Оцените материал

Просмотров: 22456

Искусство для бедных

Анна Савицкая · 23/10/2008
Прошедшие в Лондоне торги итальянского искусства Sotheby’s и Christie’s показали, что говорить о падении арт-рынка пока рано

©  Sotheby’s

 Лючио Фонтана. Пространственная концепция. Ожидание. 1967. Холст, пигмент. 54х65

Лючио Фонтана. Пространственная концепция. Ожидание. 1967. Холст, пигмент. 54х65

По сравнению с пошатнувшимся рынком современного искусства (торги Sotheby’s, Christie’s и Phillips de Pury во время недели Frieze прошли не слишком удачно), рынок итальянского искусства ХХ века кажется вполне устойчивым. Свидетельством растущего спроса на работы итальянских художников служит статистика аукционных продаж за 2008 год — они прочно обосновались на первых позициях в списках самых дорогих. В июне на аукционе импрессионистов и модернистов в Лондоне «Танцовщица» футуриста Джино Северини стала самым дорогим лотом вечерних торгов (£15 млн). А прославившийся своими изрезанными холстами авангардист Лючио Фонтана сделался в этом году главным героем чуть ли не всех торгов современного искусства: сначала Sotheby’s в феврале продал его работу за £10,3 млн, затем на октябрьских торгах Christie’s «Пространственный концепт. Конец Бога» ушел за £9 млн. Немало его работ было представлено и на минувших итальянских торгах, на Christies они продавались в диапазоне от £397 до 758 тыс., а на аукционе Sotheby’s был установлен рекорд на скульптуру художника: «Пространственный концепт. Форма» ушла за £1 млн.

На этот раз оба аукционных дома сделали ставку на послевоенное итальянское искусство, прежде всего Arte Povera («Бедное искусство») — течение, объединившее итальянских художников второй половины 1960—1970-х годов.

©  Christie’s

 Пьеро Манцони. Черно-белая композиция. Ок. 1959. Холст, каолин. 100x80

Пьеро Манцони. Черно-белая композиция. Ок. 1959. Холст, каолин. 100x80

Типичные произведения Arte Povera вполне соответствуют названию движения — это инсталляции, выполненные из недорогих, часто встречающихся в повседневной жизни материалов, например осколков стекла, стали, бечевок. Как оказалось, именно такое искусство отвечает запросам современных коллекционеров. Возможно, финансовый кризис заставляет выбирать более «скромные», в том числе внешне, работы.

Знаковая инсталляция Пино Паскали «Мост» 1968 года (эстимейт £1,5—2 млн), на которую Christie’s возлагал большие надежды, продана не была. В результате самой дорогой стала «Черно-белая композиция» Пьеро Манцони — она ушла за £1,6 млн. Любопытно, что в прошлом году этот автор стал фаворитом аналогичного аукциона Sotheby’s: работа из серии «черно-белых композиций» была тогда продана за £2,3 млн.

©  Christie’s

 Яннис Куннелис. Без названия. 1960. Холст, листы бумаги, эмаль. 137x300

Яннис Куннелис. Без названия. 1960. Холст, листы бумаги, эмаль. 137x300


Кроме того, на Christie’s

©  Sotheby’s

 Микеланджело Пистолетто. Они говорят. Коллаж из бумажных салфеток на нержавеющей стали. 230х120

Микеланджело Пистолетто. Они говорят. Коллаж из бумажных салфеток на нержавеющей стали. 230х120

был установлен аукционный рекорд для другого представителя Arte Povera — Янниса Кунеллиса. Его полотно «Без названия» 1960 года приобрел коллекционер из Европы за £735 тыс., значительно выше эстимейта (£400—600 тыс.).

У Sotheby’s «бедное искусство» тоже оказалось в цене. «Карта Мира — Безумный бег жизни» Алигьеро Боэтти продана за £457,3 тыс., а коллаж Микеланджело Пистолетто — за £409,3 тыс. (аукционный рекорд для художника).

Из классиков итальянского искусства первой половины ХХ века Sotheby’s представил Джорджо де Кирико, чья метафизическая композиция 1926 года была куплена за £780 тыс. У Christie’s был натюрморт Джорджо Моранди 1948 года, ушедший за £802 тыс. Всего Sotheby’s удалось продать 88,5% лотов на общую сумму £13,6 млн (при предварительном эстимейте £11,9—16,5 млн). Christie’s

©  Sotheby’s

 Джорджо де Кирико. Внутренняя метафизика и голова философа. 1926. Холст, масло. 81х65

Джорджо де Кирико. Внутренняя метафизика и голова философа. 1926. Холст, масло. 81х65

выручил в общей сложности £11 млн, продав 69% лотов.

Разумеется, на этот раз результаты выглядят менее впечатляющими, чем в прошлый, когда общая сумма продаж Sotheby’s составила £15,1 млн, превысив аукционный эстимейт, а Christie’s — £14,8 млн. Тогда оба аукционных дома продали около 90% работ. Впрочем, сокращение представляется незначительным. Если последние торги во время Frieze не дотянули даже до нижней границы предварительных эстимейтов, то итальянские аукционы достигли ожидаемых результатов. Возможно, это свидетельствует о том, что сравнительно недорогое и непереоцененное итальянское искусство продается в сложных экономических условиях гораздо лучше, чем работы признанных и дорогих художников вроде Уорхола или Бэкона.

©  Christie’s

 Джордо Моранди. Натюрморт. Ок. 1948. Холст, масло. 30,3x36,4

Джордо Моранди. Натюрморт. Ок. 1948. Холст, масло. 30,3x36,4





Еще по теме:
Десять самых дорогих работ Лючио Фонтаны

Ссылки

Все новости ›