Хеда. Натюрморт с бокалом. 1630. 41,5х57,3

Крупные торги старых мастеров проводятся в среднем дважды в год — именно там с молотка уходят шедевры Хальса и Ватто за шести-, а если повезет, и семизначные суммы. Аукционы старинной живописи 10 и 11 ноября в Амстердаме — вполне рядовые, там не будет громких имен. Такие торги проходят в различных городах Европы гораздо чаще, и их завсегдатаями становятся коллекционеры и дилеры, прицельно занимающиеся этим искусством. Цены здесь весьма демократичные — не выше €300 тысяч, а какой-нибудь старинный пейзаж, правда с сомнительной атрибуцией, можно купить и за €3—4 тысячи.

©  Christie’s

 Лукас Кранах Старший и мастерская. Святой Христофор. Ок. 1518-1520. Доска, масло. 48,8х35

Лукас Кранах Старший и мастерская. Святой Христофор. Ок. 1518-1520. Доска, масло. 48,8х35

Ударную часть торгов составляют малые голландцы — натюрморты Виллема Клас Хеды (один из топ-лотов Sotheby’s 11 ноября, эстимейт €200—300 тыс.) и Питера Класа (Christie’s, предварительная оценка €70—100 тыс.), пейзажи Яна ван Гойена (Christie’s, эстимейт €80—120 тыс.) и Саломона Рейсдаля (Sotheby’s, €40—60 тыс.). Относительно низкие цены связаны с тем, что их работ на рынке очень много. Не подделок и не жертв антикварной реставрации, после которой оригинального красочного слоя остается менее 15 процентов, а настоящей, добротной живописи XVII века. Причины две: удивительная работоспособность голландских художников и феноменальное количество мастеров, работавших в этой небольшой стране на протяжении XVII века. Например, известно о существовании 1200 картин Яна ван Гойена — можно предположить, что четверть работ находится в различных музеях мира, еще часть уже осела в частных собраниях, ну а все остальное неизбежно рано или поздно попадает на рынок. При этом художников уровня ван Гойена в Нидерландах было множество.

©  Christie’s

 Питер Клас. Натюрморт с айвой и персиками. 1651. Доска, масло. 52,4х84,1

Питер Клас. Натюрморт с айвой и персиками. 1651. Доска, масло. 52,4х84,1


В любом случае, изучение каталогов предстоящих торгов — занятие для знатока. Нужно вдумчиво читать Condition reports — отчеты о состоянии произведения: именно там указывается, была ли картина реставрирована и как сильно, там же приведены выводы технологических исследований. Если знать все эти премудрости, появляется возможность приобрести не просто интерьерную, приятную для глаза живопись, но работу художника, чье имя давно и прочно вошло в историю искусств. Причем если в случае с импрессионистами или модернистами вы заплатите за живописную работу от нескольких сотен тысяч до десятков миллионов, то в случае со старыми мастерами можно обойтись десятками тысяч евро.

©  Christie’s

 Ян ван Гойен. Речной пейзаж с крестьянами. Ок. 1629. Доска, масло. 38,2х61,5

Ян ван Гойен. Речной пейзаж с крестьянами. Ок. 1629. Доска, масло. 38,2х61,5


Однако у человека, неискушенного в тонкостях этого искусства, многое в каталоге может вызвать недоумение. Взять хотя бы дефиниции — все эти «мастерская» (studio of), «школа» (school of) и «круг» (circle of), а также «приписывается такому-то» (attributed to) обозначают различные степени участия мастера в создании работы. К примеру, studio of — это произведение из мастерской того или иного художника, а если после имени художника есть приписка «...and Workshop», это означает, что ему помогали ученики и другие члены мастерской.

©  Christie’s

 Мастерская Питера Пауля Рубенса. Этюд трех женских голов. Ок. 1615. Доска, масло. 45,1х65,5

Мастерская Питера Пауля Рубенса. Этюд трех женских голов. Ок. 1615. Доска, масло. 45,1х65,5


На предстоящих торгах, к примеру, будет представлена работа «мастерской Рубенса» (Christie’s, «Этюд трех женских голов», эстимейт €100—150 тыс.). Казалось бы, все ясно: это
кто угодно, но не сам Рубенс. Впрочем, автором этюда гипотетически может оказаться и ван Дейк или Йорданс, которые начинали в его мастерской, поэтому значительная сумма эстимейта кажется закономерной. Но почему тогда, спрашивается, «Этюд старика» той же «мастерской Рубенса» на Sotheby’s оценен уже в какие-то жалкие €4—6 тысяч? Или старик не вышел? Оказывается, все дело в том, что на «Этюды женских голов» у Christie’s есть подтверждение подлинности 1954 года — от самого Лео ван Пюивельде, знаменитого специалиста по фламандцам. А на «Этюд старика» подобной бумаги нет.

©  Sotheby’s

 Мастерская Питера Пауля Рубенса. Этюд старика. Доска, масло. 46,3х38

Мастерская Питера Пауля Рубенса. Этюд старика. Доска, масло. 46,3х38



Приходится ориентироваться и в литературе по старым мастерам. А еще лучше — иметь солидную библиотеку по интересующей теме. Взять хотя бы «Св. Христофора» Лукаса Кранаха Старшего и его мастерской (Christie’s, €100—150 тыс.). В каталоге указано, что эта вещь с иллюстрацией опубликована в монографии Макса Фридлендера и Якоба Розенберга, главных знатоков североевропейской живописи XV—XVI веков в целом и Кранаха в частности. Недурно бы эту книжку найти и сравнить картинки, чтобы убедиться, что речь идет об одной работе. С другой стороны, нужно учитывать и тот факт, что книга Фридлендера и Розенберга была написана в 1932 году, и атрибуции с тех пор могли неоднократно поменяться. В данном случае Christie’s сопроводил статью в каталоге мнениями сразу трех современных экспертов, но часто покупателям приходится полагаться лишь на собственные знания и профессиональное чутье.

 

 

 

 

 

Все новости ›